Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению заместителя прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области о признании незаконным нормативного правового акта,
УСТАНОВИЛ:
заместитель прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации обратился в суд с административным исковым заявлением, указав, что решением Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области N 157 от 30 декабря 2013 года утвержден генеральный план муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
В соответствии с указанным генеральным планом муниципального образования в состав населенных пунктов - п. Тростянка, п. Лисья Поляна, п. Рябцево, п. Покровка, п. Свежий Родник включены земельные участки, расположенные на землях лесного фонда.
При этом согласование проекта территориального планирования муниципального образования в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда, принадлежащих Российской Федерации, с Федеральным агентством лесного хозяйства не производилось.
Поскольку генеральный план принят с нарушением норм Земельного кодекса Российской Федерации, Лесного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации административный истец просит суд признать со дня вступления в законную силу решения суда противоречащим федеральному законодательству и недействующим решение Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от 30 декабря 2013 года N 157 в части включения в границы поселений Бузулукского района Оренбургской области лесных участков, именно:
- в п. Тростянка - квартал 33 часть выдела 14 (кормовая площадка); квартал 36 части выделов 1 (состав-10ОЛЧ), 16 (сенокос), 18 (состав - 10С), 19 (состав - 9 ДН1С+Б), 20 (состав 10ДН), 28 (пруд), квартал 38 части выделов 1 (состав - 7ОЛЧ2Б1ИВК+ОС) и 2 (сенокос) - защитные леса, в том числе противоэрозионные леса, выдел 13 квартала 6 (состав - 10Ив+Олч), 14 (состав - 8Тал2Олч), 15 (состав - 6Ив4Олч) и часть выдела 10 (состав - 6Б4Олч);
- в п. Лисья Поляна - квартал 9 выдел 28 (прогалина) и части выделов 19 (скотопрогон), 27 (состав 5ДН3ЛП1ОС1Б+КЛО), 29 (состав - 60СЗЛП1ДН+Б+КЛО); квартал 32 выдел 19 (состав - 10ДН+В+КЛО) и части выделов 12 (вырубка - 93 г.), 13 (состав 10ДН), 18 (состав - 8ОС1ЛП1ДН); квартал 33 части выделов 3 (состав - 10ОЛЧ), 4 (состав - 3Б2ЛП2ОС2ДН1КЛО) и 9 (состав - 70С1ЛП1Б1ДН+КЛО), квартал 6 выдела 5 (состав - 8Ос2Дн), 26 (состав - 8Кло2В), 27 (состав - 7ОсЗКля) и части выделов 3 (состав - 4Дн2Кло2Лп2Ос) и 4 (состав - 5Дн4Олч1Б);
- в п. Рябцево - квартал 4 выдела 1 (состав - 10Дн), 2 (состав - 10Кл+В) и часть выдела 3 (состав - 6Дн4Олч1Ив);
- в п. Покровка - квартал 6 часть выдела 21 (состав - 5Олч5Ив); квартал 8 выдел 1 (состав - 10Ив+Оск) и часть выдела 3 (состав - 10Ив);
- в п. Свежий Родник - квартал 7 части выделов 2 (состав - 4Ос3Лп3Дн), 3 (состав - 5Дн4Ос1Олч), 5 (состав - 6Лп4Ос+Дн), 6 (состав - 7Лп3Кло), 7 (состав - 5Дн4Лп1В), 8 (состав - 7Ос3Олч) и 9 (состав - 6Ос4Лп+Б).
Представители административного ответчика Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области и заинтересованных лиц администрации муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, Федерального агентства лесного хозяйства, ГКУ "Бузулукское лесничество", территориального управления Росимущества в Оренбургской области в судебное заседание не явились, извещены о его времени и месте надлежащим образом.
Суд, руководствуясь частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, вынес определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплин И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение прокурора отдела Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В., принимая во внимание отзыв территориального управления Росимущества в Оренбургской области, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
На основании части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы поселений являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области N 157 от 30 декабря 2013 года утвержден генеральный план муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области.
Генеральный план поселений является нормативным правовым актом, что участниками административного дела не оспаривается.
