Оренбургский областной суд в составе
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Митрофанова В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Митрофанов В.М. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является арендатором земельного участка, площадью *** кв.м., с кадастровым номером N, категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу: (адрес), кадастровой стоимостью *** рубля. Согласно условиям заключенного договора аренды, арендный платеж формируется исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
По итогам независимой оценки рыночная стоимость указанного земельного участка по состоянию на (дата) составила *** рублей.
Просит суд установить кадастровую стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости по состоянию на (дата) г.
Административный истец Митрофанов В.М., представители административных ответчиков Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Правительства Оренбургской области, администрации г. Орска Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, извещённые о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, принимая во внимание отзывы на административное исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно статье 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности. Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Судом установлено, что Митрофанов В.М., обращаясь в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, представил отчет N от (дата) об оценке его рыночной стоимости земельного участка по состоянию на (дата) в размере *** рублей.
Согласно представленной административным истцом кадастровой справке сведения о земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости 1 (дата)
В соответствии с пунктом 11 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при подаче заявления об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости в силу взаимосвязанных положений пунктов 4 и 5 части 2 статьи 246 и пункта 2 части 1 статьи 248 КАС РФ необходимым документом является отчет, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости, а также подготовленное экспертом или экспертами саморегулируемой организации оценщиков положительное экспертное заключение в случаях, установленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Отсутствие названных документов является основанием для оставления заявления без движения в соответствии со статьей 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а в случае неустранения указанных в определении судьи недостатков - основанием для его возвращения.
Если факт отсутствия необходимых документов, в том числе отчета об оценке, составленного на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость объекта недвижимости и (или) экспертного заключения саморегулируемой организации на этот отчет, выяснится в ходе рассмотрения дела, суд предоставляет административному истцу срок для устранения нарушений, а в случае их неустранения на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оставляет заявление без рассмотрения.
В адрес административного истца было направлено определение с разъяснением процессуальных прав и обязанностей. Административному истцу разъяснено, что стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Однако Митрофанов В.М. в судебное заседание не явился, отчет об оценке, составленный на дату, по состоянию на которую была определена кадастровая стоимость земельного участка (дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости) и экспертное заключение саморегулируемой организации на этот отчет не представил.
Поскольку представленный Митрофановым В.М. отчет об оценке не подтверждает рыночную стоимость земельного участка на дату, по состоянию на которую должна быть установлена его кадастровая стоимость, на основании пункта 5 части 1 статьи 196 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о наличии оснований и полагает возможным оставить заявление Митрофанова В.М. без рассмотрения.
Согласно части 1 статьи 197 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае оставления административного искового заявления без рассмотрения производство по административному делу заканчивается вынесением определения суда. В этом определении суд указывает обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, способ их устранения, разрешает вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
На основании пункта 3 части 1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации уплаченная государственная пошлина подлежит возврату частично или полностью в случае: прекращения производства по делу (административному делу) или оставления заявления (административного искового заявления) без рассмотрения Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции или арбитражными судами.
Так как административное исковое заявление Митрофанова В.М. оставлено без рассмотрения имеются законные основания для возврата административному истцу расходов по уплате государственной пошлины в размере *** рублей при подаче административного искового заявления в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 197-199 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
административное исковое заявление Митрофанова В.М. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, администрации г. Орска Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка оставить без рассмотрения.
Возвратить Митрофанову В.М. государственную пошлину в размере 300 рублей, уплаченную при подаче административного искового заявления.
Разъяснить административному истцу, что в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без рассмотрения, он вправе обратится в суд с административным исковым заявлением в общем порядке.
Определение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение пятнадцати дней со дня его вынесения через Оренбургский областной суд.
Судья: И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.