судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Колгановой В.М.
судей Петрушенко Ф.П., Гулян Р.Ф.
при секретаре Лузине Д.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Азизовой М. Г. к Комитету здравоохранения Волгоградской области о признании решения незаконным и недействительным, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе комитета здравоохранения Волгоградской области
на решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 апреля 2016 года, которым исковые требования Азизовой М. Г. удовлетворены частично. Решение комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в обеспечении Азизовой М. Г. лекарственным препаратом " " ... "" за счет средств областного бюджета признано незаконным. На комитет здравоохранения Волгоградской области возложена обязанность обеспечить Азизову М. Г. лекарственным препаратом " " ... "" в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Волгоградской области. В удовлетворении остальной части исковых требований Азизовой М.Г. отказано. С комитета здравоохранения Волгоградской области взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере " ... " руб., по оплате услуг представителя в размере " ... " руб.
Решение суда в части возложения на комитет здравоохранения Волгоградской области обязанности по обеспечению Азизовой М. Г. лекарственным препаратом " " ... "" обращено к немедленному исполнению.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Петрушенко Ф.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азизова М.Г. обратилась в суд с иском к комитету здравоохранения Волгоградской области о признании решения незаконным и недействительным, возложении обязанности.
В обоснование заявленных требований указала, что является инвалидом " ... " группы вследствие онкологического заболевания - " ... ", которое входит в Перечень социально значимых заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года N 715, а следовательно в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июля 1994 года N 890 она имеет право на бесплатное обеспечение всеми лекарственными препаратами.
Данное заболевание было диагностировано ДД.ММ.ГГГГ, а после выполнения операции в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ она находилась на стационарном лечении. Для дальнейшего лечения по жизненным показаниям ей рекомендован дорогостоящий препарат " " ... "", который согласно Распоряжению Правительства РФ от 26 декабря 2015 года N 2724-р отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год.
В обеспечении указанным лекарственным препаратом Жирновской ЦРБ, где она стоит на учете у онколога, было отказано, протоколом заседания Экспертного совета по обеспечению необходимыми лекарственными препаратами N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ, несмотря на положительное решение врачебной комиссии ГБУЗ "ВОКОД N " ... "" от ДД.ММ.ГГГГ, не было рекомендовано ее обеспечение указанным препаратом за счет средств областного бюджета. Решением комитета здравоохранения Волгоградской области, выраженным в письме от ДД.ММ.ГГГГ, в обеспечении данным препаратом за счет средств областного бюджета ей также было отказано.
Считает данное решение незаконным, поскольку оно противоречит положениям Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, ст. 6.1 Закона РФ "О государственной социальной помощи", иным нормам действующего законодательства и умаляет декларированные государством права и свободы.
С учетом уточнения исковых требований, просила признать недействительным и незаконным решение комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в обеспечении лекарственным препаратом " " ... "" за счет средств областного бюджета и обязать обеспечить её данным лекарственным препаратом в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Волгоградской области
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе комитет здравоохранения Волгоградской области оспаривает законность и обоснованность постановленного судом решения в связи с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствие со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя комитета здравоохранения Волгоградской области Рамазановой И.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя Азизовой М.Г. - Дашкова И.В., возражавшего относительно них, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования. Порядок оказания медицинской помощи определяется Правительством Российской Федерации.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1., ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в соответствии с которым оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (статья 13).
В силу ст. 6.2 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" в состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача.
"Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно" утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
В Приложении N 1 к указанному постановлению в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и категории заболеваний.
Так, в Разделе "категории заболеваний" указаны "онкологические заболевания", а в графе "Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения" - все лекарственные средства, перевязочные средства инкурабельным онкологическим больным.
В соответствии со ст. 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации", органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Как следует из п. 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об Основах здоровья граждан в Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2014 года N 1273, утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, из которой следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Программой утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам Российской Федерации медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
В целях обеспечения государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи в соответствии с вышеуказанным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 1273, Законом Волгоградской области от 10 января 2014 года N 15-ОД утверждена Территориальная программа государственных гарантий оказания населению Волгоградской области бесплатной медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 г. и 2016 г.
