Оренбургский областной суд в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,
с участием прокурора Оренбургской областной прокуратуры Стиплина И.В.,
при секретаре Бобылевой Л.А.,
с участием административного истца Захаревича В.В.,
представителя избирательной комиссии Милова А.В.,
заинтересованного лица Артамонова В.А.,
представителя заинтересованного лица Артамонова В.А. и Оренбургского регионального отделения ЛДПР Урманчеева Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Захаревича В.В. об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 о регистрации Артамонова В.А. в качестве кандидата в депутаты,
установил:
постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 июня 2016 года N 3907 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
21 июля 2016 года окружной избирательной комиссией по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 было принято решение о регистрации в качестве кандидата в депутаты Артамонова В.А..
28 июля 2016 года Захаревич В.В. также зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва.
Захаревич В.В. обратился в Оренбургский областной суд с заявлением об оспаривании решения окружной избирательной комиссии о регистрации кандидата Артамонова В.А., считая его незаконным, поскольку на момент выдвижения кандидатом в депутаты Оренбургским региональным отделением ЛДПР Артамонов В.А. являлся членом Всероссийской политической партии "Единая Россия", что является нарушением избирательного законодательства.
Кроме того, в решении о выдвижении кандидата соответствующим избирательным объединением не указано число избранных членов соответствующего органа политической партии, его регионального отделения, необходимое в соответствии с уставом политической партии для принятия решения.
В документах, представленных Артамоновым В.А., отсутствуют документы о согласовании его кандидатуры с Высшим Советом ЛДПР.
Просит суд отменить решение окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 о регистрации Артамонова В.А. в качестве кандидата в депутаты.
Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Оренбургское региональное объединение политической партии "Либерально-демократическая партия России", Оренбургское региональное объединение Всероссийской политической партии "Единая Россия", избирательная комиссия Оренбургской области.
В судебном заседании административный истец Захаревич В.В. заявленные требования поддержал.
Председатель территориальной избирательной комиссии Сорочинского городского округа Оренбургской области Милов А.В., заинтересованное лицо Артамонов В.А., представитель Артамонова В.А. и Оренбургского регионального отделения ЛДПР Урманчеев Д.О. с требованиями не согласились, полагая, что оснований к отказу в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области
Артамонова В.А. не имелось.
Представители заинтересованных лиц Оренбургского регионального объединения Всероссийской политической партии "Единая Россия", избирательной комиссии Оренбургской области, извещённые о явке в суд надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Суд вынес определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Выслушав пояснения участников процесса, принимая во внимание заключение прокурора, полагавшего отказать в удовлетворении иска, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
По правилам пункта 2 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования.
Согласно пункту 5 статьи 75 Закона РФ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме" в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата.
Из материалов дела установлено, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 14 июня 2016 года
N 3907 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва на 18 сентября 2016 года.
Постановлением избирательной комиссии Оренбургской области от
03 июня 2016 года N 3/49-6 на территориальную избирательную комиссию Сорочинского городского округа возложены полномочия окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
09 июля 2016 года Артамонов В.А. обратился в окружную избирательную комиссию по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 5 с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты, представив необходимые документы.
Решением территориальной избирательной комиссии Сорочинского городского округа Оренбургской области от 21 июля 2016 года
Артамонов В.А. зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Решением территориальной избирательной комиссии Сорочинского городского округа Оренбургской области от 28 июля 2016 года
Захаревич В.В. также зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5.
Захаревич В.В., как кандидат в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по одномандатному избирательному округу N 5, в установленный законом срок 29 июля 2016 года направил заказным письмом в суд заявление об оспаривании решения избирательной комиссии от
21 июля 2016 года о регистрации Артамонова В.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области по тому же избирательному округу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В соответствии с требованиями пункта 3.1 статьи 36 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ "О политических партиях" политическая партия не вправе выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления граждан Российской Федерации, являющихся членами иных политических партий.
В силу подпункта "б" пункта 24 статьи 38 Федерального закона
N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата, выдвинутого политической партией, является несоблюдение требований к выдвижению кандидата, предусмотренных Федеральным законом "О политических партиях".
Право граждан Российской Федерации беспрепятственно выходить из политических партий установлено и статьей 2 Федерального закона N 95-ФЗ.
В силу прямого предписания, содержащегося в статье 21 названного Федерального закона, устав политической партии должен содержать положения, определяющие условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии (подпункт "в" пункта 2).
