Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Гулян Р.Ф.,
судей Сукачева Д.Ю., Марчукова А.В.,
при секретаре Бондарь А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке гражданское дело по иску Задубовского А. В. к начальнику ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Яровому А. Г., ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" о признании действий незаконными, признании незаконным отказа в назначении, признании незаконным приказа о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий, признании незаконным результатов рассмотрения производительности труда, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе представителя истца - Андреева А.В.
на решение Кировского районного суда г.Волгограда от 28 апреля 2016 года, которым постановлено:
Исковые требования Задубовского А. В. - удовлетворить частично.
Обязать начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А. Г. предложить Задубовскому А. В. вакантные должности, соответствующие квалификации Задубовского А. В. в соответствии с требованиями действующего законодательства (принимая во внимание образование, стаж службы, звание, последнюю занимаемую должность, производительность труда (наличие поощрений и наград, показатели работы вверенного подразделения, наличие непогашенных дисциплинарных взысканий).
В удовлетворении остальной части требований Задубовского А. В. к начальнику ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Яровому А. Г., ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" о признании действий незаконными, признании незаконным отказа в назначении, признании незаконным приказа о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий, признании незаконным результатов рассмотрения производительности труда, возложении обязанности - отказать.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Сукачева Д.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Задубовский А.В. обратился в суд с иском к начальнику ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Яровому А. Г., ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" о признании действий незаконными, признании незаконным отказа в назначении, признании незаконным приказа о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий, признании незаконным результатов рассмотрения производительности труда, возложении обязанности.
В обоснование исковых требований указал, что является сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС РФ с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. Задубовский А.В. занимал должность " ... " Специальной пожарной части N " ... " ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России", имеет звание " ... " внутренней службы. ДД.ММ.ГГГГ. Задубовский А.В. выведен в распоряжение Специального управления ФПС N " ... ". ДД.ММ.ГГГГ. Задубовскому А.В. вручено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ. об отсутствии вакансий. ДД.ММ.ГГГГ. Задубовский А.В. подал рапорт о назначении на высвобождающуюся должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России". ДД.ММ.ГГГГ. истцом был получен ответ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ., которым в назначении на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" отказано. ДД.ММ.ГГГГ. было проведено собрание офицерского состава, находящегося в распоряжении Специального управления. В ходе собрания участвующим был оглашен приказ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ. о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий. Для определения производительности труда кандидатов на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России", а также иных вакантных должностей, была оглашена сравнительная таблица производительности труда. Согласно оглашенной таблице, наибольшее число балов набрал Л.В.Д., ранее занимавший должность " ... ", то есть нижерасположенную должность и имеющий ниже звание по рангу ( " ... "), и меньший стаж работы - " ... " лет. Считает, что определение баллов по категориям не основано на требованиях, предъявляемых законом и инструкциями к занимаемым должностям. Указывает, что комиссия для проведения организационно-штатных мероприятий была создана спустя три с половиной месяца после начала массового сокращения. За это время освобождались вакантные должности ( " ... " пожарной части, на которую был назначен " ... " внутренней службы У.А.С..), и эти должности в установленном порядке сокращаемым сотрудникам, имеющим достаточную квалификацию, не предлагались. ДД.ММ.ГГГГ на почте Задубовский А.Б. получил письмо начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ с предложением от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на нижерасположенные должности в СУ N " ... " МЧС РФ ( "адрес"). Также ДД.ММ.ГГГГ на почте Задубовский А.В. получил письмо начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ с предложением от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на нижерасположенные должности в СУ N " ... " РФ ( "адрес"). Указывает, что после сокращения должности начальника специальной части N " ... " с сотрудником Задубовским А.В. собеседования не проводили, имеющиеся вакантные должности в ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" за период его нахождения в распоряжении не предлагались. Вакантная должность старшего инспектора "Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" является нижерасположенной по сравнению с ранее занимаемой должностью Задубовским А.В. Однако для других кандидатов на должность, которых рассматривала комиссия, указанная должность является вышерасположенной. Указывает, что имеет более высокую квалификацию, стаж работы, выше должностной оклад, специальное образование, чем другие кандидаты на вакантную должность. Считает, что подвергся дискриминации в сфере труда, было нарушено его право на продолжение службы на высвобождающихся должностях в организации, восстановление его права возможно путем назначение на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России".
