Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе
председательствующего Балаевой Т.Н.,
судей Кяргиевой Н.Н., Ехаловой Ю.А.,
при секретаре Кудряшовой Е.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Соловьевой Е.Л., Соловьевой А.П., Соловьевой К.П., их представителя по доверенности Ларионовой А.П. на решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 27 мая 2016 года, которым Соловьевой Е.Л., Соловьевой А.П., Соловьевой К.П. в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вохтога" о перерасчете оплаты коммунальных услуг и о возложении обязанностей отказано.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Кяргиевой Н.Н., объяснения представителя Соловьевой Е.Л., Соловьевой А.П., Соловьевой К.П. Ларионовой А.П., судебная коллегия
установила:
Соловьева Е.Л., Соловьева А.П., Соловьева К.П. обратились в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Вохтога" (далее - ООО "УК "Вохтога") о перерасчете оплаты коммунальных услуг.
В обоснование требований указали, что Соловьева Е.Л. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", на основании договора социального найма. Совместно с ней в квартире зарегистрированы ее дочери Соловьева А.П. и Соловьева К.П. Жилое помещение является аварийным, никакого ремонта и содержания жилья не производится, проживание в нем невозможно. ООО "УК "Вохтога" не принимает никаких мер по ремонту и содержанию жилья, но оплату за данные услуги начисляет. Начисления по оплате за ремонт и содержание жилья, отопление считают неправомерным.
Просили обязать ООО "УК "Вохтога" произвести перерасчет за период с "ДАТА" года по "ДАТА" год за содержание и ремонт жилья в размере 10 582 рубля 53 копейки, за отопление в размере 30 262 рубля 22 копейки, уменьшить размер задолженности по оплате коммунальных услуг по лицевому счету N ... на сумму 40 844 рубля 73 копейки, не производить начисление по оплате за ремонт и содержание жилого помещения, за отопление жилого помещения до полного устранения недостатков по ремонту жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес".
Определением Грязовецкого районного суда от 29 марта 2016 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена администрация муниципального образования Вохтожское.
Истцы Соловьева Е.Л., Соловьева А.П. и Соловьева К.П. в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела извещались надлежащим образом.
Представитель истцов по доверенности Ларионова А.П. в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в отсутствие истцов. Ранее требования поддержала. Пояснила, что с 2012 года истцы не проживают по месту регистрации, так как жилье является аварийным. Актами осмотра жилого помещения истцов от "ДАТА" года и от "ДАТА" подтверждается факт ненадлежащего исполнения ответчиком своих обязанностей по содержанию и ремонту жилья, просила обязать ответчика произвести перерасчет за 2014 год и 2015 года (февраль-декабрь) за содержание и ремонт жилья, а также за отопление.
Представитель ответчика ООО "УК "Вохтога" Бабушкин Ю.А. в удовлетворении исковых требований просил отказать. Пояснил, что управляющая компания осуществляет только текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома. Истцами длительное время не осуществлялся косметический ремонт жилого помещения, умышленно ухудшают состояние квартиры с целью получения нового благоустроенного жилья, являются злостными неплательщиками, оплату коммунальных услуг перестали производить с 2001 года, по месту регистрации не проживают. С заявлениями о ненадлежащем исполнении управляющей компанией своих обязанностей, а также о проведении каких-либо ремонтов истцы не обращались.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, администрации муниципального образования Вохтожское Смирнов Р.И. с требованиями не согласен. Пояснил, что дом аварийным и непригодным для проживания не признан, включен в областную программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Судом принято приведенное решение.
В апелляционной жалобе Соловьева Е.Л., Соловьева А.П., Соловьева К.П., их представитель по доверенности Ларионова А.П., ссылаясь на нарушение норм материального права, ставят вопрос об отмене решения и принятии нового судебного акта об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указали, что в 2013 году и 2014 году по заявлениям Соловьевой Е.Л. произведен осмотр жилого помещения, в результате которого выявлены существенные нарушения, допущенные ответчиком, в связи с чем выданы заключения и предписания об устранении допущенных нарушений. Доказательств устранения нарушений не представлено. В перерасчете оплаты коммунальных услуг ответчиком истцам было отказано.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель администрации муниципального образования Вохтожское по доверенности Смирнов Р.И. решение просит оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ООО "УК "Вохтога" Жбанов О.В. просит решение оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и в возражениях на нее, полагает его принятым в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг.
