судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Малышевой И.А.,
судей Бабайцевой Е.А., Грымзиной Е.В.,
при секретаре Ивановой Е.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области к Е, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области об истребовании имущества из чужого незаконного владения
по апелляционной жалобе представителя Е по доверенности Б
на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2016 года, которым исковые требования Комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Бабайцевой Е.А., пояснения представителя истца Комитета по управлению государственным имуществом "адрес" Р, возражавшей против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (далее - Облкомимущество) обратился в суд с иском к Е, администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, в котором просил истребовать из чужого незаконного владения Е в пользу Облкомимущества земельные участки: кадастровый N " ... " площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес" кадастровый N " ... " площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес"; кадастровый N " ... " площадью 500 кв.м по адресу: "адрес" кадастровый N " ... " площадью 500 кв.м по адресу: "адрес""; кадастровый N " ... " площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес""; кадастровый N " ... " площадью 1000 кв.м по адресу: "адрес"; установить решение суда в качестве основания для исключения из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о регистрации права собственности Е на земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ".
В обоснование требований указал, что постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 11 августа 2009 года С был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N " ... " по адресу: "адрес", из которого в последующем путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... " Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ П был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N " ... " по адресу: "адрес", из которого в последующем путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ".
07 сентября 2010 года спорные земельные участки отчуждены по договорам купли-продажи Е, его право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке.
Полагал, что поскольку образованные в результате раздела земельные участки, как и исходные земельные участки, входят в границы природного парка регионального значения "Волго-Ахтубинская пойма" на территории Волгоградской области и относятся в силу закона к собственности Волгоградской области, администрация Среднеахтубинского района не обладала полномочиями по распоряжению земельными участками с кадастровыми номерами N " ... ".
Суд постановилуказанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Е по доверенности Б оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит его отменить, в иске отказать.
В апелляционную инстанцию ответчик Е, его представители Б и К, представитель ответчика администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области, третьи лица С, П, представители третьих лиц ФГБУ "ФКП Росреестра" по Волгоградской области, Управления Росреестр по Волгоградской области, Комитета природных ресурсов и экологии Волгоградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки не сообщили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
Права на земельные участки (право собственности, постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение, сервитут, аренда, безвозмездное срочное пользование) возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами и подлежат государственной регистрации (ст. 25 ЗК РФ).
Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность или в аренду на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10, 11 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 28 ЗК РФ).
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов (п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Вместе с тем, одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение их к конкретному виду собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
В собственности субъектов Российской Федерации, в том числе, находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами (п. 1 ст. 18 ЗК РФ).
Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение и находиться в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления (п. 4 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").
Природные парки относятся к особо охраняемым природным территориям регионального значения (п. 1 ст. 95 ЗК РФ, п. 5 ст. 2, п. 1 ст. 18 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", ч. 1 ст. 15 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области").
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью субъектов Российской Федерации и находятся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года).
Особо охраняемые природные территории регионального значения являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области (ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04декабря2014года).
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (ст. 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (п. 3 ст. 209 ГК РФ).
По договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (п. 1 ст. 549 ГК РФ).
Сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом (п. 1 ст. 166, п.п. 1 и 2 ст. 167 ГК РФ).
Сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если законом не установлено, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения (ст. 168 ГК РФ).
Собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения (ст. 301 ГК РФ).
Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли (п. 1. ст. 302 ГК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Волгоградской области создано государственное учреждение "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма", утверждены границы парка регионального значения (Постановления главы администрации Волгоградской области от 05 июня 2000 года N 404 "О создании государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма" и от 26 апреля 2002 года N 339 "Об утверждении границ государственного учреждения "Природный парк "Волго-Ахтубинская пойма").
Территория природного парка "Волго-Ахтубинская пойма" является особо охраняемой природной территорией регионального значения и находится в ведении комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области. Природный парк расположен на территории Среднеахтубинского, Светлоярского и Ленинского муниципальных районов Волгоградской области в пределах границ согласно приложению (п.п. 1.2.1.3 Положения о природном парке "Волго-Ахтубинская пойма", утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 17 июня 2010 года N 917).
В силу приведенных выше норм права с момента образования природного парка и установления его границ все земельные участки, находящиеся в его границах и не являющиеся на момент их установления собственностью иных лиц, являются собственностью Волгоградской области.
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 11 августа 2009 года С был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N " ... " по адресу: "адрес", из которого путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ".
Постановлением администрации Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области от 12 августа 2009 года П был предоставлен в собственность бесплатно земельный участок площадью 2500 кв.м с кадастровым номером N " ... " по адресу: "адрес", из которого в последующем путем раздела образованы земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ".