С учетом уточненных исковых требований Задубовский А.В. просил суд признать незаконным отказ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. в назначении Задубовского А.В. на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России"; признать незаконным приказ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий с правом принятия решения о назначении сотрудников; признать незаконными результаты рассмотрения комиссией по проведению организационно-штатных мероприятий кандидатов на должности старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы, инспектора группы службы и подготовки, старшего инспектора служб и подготовки ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ., кандидатов на должность начальника караула ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ., кандидатов на должность начальника караула ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ.; возложить обязанность на начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" устранить нарушение трудовых прав сотрудника противопожарной службы Задубовского А.В., обязав предложить Задубовскому А.В. в установленном порядке должности, которые были вакантны в ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" с момента вывода в распоряжение Задубовского А.В. до настоящего времени (начальник караула СПСЧ N " ... ",старший инспектор Группы кадровой и воспитательной работы СУ ФПС N " ... ", инспектор группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "(2 вакансии), старший инспектор группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "МЧС РФ, начальник караула СПСЧ NI6), а также иные вакантные должности, в случае их возникновения, соответствующие квалификации Задубовского А.В. и нижестоящие; обязать повторно рассмотреть кандидатуру Задубовского А.В. на должности начальника караула СПСЧ N " ... ",старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы СУ ФПС N " ... ", инспектора группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... " (2 вакансии), старшего инспектора группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "МЧС РФ, начальника караула СПСЧ 316), а также иные вакантные должности, в случае их возникновения, соответствующие квалификации Задубовского А.В. в соответствии с требованиями законодательства - исходя из квалификации (в которые включаются образование, стаж службы, звание, последняя занимаемая должность) и производительности труда (наличие поощрений и наград, показатели работы вверенного подразделения, наличие непогашенных (действующих) дисциплинарных взысканий).
Суд постановилуказанное выше решение.
Не согласившись с постановленным судом решением, представитель истца - Андреев А.В., обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме, в обоснование жалобы ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав истца - Задубовского А.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика ФГКУ "Специальное управление ФПС N23 МЧС России" - Лобасева В.Д., возражавшего против доводов жалобы, обсудив указанные доводы, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и фактическими обстоятельствами дела.
В соответствии с ч.3 ст. 37 Конституции РФ, каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Как следует из ст. 2 ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются: свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; защита от безработицы и содействие в трудоустройстве; обеспечение права каждого работника на справедливые условия труда, в том числе на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, права на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и нерабочих праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска; равенство прав и возможностей работников; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности, а также на подготовку и дополнительное профессиональное образование; социальное партнерство, включающее право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; установление государственных гарантий по обеспечению прав работников и работодателей, осуществление государственного контроля (надзора) за их соблюдением; обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.
Согласно ст. 3 ТК РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Не являются дискриминацией установление различий, исключений, предпочтений, а также ограничение прав работников, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите, либо установлены настоящим Кодексом или в случаях и в порядке, которые им предусмотрены, в целях обеспечения национальной безопасности, поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов, содействия в приоритетном порядке трудоустройству граждан Российской Федерации и в целях решения иных задач внутренней и внешней политики государства.
Согласно п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ, трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях: сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.
Увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 или 3 части первой настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Предлагать вакансии в других местностях работодатель обязан, если это предусмотрено коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Согласно ст. 179 ТК РФ, при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.
Согласно п.57 Приказа МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", сотрудник может быть зачислен в распоряжение организации МЧС России по основаниям, указанным в части первой статьи 16.1 Положения.
Во время нахождения в распоряжении сотрудник имеет право на предоставление ему в установленном порядке очередного ежегодного и других видов отпусков, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Представление сотрудника, находящегося в распоряжении, к присвоению очередного специального звания не производится.
Издание приказа о зачислении в распоряжение и ознакомление сотрудника с ним производится в трехдневный срок, за исключением выходных и праздничных дней, со дня поступления в организацию МЧС России приказа либо выписки из приказа о зачислении в распоряжение, но не ранее даты вступления приказа в законную силу. В случае болезни, нахождения сотрудника в отпуске, командировке или отсутствия его на службе по иным уважительным причинам ознакомление сотрудника с приказом о зачислении в распоряжение производится в трехдневный срок, за исключением выходных и нерабочих праздничных дней, с момента выхода сотрудника на службу.
Руководителем организации МЧС России или по его поручению одним из заместителей в присутствии представителей кадрового и правового подразделений, а также руководителя соответствующего структурного подразделения проводится собеседование с сотрудниками, находящимися в распоряжении организации МЧС России.