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно части 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанных требований Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, которыми определены основания и порядок такого изменения (далее - Правила).
Согласно пункту 6 Правил в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, органы управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, управляющая организация, а при непосредственном управлении многоквартирным домом лица, оказывающие услуги и (или) выполняющие работы (далее - ответственные лица), обязаны снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений в порядке, установленном настоящими Правилами.
Заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено (пункт 8 Правил).
В соответствии с пунктом 7 Правил собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к ответственному лицу, а наниматели жилых помещений, занимаемых по договору социального найма или договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (далее - наниматель), - к наймодателю. При управлении многоквартирным домом управляющей организацией наниматели вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации.
Факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте, который является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 15 Правил).
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам для составления акта непредоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества (пункт 16 Правил).
Таким образом, из анализа указанных положений законодательства следует, что перерасчет платы за жилищно-коммунальные услуги вследствие их ненадлежащего качества может быть произведен только на основании заявления потребителя (собственника или нанимателя жилого помещения) и акта, составленного на основании такого заявления ответственным лицом.
Как следует из материалов дела, истцы проживают в доме, расположенном по адресу: "адрес" по договору социального найма жилого помещения. Управляющей организацией дома является ООО "УК "Вохтога", которое осуществляет управление жилым домом.
Отказывая в удовлетворении исковых требований истцов, суд, проанализировав собранные по делу доказательства, применяя вышеуказанные нормы материального права, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет платы за ремонт и содержание жилого помещения, а также отопления.
При этом суд исходил из того, что акты о выполненных работах ненадлежащего качества в установленном порядке не составлялись, данные о том, что истцы после составления акта от "ДАТА" в течение 6 месяцев обращались в управляющую компанию с заявлением об изменении размера платы в связи с ненадлежащим оказанием работ и услуг в материалах дела отсутствуют.
Надлежащих доказательств, указывающих периоды, в течение которых услуги по отоплению и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не предоставлялись либо предоставлялись ненадлежащего качества, а также стоимости конкретных оказанных ответчиком некачественных работ (услуг), суду не представлено.
Представленному истцами заявлению от "ДАТА" о перерасчете оплаты коммунальных услуг в связи с аварийностью жилого помещения судом дана надлежащая оценка. Как правильно указал суд, жилое помещение истцом аварийным и непригодным для проживания не признано.
Согласно заключению межведомственной комиссии N ... от "ДАТА" управляющей компании необходимо совместно с собственником решить вопрос проведения ремонтов жилых помещений квартиры, так как в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания и ненадлежащим содержанием жилых помещений снизилась надежность, прочность и устойчивость конструкций. В ходе осмотра квартиры истцов было установлено, что в квартире никто не проживает, косметический ремонт давно не проводился, отсутствие протечек кровли.
В соответствии с Правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2006 года N 25 и Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года N 170 обязанность проводить текущий ремонт возложена на нанимателя жилого помещениями.
Также судебная коллегия полагает необходимым отметить, что в силу положений пункта 91 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется исполнителем в течение 5 рабочих дней после получения письменного заявления потребителя о перерасчете размера платы за коммунальные услуги (далее - заявление о перерасчете), поданного до начала периода временного отсутствия потребителя или не позднее 30 дней после окончания периода временного отсутствия потребителя. Доказательств обращения к исполнителю с соответствующим заявлением представлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит вывод суда об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований истцов обоснованным, постановленным при правильном применении норм материального права и надлежащей оценки представленных в материалы дела доказательств.
Доводы апелляционной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, фактически выражают несогласие стороны истца с выводами суда, однако по существу их не опровергают, правовых оснований к отмене решения не содержат, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
С учетом изложенного, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Грязовецкого районного суда Вологодской области от 27 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Соловьевой Е.Л., Соловьевой А.П., Соловьевой К.П., их представителя по доверенности Ларионовой А.П. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.