Согласно кадастровым паспортам образованные спорные земельные участки полностью входят в границы природного парка "Волго-Ахтубинская пойма".
07 сентября 2010 года спорные объекты недвижимости были проданы Е по договорам купли-продажи. Право собственности Е зарегистрировано в установленном законом порядке.
Земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ", в силу закона являются собственностью Волгоградской области и находятся в ведении органов государственной власти Волгоградской области.
Доказательств тому, что право собственности Волгоградской области на исходные и образованные земельные участки с момента образования природного парка и установления его границ (2000 год, 2002 год) было прекращено или перешло к муниципальному образованию, ответчиками не представлено.
Органом, уполномоченным на совершение действий по управлению и распоряжению областной собственностью, на момент образования природного парка, установления его границ и передачи в собственность бесплатно в августе 2009 года П и С земельных участков с кадастровыми номерами N " ... " являлся Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (ст. 7 Закона Волгоградской области от 06 декабря 1999 года N 335-ОД "О порядке управления и распоряжения государственной собственностью Волгоградской области").
В настоящее время органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере имущественных и земельных отношений на территории Волгоградской области, осуществляющим управление и распоряжение имуществом и земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, за исключением жилищного фонда Волгоградской области, и самостоятельно выступающим в судах и иных органах от своего имени и от имени Волгоградской области по вопросам, входящим в его компетенцию, также является Комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (постановление Администрации Волгоградской области от 09 ноября 2009 года N 399-п "О полномочиях органов исполнительной власти Волгоградской области в сфере регулирования земельных отношений", п.п. 1.1., 2.2., 2.58. Положения о Комитете по управлению государственным имуществом Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 26 апреля 2012 года N 222).
Учитывая, что администрация Среднеахтубинского района в силу п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" вправе осуществлять распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, однако не наделена полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными в границах особо охраняемой природной территории регионального значения и являющимися собственностью Волгоградской области, передача земельных участков с кадастровыми номерами N " ... " П и С в собственность бесплатно была осуществлена за пределами предоставленных органу местного самоуправления полномочий.
В связи с незаконностью получения П и С земельных участков, принадлежащих на праве собственности Волгоградской области, данные лица не имели права ими распоряжаться.
Следовательно, договоры купли-продажи земельных участков, заключенные с Е, не соответствуют требованиям закона - положениям п. 2 ст. 209 ГК РФ, п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (действовавшей до 28 декабря 2013 года), ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" (действовавшей до 04декабря2014года) и являются ничтожными.
Кроме того, согласно п. 8 ст. 28 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" отчуждению в соответствии с настоящим федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель особо охраняемых природных территорий.
Поскольку земельные участки с кадастровыми номерами: N " ... ", выбыли из владения собственника помимо его воли, приобретены Е у лиц, которое не имели права их отчуждать, возмездно, постольку Облкомимущество как орган, осуществляющий управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Волгоградской области, вправе истребовать спорные земельные участки из незаконного владения Е (п. 1. ст. 302 ГК РФ).
Принимая во внимание изложенное выше, суд пришел к правильному выводу об истребовании из чужого незаконного владения Е в пользу Облкомимущества земельных участков с кадастровыми номерами: N " ... "
Доводы апелляционной жалобы представителя Е по доверенности Б о том, что нормы п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" не действуют с 28 декабря 2013 года, а положения ч. 1 ст. 7 Закона Волгоградской области от 07 декабря 2001 года N 641-ОД "Об особо охраняемых природных территориях Волгоградской области" - с 04декабря2014года, отнесение земельных участков к собственности субъектов Российской Федерации возможно только в силу федерального закона, но не закона субъекта Российской Федерации, соответственно, Облкомимуществом не доказано право собственности Волгоградской области на спорные земельные участки на момент подачи иска, судебной коллегией отклоняются.
Данные нормы права были обоснованно применены судом первой инстанции, так как они действовали на момент возникновения спорных правоотношений - передачи земельных участков в собственность гражданам бесплатно и заключения договоров купли-продажи. Право собственности Волгоградской области на спорные земельные участки возникло в силу закона, и доказательств утраты субъектом Российской Федерации права собственности на них не представлено.
Ссылки апеллянта на изъятие объектов недвижимости у Е - добросовестного приобретателя без какой-либо компенсации несостоятельны, возврат уплаченных по договорам за земельные участки денежных средств или возмещение убытков покупателя не являются предметом настоящего спора.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, не установлено.
При таких данных решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области об удовлетворении исковых требований Облкомимущества является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 12 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Е по доверенности Б - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.