Оренбургский областной суд в составе:
судьи Оренбургского областного суда Селютиной И.Ф.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием представителя административных ответчиков Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Смирновой В.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Зильберштейна Б.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Зильберштейн Б.Н. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением, указав, что является собственником *** доли земельного участка с кадастровым номером N, площадью ***., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес), кадастровой стоимостью ***; *** доли земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес), кадастровой стоимостью ***.
По итогам независимой оценки рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составила ***; земельного участка с кадастровым номером N - *** по состоянию на (дата).
Просит суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере его рыночной стоимости по состоянию на (дата)
Административный истец Зильберштейн Б.Н., представители административных ответчиков ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, представитель заинтересованного лица администрации г. Орска Оренбургской области, заинтересованное лицо Зильберштейн М.Н., извещённые о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вынес определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.
Представитель административных ответчиков Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Смирнова В.Е. против удовлетворения заявленных требований возражала, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.
Изучив материалы дела, заслушав объяснение представителя административных ответчиков Правительства Оренбургской области, Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области Смирновой В.Е., суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.
Отношения по установлению кадастровой стоимости земельного участка регулируются нормами статей 65 и 66 Земельного кодекса Российской Федерации, главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об оценочной деятельности") и относятся к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации либо органы местного самоуправления, принявшие решение о проведении государственной кадастровой оценки и (или) утвердившие результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Согласно статье 24.18 Федерального закона "Об оценочной деятельности" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде. Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Заявление о пересмотре кадастровой стоимости на основании пункта 15 статьи 20 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подается в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа по месту нахождения заказчика работ либо государственного органа, определившего кадастровую стоимость в порядке статьи 24.19 Закона об оценочной деятельности.
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе и установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Согласно части 5 статьи 1 Закона о государственном кадастре недвижимости кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с данным Федеральным законом.
В силу части 5 статьи 4 Закона о государственном кадастре недвижимости сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 названного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
Как следует из материалов дела и установлено судом Зильберштейну Б.Н. на праве общей долевой собственности принадлежит *** доля земельного участка с кадастровым номером N, площадью ***., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес); *** доля земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес), что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от (дата).
Согласно представленным кадастровым справкам о стоимости кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N определена по состоянию на (дата) в размере ***; кадастровая стоимость земельного участка N определена по состоянию на (дата) в размере ***
Зильберштейн Б.Н. полагает, что существенное завышение кадастровой стоимости земельных участков над рыночной стоимостью влечет нарушение его права, поскольку кадастровая стоимость земли является налогооблагаемой базой, установление стоимости в завышенном размере влечет необоснованное увеличение налогового бремени.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N от (дата), составленному оценщиком ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составляет ***.
Согласно представленному в материалы дела отчету об оценке N от (дата), составленному оценщиком ФИО1, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составляет ***.
Отчёты подготовлены лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорного участка.
Оценщик является членом Саморегулируемой организации ***.
Отчеты содержат подробное описание проведенных исследований, приведены выводы, и на основании этих исследований даны ответы на поставленные вопросы. Оценщик руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Соответствие подготовленных оценщиком отчётов требованиям законодательства об оценочной деятельности подтверждено заключениями эксперта ФИО2, утвержденными руководителем региональной экспертной группы *** ФИО3, являющегося членом Саморегулируемой организации *** Экспертом установлено, что отчеты соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, итоговая величина стоимости отраженная в отчетах подтверждена.
Согласно статье 12 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Оценив отчеты по правилам, установленным в статье 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд соглашается с изложенными в нем выводами и полагает, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составила ***; рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на (дата) составила ***.
Использование земли в Российской Федерации является платным, одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Как предусмотрено пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при проведении государственной кадастровой оценки датой определения кадастровой стоимости является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке (далее - Перечень), сведения о которых содержатся в государственном кадастре недвижимости (абзац второй статьи 24.15 Закона об оценочной деятельности).
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была определена его кадастровая стоимость (абзац четвертый статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
При таких обстоятельствах суд считает обоснованным и подлежащим удовлетворению административное исковое заявление Зильберштейна Б.Н., поскольку рыночная стоимость земельных участков определена на дату определения их кадастровой стоимости в соответствии с отчетами независимого оценщика. Доказательств в опровержение представленных административным истцом документов суду не представлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Зильберштейна Б.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Оренбургской области, Правительству Оренбургской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Оренбургской области, Министерству природных ресурсов, экологии и имущественных отношений (адрес) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков, поступившее в суд (дата), удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес) в размере *** по состоянию на (дата)
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N, площадью *** кв.м., категория земель: ***, разрешенное использование: *** расположенного по адресу: (адрес) в размере *** по состоянию на (дата)
Установленная судом кадастровая стоимость земельных участков используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Вступившее в законную силу решение суда по данному административному делу является основанием для возникновения у ФГБУ "ФКП "Росреестра" обязанности внести в государственный кадастр недвижимости установленную судом рыночную стоимость в размере *** в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N рыночную стоимость в размере *** в качестве кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Оренбургского областного суда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Решение в окончательной форме принято 7 июля 2016 г.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф.Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.