Из указанного генерального плана следует, что в состав населенного пункта п. Тростянка входит квартал 33 часть выдела 14 (кормовая площадка); квартал 36 части выделов 1 (состав-10ОЛЧ), 16 (сенокос), 18 (состав - 10С), 19 (состав - 9 ДН1С+Б), 20 (состав 10ДН), 28 (пруд), квартал 38 части выделов 1 (состав - 7ОЛЧ2Б1ИВК+ОС) и 2 (сенокос) - защитные леса, в том числе противоэрозионные леса, выдел 13 квартала 6 (состав - 10Ив+Олч), 14 (состав - 8Тал2Олч), 15 (состав - 6Ив4Олч) и часть выдела 10 (состав - 6Б4Олч). В состав п. Лисья Поляна входит квартал 9 выдел 28 (прогалина) и части выделов 19 (скотопрогон), 27 (состав 5ДН3ЛП1ОС1Б+КЛО), 29 (состав - 60СЗЛП1ДН+Б+КЛО); квартал 32 выдел 19 (состав - 10ДН+В+КЛО) и части выделов 12 (вырубка - 93 г.), 13 (состав 10ДН), 18 (состав - 8ОС1ЛП1ДН); квартал 33 части выделов 3 (состав - 10ОЛЧ), 4 (состав - 3Б2ЛП2ОС2ДН1КЛО) и 9 (состав - 70С1ЛП1Б1ДН+КЛО), квартал 6 выдела 5 (состав - 8Ос2Дн), 26 (состав - 8Кло2В), 27 (состав - 7ОсЗКля) и части выделов 3 (состав - 4Дн2Кло2Лп2Ос) и 4 (состав - 5Дн4Олч1Б). В состав п. Рябцево входит квартал 4 выдела 1 (состав - 10Дн), 2 (состав - 10Кл+В) и часть выдела 3 (состав - 6Дн4Олч1Ив). В состав п. Покровка входит квартал 6 часть выдела 21 (состав - 5Олч5Ив); квартал 8 выдел 1 (состав - 10Ив+Оск) и часть выдела 3 (состав - 10Ив). В состав в п. Свежий Родник входит квартал 7 части выделов 2 (состав - 4Ос3Лп3Дн), 3 (состав - 5Дн4Ос1Олч), 5 (состав - 6Лп4Ос+Дн), 6 (состав - 7Лп3Кло), 7 (состав - 5Дн4Лп1В), 8 (состав - 7Ос3Олч) и 9 (состав - 6Ос4Лп+Б).
В силу статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в частности на земли поселений (населенных пунктов), земли лесного фонда.
В соответствии с частью 1 статьи 101 Земельного кодекса Российской Федерации к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Лесные участки в составе земель лесного фонда согласно части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации находятся в федеральной собственности.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права собственности от 26 сентября 2013 года и свидетельству от 13 июля 2011 года спорные земельные участки отнесены к землям лесного фонда, находятся в собственности Российской Федерации.
Включение земельных участков лесного фонда в состав населенных пунктов подтверждается схемой картографического наложения материалов лесоустройства на границы населенного пункта, выполненного ГКУ "Бузулукское лесничество", таксационным описанием, проектом организации и ведения лесного хозяйства ПХ "Лисья поляна", планом лесонасаждений ПХ "Лисья Поляна" НГДУ "Бузулукнефть" Оренбургской области.
Порядок установления или изменения границ населенных пунктов определен статьей 84 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
На основании пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в случае, если предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным до 1 января 2015 года согласовывать включение земельных участков земель лесного фонда в границы населенных пунктов, исключение земельных участков из границ населенных пунктов и включение их в состав земель лесного фонда является Федеральное агентство лесного хозяйства (постановление Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 года N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства").
В обоснование доводов административного искового заявления заместитель прокурора Оренбургской области сослался на то, что в результате проверки, проведенной Бузулукской межрайонной прокуратурой Оренбургской области, установлено несоблюдение процедуры согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
В силу части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации бремя доказывания соблюдения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта возложено на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.
Доказательств согласования генерального плана муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области N 157 от 30 декабря 2013 года, с Федеральным агентством лесного хозяйства Советом депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области не представлено. Согласно ответу главы администрации муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области N65 от 6 мая 2016 года, представленному в материалы административного дела, генеральный план муниципального образования Лисьеполянский сельсовет с Федеральным агентством лесного хозяйства не согласовывался.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о нарушении требований нормативных правовых актов, устанавливающих порядок принятия генерального плана муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области, которое выразилось во включении в состав населенных пунктов п. Тростянка, п. Лисья Поляна, п. Рябцево, п. Покровка, п. Свежий Родник земель лесного фонда, являющихся федеральной собственностью, без согласования в установленном законом порядке проекта плана с Федеральным агентством лесного хозяйства Российской Федерации как с органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере лесного хозяйства.