В ходе собеседования сотрудникам разъясняются: порядок проведения организационно-штатных мероприятий; основания и критерии, в соответствии с которыми принимается решение о возможности продолжения службы; порядок возможного увольнения сотрудника в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями; права и гарантии социальной защиты сотрудника, зачисленного в распоряжение или увольняемого со службы.
Сотруднику в ходе собеседования должны предлагаться штатные вакантные должности при их наличии в данной или иной организации, обязанности по которым он может выполнять с учетом его квалификации и ранее занимаемой должности. Предложение штатной вакантной должности, а также отказ от нее должны быть зафиксированы в письменной форме.
Результаты собеседования и предложенные штатные вакантные должности отражаются в листе собеседования. В случае отказа сотрудника от подписания листа собеседования составляется акт. Лист собеседования (акт) хранится в личном деле сотрудника.
Сроки нахождения сотрудников в распоряжении определены в части второй статьи 16.1 Положения.
Основанием для прекращения нахождения сотрудника в распоряжении является приказ о назначении сотрудника на другую должность, его переводе на службу в другую организацию или увольнении со службы.
Сотрудник, находящийся в распоряжении, подлежит увольнению со службы до истечения двух месяцев с даты окончания контракта по пункту "г" или по окончании срока нахождения в распоряжении по пункту "е" статьи 58 Положения или по иным основаниям, предусмотренным указанной статьей.
Сотрудник может быть уволен до окончания срока нахождения в распоряжении при наличии его рапорта.
В приказе об увольнении, переводе на службу в другую организацию или назначении на должность сотрудника, находящегося в распоряжении, указывают, в чьем распоряжении он находится, ранее занимаемую сотрудником должность, а также основание и дату назначения, перевода на службу в другую организацию или увольнения со службы.
На сотрудника, находящегося в распоряжении, распространяются права, обязанности и гарантии социальной защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МЧС России.
Ответственными за своевременное и правильное зачисление сотрудника в распоряжение, последующее его назначение на должность или увольнение со службы являются руководитель организации и начальник кадрового подразделения.
Согласно п.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением ВС РФ от 23.12.1992г. N 4202-1), сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в следующих случаях: а) при нахождении за штатом (в случае ликвидации или реорганизации органа внутренних дел (подразделения), сокращения численности или штата сотрудников органа внутренних дел (подразделения).
Сотрудник органов внутренних дел может находиться в распоряжении органов внутренних дел в случаях, предусмотренных: а) пунктом "а" части первой настоящей статьи, - не более двух месяцев.
В срок нахождения в распоряжении органов внутренних дел не засчитываются период освобождения от исполнения служебных обязанностей по болезни и период пребывания в очередном ежегодном и (или) дополнительном отпусках за текущий год.
До назначения на другую должность или прекращения службы в органах внутренних дел зачисленный в распоряжение органов внутренних дел сотрудник выполняет приказы, распоряжения и указания начальника (руководителя, командира) соответствующего органа (подразделения) внутренних дел либо другого уполномоченного руководителя.
На сотрудника, зачисленного в распоряжение органов внутренних дел, распространяется режим рабочего времени, установленный в соответствующем органе (подразделении) внутренних дел.
К сотруднику, зачисленному в распоряжение органов внутренних дел, могут применяться меры поощрения и на него могут налагаться дисциплинарные взыскания, предусмотренные настоящим Положением.
Период нахождения сотрудника в распоряжении органов внутренних дел засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, в том числе для назначения пенсии и процентных надбавок за выслугу лет, и в срок выслуги в специальном звании.
На период нахождения в распоряжении органов внутренних дел сотруднику сохраняется денежное довольствие в размере оклада по ранее замещаемой должности, оклада по присвоенному специальному званию, процентной надбавки за выслугу лет. Сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, при направлении их в Министерство внутренних дел Российской Федерации для решения вопроса о дальнейшем прохождении службы в органах внутренних дел выплачиваются оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, оклад по присвоенному специальному званию и процентная надбавка за выслугу лет. При этом сотрудникам, которые были прикомандированы к органам государственной власти Российской Федерации, оклад по последней государственной должности федеральной государственной службы, замещаемой этими сотрудниками в указанных органах, выплачивается с учетом его повышения в размере, установленном актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
По решению начальника соответствующего органа внутренних дел сотруднику органа внутренних дел могут также выплачиваться премия за образцовое исполнение служебных обязанностей, единовременное денежное вознаграждение за добросовестное исполнение служебных обязанностей по итогам календарного года, материальная помощь, ежемесячная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим службы и могут производиться другие выплаты с учетом фактически исполняемых служебных обязанностей.