Следовательно, членство в политической партии может быть прекращено в порядке, установленном уставом этой партии.
Согласно пункту 4.3.1 Устава Всероссийской политической партии "Единая Россия" прекращение членства происходит на основании личного письменного заявления гражданина, принявшего решение о выходе из партии, которое подается в первичное (местное, региональное) отделение партии по месту постоянного или преимущественного проживания члена партии. Прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем первичном (местном, региональном) отделении. Данный порядок также изложен в Положении об учете членов Всероссийской политической партии "Единая Россия", порядке приема в Партию, выхода из Партии, порядке исключения из Партии и приостановлении членства в Партии.
При подаче заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Артамонов В.А. представил справку Оренбургского регионального отделения ЛДПР о том, что он является членом политической партии ЛДПР.
В подтверждение судом исследован протокол от 24 июня 2016 года
N 34 Оренбургского регионального отделения ЛДПР, из которого следует, что Артамонов В.А. был принят в члены ЛДПР решением от 24 июня
2016 года.
В подтверждение выхода Артамонова В.А. из партии "Единая Россия" суду представлены следующие документы.
02 июня 2016 года Артамонов В.А. обратился в Оренбургское региональное отделение партии "Единая Россия" с заявлением об исключении из членов партии.
Заявление зарегистрировано Оренбургским региональным отделением партии "Единая Россия" по месту жительства Артамонова В.А. 02 июня
2016 года.
25 июля 2016 года на заседании местного политического совета местного отделения Всероссийской политической партии "Единая Россия" Ленинского района г. Оренбурга принято решение снять с учета на основании личного письменного заявления в связи с добровольным выходом из партии Артамонова В.А.
Таким образом, Артамонов В.А. прекратил членство в партии "Единая Россия" путем подачи личного письменного заявления в региональное отделение партии по месту своего постоянного проживания. Прекращение членства в партии наступило со дня регистрации этого письменного заявления, то есть со 02 июня 2016 года. Следовательно, на момент подачи заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты
Артамонов В.А. являлся членом только одной политической партии ЛДПР.
В соответствии с пунктом 6.2 Устава политической партии ЛДПР высшим руководящим органом регионального отделения ЛДПР является конференция, которая проводится не реже одного раза в два года. Пунктом 6.3 Устава определено, что в компетенцию конференции входит в том числе выдвижение кандидатов, представленных Высшим Советом ЛДПР, в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и на иные выборные должности в органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Решением Высшего Совета ЛДПР от 01 июля 2016 года представлен для выдвижения конференцией Оренбургского регионального отделения политической партии ЛДПР список кандидатов в депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатным избирательным округам, среди которых числится Артамонов В.А. по одномандатному избирательному округу N 5.
Копия указанного решения была представлена в избирательную комиссию и принята во внимание при решении вопроса о регистрации кандидата.
Таким образом, суд признает несостоятельным довод административного истца о том, что кандидатура Артамонова В.А. не была согласована с Высшим Советом ЛДПР.
В судебном заседании также был исследован протокол 48 внеочередной конференции Оренбургского регионального отделения политической партии ЛДПР от 09 июля 2016 гола, на которой был определен список кандидатов в Законодательное Собрание Оренбургской области от партии ЛДПР, в том числе и кандидатура Артамонова В.А.
В протоколе указано количество зарегистрированных кандидатов, присутствующих на конференции, - 43 из избранных 46, представляющих
23 из 27 местных отделений ЛДПР, что в соответствии с требованиями пункта 6.4 Устава ЛДПР достаточно для принятия решения. Легитимность конференции не вызывает сомнения.
Исходя из анализа представленных документов в их совокупности, суд приходит к выводу, что при принятии решения территориальной избирательной комиссией Сорочинского городского округа Оренбургской области 21 июля 2016 года о регистрации кандидата в депутаты
Артамонова В.А. не были нарушены нормы Федерального закона "О политических партиях" и Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", оснований для отказа в регистрации кандидата не установлено.
На основании изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Захаревичу В.В. в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области шестого созыва по одномандатному избирательному округу N 5 о регистрации Артамонова В.А. в качестве кандидата в депутаты отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации через Оренбургский областной суд в течение пяти дней со дня принятия судом решения.
Полный текст решения изготовлен 09 августа 2016 года.
Судья Оренбургского
областного суда И.Ф. Селютина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.