Принятие оспариваемого решения, предусматривающего включение в границы населенного пункта лесных участков из земель лесного фонда, при отсутствии согласования с Федеральным агентством лесного хозяйства лишило уполномоченный орган исполнительной власти реализовывать полномочия по рассмотрению в установленном порядке материалов о переводе земель лесного фонда в земли населенных пунктов, чем нарушило права ведомства и права Российской Федерации, как собственника земель лесного фонда.
Поскольку согласование по включению участков из земель лесного фонда в границы населенных пунктов отсутствовало, оспариваемое решение не может считаться соответствующим действующему законодательству.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Учитывая, что оспариваемый нормативный правовой акт применялся в течение определенного времени на его основании реализованы права неопределенного круга лиц, представляется возможным признать недействующим нормативный правовой акт со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Указанные положения закона и установленные судом обстоятельства являются основанием для удовлетворения административного иска.
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление заместителя прокурора Оренбургской области в интересах Российской Федерации к Совету депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области о признании незаконным нормативного правового акта удовлетворить.
Признать недействующим приложение к решению Совета депутатов муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области от 30 декабря 2013 года N 157 "Об утверждении генерального плана муниципального образования Лисьеполянский сельсовет Бузулукского района Оренбургской области" в части включения в границы:
- населенного пункта п. Тростянка земельных участков лесного фонда - квартал 33 часть выдела 14 (кормовая площадка); квартал 36 части выделов 1 (состав-10ОЛЧ), 16 (сенокос), 18 (состав - 10С), 19 (состав - 9 ДН1С+Б), 20 (состав 10ДН), 28 (пруд), квартал 38 части выделов 1 (состав - 7ОЛЧ2Б1ИВК+ОС) и 2 (сенокос) - защитные леса, в том числе противоэрозионные леса, выдел 13 квартала 6 (состав - 10Ив+Олч), 14 (состав - 8Тал2Олч), 15 (состав - 6Ив4Олч) и часть выдела 10 (состав - 6Б4Олч);
- населенного пункта п. Лисья Поляна земельных участков лесного фонда - квартал 9 выдел 28 (прогалина) и части выделов 19 (скотопрогон), 27 (состав 5ДН3ЛП1ОС1Б+КЛО), 29 (состав - 60СЗЛП1ДН+Б+КЛО); квартал 32 выдел 19 (состав - 10ДН+В+КЛО) и части выделов 12 (вырубка - 93 г.), 13 (состав 10ДН), 18 (состав - 8ОС1ЛП1ДН); квартал 33 части выделов 3 (состав - 10ОЛЧ), 4 (состав - 3Б2ЛП2ОС2ДН1КЛО) и 9 (состав - 70С1ЛП1Б1ДН+КЛО), квартал 6 выдела 5 (состав - 8Ос2Дн), 26 (состав - 8Кло2В), 27 (состав - 7ОсЗКля) и части выделов 3 (состав - 4Дн2Кло2Лп2Ос) и 4 (состав - 5Дн4Олч1Б);
- населенного пункта п. Рябцево - земельного участка лесного фонда квартал 4 выдела 1 (состав - 10Дн), 2 (состав - 10Кл+В) и часть выдела 3 (состав - 6Дн4Олч1Ив);
- населенного пункта п. Покровка земельного участка лесного фонда - квартал 6 часть выдела 21 (состав - 5Олч5Ив); квартал 8 выдел 1 (состав - 10Ив+Оск) и часть выдела 3 (состав - 10Ив);
- населенного пункта п. Свежий Родник земельного участка лесного фонда - квартал 7 части выделов 2 (состав - 4Ос3Лп3Дн), 3 (состав - 5Дн4Ос1Олч), 5 (состав - 6Лп4Ос+Дн), 6 (состав - 7Лп3Кло), 7 (состав - 5Дн4Лп1В), 8 (состав - 7Ос3Олч) и 9 (состав - 6Ос4Лп+Б) со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Решение в окончательной форме принято 29 июня 2016 года
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.