Нахождение сотрудника в распоряжении органов внутренних дел оформляется приказом начальника соответствующего органа (подразделения) внутренних дел.
Порядок зачисления сотрудников органов внутренних дел в распоряжение органов внутренних дел и порядок нахождения сотрудников органов внутренних дел в распоряжении органов внутренних дел устанавливаются Министром внутренних дел Российской Федерации.
В силу положений приказа Минтруда России от 03.12.2013 N 707н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях", требованиями в квалификации начальника пожарной части являются: высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы в Государственной противопожарной службе на руководящих должностях не менее 3 лет, требования к квалификации начальника караула пожарной части: высшее профессиональное (техническое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (техническое) образование и стаж работы не менее 3 лет.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Задубовский А.В. является сотрудником Государственной противопожарной службы МЧС РФ с ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ. занимал должность " ... " Специальной пожарной части N " ... " ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России".
Приказом Управления Специальной пожарной охраны Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ. N " ... "с, были ликвидированы Специальная пожарно-спасательная часть N " ... " и Специальная пожарно-спасательная часть N " ... " ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России".
ДД.ММ.ГГГГ. Задубовский А.В. выведен в распоряжение ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России".
ДД.ММ.ГГГГ. Задубовскому А.В. было вручено уведомление о том, что в связи с проведением организационно-штатных мероприятий, его должность сокращается с ДД.ММ.ГГГГ.
Так, в соответствии со ст. 180 ТК РФ установлено, что при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса.
О предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения срока, указанного в части второй настоящей статьи, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.
При угрозе массовых увольнений работодатель с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации принимает необходимые меры, предусмотренные настоящим Кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашением.
При этом необходимо иметь в виду, что расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179ТК РФ) и был предупрежден персонально и под роспись не менее чем за два месяца о предстоящем увольнении (часть вторая статьи 180ТК РФ).
Преимущественное право на оставление на работе не учитывается работодателем, если у него нет должностей, аналогичных сокращаемой. Сравнивать квалификацию и производительность работников можно только по сходным (одинаковым) должностям.
Как следует из п.155 Приказа МЧС РФ от 03.11.2011 N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", увольнение сотрудника по сокращению штатов по инициативе руководителя организации МЧС России может производиться в случае невозможности в результате проводимых организационно-штатных изменений дальнейшего использования соответствующих сотрудников, при их отказе от назначения на иную должность в данной организации МЧС России или перемещения по службе в иную организацию МЧС России, в том числе в организацию МЧС России, находящуюся в другой местности.
До увольнения из организации МЧС России сотруднику предлагаются все имеющиеся соответствующие его квалификации вакантные должности (в том числе нижестоящие).
Сотрудники, имеющие специальные звания среднего, старшего и высшего начальствующего состава, не могут быть назначены на должности младшего начальствующего состава.
ДД.ММ.ГГГГ. Задубовским А.В. подан рапорт о назначении на высвобождающуюся должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России".
ДД.ММ.ГГГГ. Задубовским А.В. подан рапорт с просьбой сообщить о результатах рассмотрения рапорта от ДД.ММ.ГГГГ. Также ДД.ММ.ГГГГ. Задубовский А.В. подал рапорт с просьбой выдать копию протокола офицерского состава, находящегося в распоряжении СУ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ. Задубовским А.В. получен ответ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. от ДД.ММ.ГГГГ. на обращение Задубовского А.В. о назначении его на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России", согласно которого учитывая полученное истцом образование, опыт практической работы и профессиональные знания при тушении пожаров, ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, считает целесообразным использование Задубовского А.В. на должности, связанной с тушением пожаров и ликвидации природных и техногенных чрезвычайных ситуаций.
На основании методических рекомендаций от ДД.ММ.ГГГГ. и в связи с высвободившейся должностью начальника караула СПСЧ N " ... " ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России", было проведено собрание по рассмотрению кандидатов на вакантную должность, что подтверждается протоколом N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ., а также сравнительной таблицей производительности труда кандидатов на должность.
На основании сравнительной таблицы производительности труда кандидатов, на должности определены сотрудники, набравшие наибольшее количество балов.
