Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Кяргиевой Н.Н., Ехаловой Ю.А.,
при секретаре Сошиловой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Чиркова Н.И. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 мая 2016 года, которым Чиркову Н.И. в удовлетворении исковых требований к Правительству Вологодской области, Администрации города Вологды, Департаменту строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области о предоставлении жилого помещения отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения представителя Чиркова Н.И. Вельямидова М.В., представителя Правительства Вологодской области, Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области Цыганковой Ю.С., судебная коллегия
установила:
Чирков Н.И. обратился в суд с иском к Правительству Вологодской области и Администрации города Вологды о предоставлении жилого помещения.
В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий в республике Афганистан, имеет право на льготы, состоит на учете, нуждающихся в улучшении жилищных условий в первоочередном списке с "ДАТА", по состоянию на 2014 год номер его очереди - 5. Жилое помещение до настоящего времени ему не предоставлено, в собственности жилья не имеет.
Просил обязать ответчиков обеспечить его благоустроенным жилым помещением, отвечающим санитарным и техническим нормам за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели согласно Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" в черте города Вологды по договору социального найма.
В ходе рассмотрения дела к участию в процессе в качестве соответчика привлечен Департамент строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области.
Истец Чирков Н.И. и его представитель Вельямидов М.В. в судебном заседании исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель ответчика администрации города Вологды по доверенности Васютина Н.С. возражала против удовлетворения исковых требований в связи с отсутствием оснований для предоставления жилья. Пояснила, что истцу полагается субсидия на приобретение жилья, но он от нее отказался.
Представитель ответчика Правительства Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в удовлетворении требований отказать.
Представитель ответчика Департамента строительства и жилищно-коммунального хозяйства Вологодской области в судебное заседание не явился, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в свое отсутствие, в иске отказать.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Чирков Н.И., ссылаясь на незаконность и необоснованность решения суда, ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указал, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 01 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договору социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Отказывая в удовлетворении требований, суд фактически снял его с учета, нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах), в редакции действовавшей до 1 января 2005 года, предусматривал, что ветераны боевых действий, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений, что означало наличие у них приоритета перед гражданами, состоящими в общей очереди лиц, нуждающихся в получении жилья.
Эта же норма в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ, а также взаимосвязанные с ней положения статьи 23.2 Закона о ветеранах закрепляют право ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, так и целевой порядок формирования и расходования этих средств с передачей соответствующих полномочий субъектам Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 23.2 Закона о ветеранах определено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в том числе полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных в пункте 1 настоящей статьи мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций (пункт 2 статьи 23.2).
Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов боевых действий определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации (подпункт 3 пункта 3 статьи 23.2).
В соответствии с пунктом 3.2 статьи 23.2 Закона о ветеранах по письменным заявлениям указанных в подпункте 3 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (пункт 6 статьи 23.2).
Согласно пункту 11.1 указанной статьи определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 3 пункта 3 данной статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01 января 2005 года, в числе которых указаны и ветераны боевых действий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 2 Закона Вологодской области от 12 апреля 2010 года N 2263-ОЗ "О порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в соответствии с Федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" формой предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов боевых действий является предоставление им жилищной субсидии на приобретение и строительство жилых помещений.
Таким образом, исключив из системы мер социальной защиты ветеранов боевых действий из числа лиц, перечисленных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 Закона о ветеранах, нуждающихся в улучшении жилищных условий, льготу в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель предусмотрел для тех из них, кто по состоянию на 01 января 2005 года был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и принят на соответствующий учет, то есть имел право на указанную льготу, гарантию в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета.
Анализ приведенных норм права позволяет судебной коллегии сделать вывод, что для ветеранов боевых действий, вставших на учет нуждающихся в предоставлении жилья до 01 марта 2005 года, федеральное законодательство сохраняет право на обеспечение жилыми помещениями в натуре.
Из материалов дела следует, что Чирков Н.И. является ветераном боевых действий и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по городу Вологде с "ДАТА", по состоянию на 2016 год под номером 4. До настоящего времени обязанность по предоставлению Чиркову Н.И. жилого помещения не исполнена.
Вместе с тем права истца на получение жилого помещения вне очереди в соответствии с жилищным законодательством не установлено.
Разрешая спор, оценив представленные в материалах дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности, с учетом правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, которые подлежат применению, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Чиркову Н.И. При этом суд исходил из того, что, поскольку истец, как гражданин, имеющий особый статус, не лишается мер социальной поддержки, следовательно, он может реализовать своё право на основании действующего законодательства, регулирующего реализацию обязательств государства по отношению к лицам, вставшим на соответствующий учет до 01 января 2005 года.
Кроме того, истцу направлялось уведомление от "ДАТА" N ... о включении в список граждан - претендентов на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета в 2015 году и необходимости предоставления в жилищное управление Департамента имущественных отношения Администрации города Вологды заявления о предоставлении или об отказе от получения единовременной денежной выплаты в 2015 году. Решение об отказе истцу в предоставлении данной меры социальной поддержки не принималось.
Таким образом, судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 13 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Чиркова Н.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.