Согласно п.п. 11 п. 1 Раздела 1 Приложения 1 к Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания населению Волгоградской области медицинской помощи на 2014 г. и на плановый период 2015 и 2016 годов за счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение приобретения для граждан лекарственных препаратов в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия отпускаются по рецептам врачей бесплатно с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно или со скидкой и привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Из данного нормативного правового акта следует, что бесплатное предоставление отдельным категориям граждан при амбулаторном лечении лекарственных средств по рецептам врача, является государственной гарантией Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Азизова М.Г. является жителем Волгоградской области и страдает окологическим заболеванием - " ... ", и состоит под наблюдением у врача онколога в Жирновской ЦРБ, является инвалидом " ... " группы.
После прохождения в 2015 году стационарного лечения, МРНЦ им. А.Ф. Цыба филиал "ФМИЦ им. Герцена" Минздрава России по жизненным показаниям решением врачебной комиссии ГБУЗ "ВОКОД N " ... "" от ДД.ММ.ГГГГ ей рекомендовано продолжение системной лекарственной терапии препаратом " " ... "" 300 мг/день.
Препарат " " ... "" - торговое наименование лекарственного препарата с международным наименованием " " ... "".
Однако, с ДД.ММ.ГГГГ истцу не было выписано ни одного рецепта на указанный лекарственный препарат.
Указанный лекарственный препарат зарегистрирован на территории Российской Федерации 19 сентября 2013 года и внесен в Государственный реестр лекарственных средств по состоянию на 5 апреля 2016 года (регистрационный номер удостоверения ЛП-002238, дата окончания действия - 19 сентября 2018 года) и согласно Распоряжению Правительства РФ от 26 декабря 2015 года N 2724-р с 1 марта 2016 года отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2016 год.
Согласно выпискам из протоколов заседания Экспертного совета N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ и N " ... " от ДД.ММ.ГГГГ решения о рекомендации осуществления персонифицированного обеспечения истца указанным лекарственным препаратом принято не было.
Из письма Комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ за исх. N " ... " за подписью заместителя председателя Комитета Д.Е.П., следует, что Азизовой М.Г. отказано в льготном лекарственном обеспечении лекарственным препаратом " " ... "" за счет средств бюджета Волгоградской области со ссылкой на решение Экспертного совета от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства сторонами не оспаривались.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования о признании незаконным решение комитета здравоохранения Волгоградской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в обеспечении Азизовой М.Г. лекарственным препаратом " " ... "" за счет средств областного бюджета и возложении обязанности на Комитет обеспечить Азизову М.Г. лекарственным препаратом " " ... "" в соответствии с медицинскими показаниями за счет средств бюджета Волгоградской области суд первой инстанции исходил из того, что обязанность по организации обеспечения Азизовой М.Г. бесплатно на период лечения лекарственным препаратом " " ... "" за счет средств областного бюджета, поступающих на выполнение государственных гарантий в виде субвенций, лежит на комитете здравоохранения Волгоградской области и пришел к правильному выводу, что не выполнение Комитетом возложенных на него обязанностей по обеспечению истца бесплатным жизненно необходимым лекарственным препаратом свидетельствует о существенном нарушении прав инвалида на бесплатную медицинскую помощь.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Кроме того, ссылка в апелляционной жалобе на незаконное возложение обязанности на комитет здравоохранения Волгоградской области по обеспечению лечения Азизовой М.Г. лекарственным препаратом " " ... "" в объеме, установленном в соответствии с медицинскими показаниями, также является не состоятельной и в связи с тем, что Законом Волгоградской области от 15 марта 2012 года N 22-ОД "О системе органов исполнительной власти Волгоградской области", Законом Волгоградской области от 21 декабря 2008 года N 1837-ОД "Об охране здоровья граждан в Волгоградской области", Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011 года N 290-п "Об утверждении Порядка лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях", обеспечение лекарственными препаратами, а также контроль за обеспечением граждан необходимыми препаратами, является обязанностью комитета здравоохранения Волгоградской области, как органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения и распорядителя бюджетных средств. Иное применение данных нормативных правовых актов означает снижение уровня гарантий в области охраны здоровья и противоречит положениям Конституции Российской Федерации.
Другие доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о незаконности оспариваемого решения.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении спора судом первой инстанции были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению. При этом выводы суда, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтвержденным материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствие с требованиями процессуальных норм. Оснований для переоценки выводов суда не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом также допущено не было.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ворошиловского районного суда г. Волгограда от 15 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу комитета здравоохранения Волгоградской области - без удовлетворения.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна
Судья
Волгоградского областного суда Ф.П. Петрушенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.