Так, на основании протокола N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, начальником ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" было принято решение о постановке на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы Л.В.Д., набравшего " ... " балов производительности труда, так как в сравнении производительности труда, кандидат Л.В.Д. имеет 4-х летний стаж службы в должности " ... " части по работе с кадрами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует приказ N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ. Кандидат Л.В.Д. имеет допуск к государственной тайне на постоянной основе, о чем свидетельствует форма допуска " ... " от ДД.ММ.ГГГГ., что является приоритетом перед кандидатом Задубовским А.В., у которого допуска к государственной тайне отсутствует. Также во внимание было принято отсутствие дисциплинарных взысканий кандидатов. У Задубовского А.В. имеется ряд дисциплинарных взысканий, о чем свидетельствует Выписка из послужного списка N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истцу в нарушение положений п.57 приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N " ... " "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", п.16.1 Положения о службе в органах внутренних дел, утвержденного постановлением ВС РФ от 23.12.1992г. N " ... ") Задубовскому А.В. не были предложены следующие вакантные должности: должность инспектора группы службы и подготовки ФГКУ "СУ ФПС N " ... " МЧС России", старшего инспектора группы организации и осуществления пожарного надзора ОФГПН по контракту. Кроме того, должности начальника караула Специальной пожарно-спасательной части N " ... ", инспектора группы каровой и воспитательной работы ФГКУ "СУ ФПС N " ... " МЧС России", инспектора группы службы и подготовки ФГКУ "СУ ФПС N " ... " МЧС России" также не были предложены Задубовскому А.В. в письменной форме.
В этой связи суд правильно возложил обязанности на начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. предложить Задубовскому А.В. вакантные должности.
Между тем, судом верно указано, что в данном случае не допускается применение к возникшим правоотношениям сторон положений Трудового кодекса Российской Федерации, регламентирующих порядок разрешения вопросов о преимущественном праве на оставление на работе, поскольку порядок и основания прохождения службы в ФПС урегулированы нормами специального законодательства.
Так как создание комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий действующим законодательством не регламентировано, однако, отсутствуют и законодательные акты, запрещающие создание, деятельность, принятие решения таковой комиссией. Нарушений прав и законных интересов Задубовского А.В. созданием, деятельностью, решениями комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий судом не установлено. Данной комиссией проводился лишь анализ производительности труда кандидатов на должности, решения о назначении на должности комиссией не принимались.
Таким образом, обоснованным является отказ суда в удовлетворении требований о признании незаконным отказа начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. в назначении Задубовского А.В. на должность старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России"; признании незаконным приказа N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" Ярового А.Г. о создании комиссии для проведения организационно-штатных мероприятий с правом принятия решения о назначении сотрудников; признании незаконными результатов рассмотрения комиссией по проведению организационно-штатных мероприятий кандидатов на должности старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы, инспектора группы службы и подготовки, старшего инспектора служб и подготовки ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ., кандидатов на должность начальника караула ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от 22.03.2016г., кандидатов на должность начальника караула ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" от ДД.ММ.ГГГГ.; возложении обязанности на начальника ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" предложить Задубовскому А.В. в установленном порядке должности, которые были вакантны в ФГКУ "Специальное управление ФПС N " ... " МЧС России" с момента вывода в распоряжение Задубовского А.В. до настоящего времени (начальник караула СПСЧ N " ... ",старший инспектор Группы кадровой и воспитательной работы СУ ФПС N " ... ", инспектор группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "(2 вакансии), старший инспектор группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "МЧС РФ, начальник караула СПСЧ NI6), повторно рассмотреть кандидатуру Задубовского А.В. на должности начальника караула СПСЧ N " ... ",старшего инспектора Группы кадровой и воспитательной работы СУ ФПС N " ... ", инспектора группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... " (2 вакансии), старшего инспектора группы службы и подготовки СУ ФПС N " ... "МЧС РФ, начальника караула СПСЧ N " ... ").
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку судом правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, определены и установлены в полном объеме юридически значимые обстоятельства, доводам сторон и представленными ими доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы апелляционной жалобы судебной коллегией признаются несостоятельными и не влекущими отмену решения суда, поскольку являются повторением доводов, которые были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции и которым судом дана мотивированная оценка. Обстоятельств, которые не были предметом судебного разбирательства и которые могут повлиять на принятое решение, в жалобе не содержится.
Доводы апелляционной жалобы в целом сводятся к несогласию с принятым судом решением, фактов, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для рассмотрения спора, либо опровергали выводы суда первой инстанции, не содержат, в связи с чем являются несостоятельными и не влекут отмену судебного решения.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, верно применен материальный закон, регулирующий возникшие между сторонами отношения, нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решении, судом не допущено, в связи с чем оснований для отмены решения суда первой инстанции в апелляционном порядке не имеется.
В силу изложенного решение суда является правильным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г.Волгограда от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца - Андреева А.В..- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.