Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:
председательствующего Жидковой О.В.,
судей Коничевой А.А., Сотникова И.А.,
при секретаре Журавлевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Осокина Е.С. на решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 апреля 2016 года, которым ему отказано в удовлетворении требований к ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области" о признании решения экспертного состава N ... от "ДАТА" N ... незаконным.
Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Коничевой А.А., объяснения административного истца Осокина Е.С. и его представителя К.С.Г., представителя административного ответчика Г.О.В.., судебная коллегия
установила:
Осокину Е.С., "ДАТА" года рождения, с ... года была установлена категория ребенок-инвалид до наступления совершеннолетия.
При повторном освидетельствовании "ДАТА" Осокина Е.С. в филиале (бюро) N ... Федерального казенного учреждения "Главное бюро медико-социальной экспертизы по Вологодской области" (далее - ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области) по направлению НУЗ "Отделенческая больница на ст.Вологда ОАО "РЖД" с диагнозом " ... " ему с "ДАТА" установлена ... группа инвалидности сроком на один год.
При освидетельствовании "ДАТА" по направлению ГУЗ "Вологодская областная больница N 1" с диагнозом "нижний спастический парапарез, умеренный, как исход детского церебрального паралича" филиалом N ... ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" Осокину Е.С. установлена ... группа инвалидности до "ДАТА".
26 ноября 2007 года по направлению МУЗ "Вологодская городская поликлиника N 2" с диагнозом " ... " филиалом N 8 ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" Осокину Е.С. установлена ... группа инвалидности бессрочно.
"ДАТА" в отношении Осокина Е.С. проведена повторная медико-социальная экспертиза в порядке контроля, при проведении которой установлено, что решения бюро N ... и бюро N ... об установлении группы инвалидности Осокину Е.С. приняты с нарушением процедуры проведения медико-социальной экспертизы (далее - МСЭ), а именно нарушены пункты ... Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 95 от 20 февраля 2006 года.
По этой причине специалистами экспертного состава N ... решения бюро N ... и бюро N ... отменены полностью с момента их вынесения, справки серии N ... N ... от "ДАТА", серии N ... N ... от "ДАТА" и серии N ... N ... от "ДАТА", выданные ранее Осокину Е.С., признаны недействительными с момента выдачи.
"ДАТА" Осокин Е.С. обратился в суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что о решении от "ДАТА" о снятии с него инвалидности он узнал только в январе 2016 года при рассмотрении иска ГУ-УПФ РФ в г.Вологда о взыскании с него неосновательного обогащения. Выдавая заключения с ноября 2005 года, ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" фактически подтвердил проведение всех необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, по результатам которых и было принято решение об установлении ему групп инвалидности. Решение экспертного состава N ... по отмене ранее установленной группы инвалидности и по отмене ранее выданных заключений указывает на недобросовестность действий этого же уполномоченного органа.
Просил признать незаконным решение экспертного состава N ... ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области", в соответствии с которым с "ДАТА" установленная ему группа инвалидности снята, выписка серии N ... N ... , выписка серии N ... N ... и выписка серии N ... признаны недействительными с даты выдачи.
В судебном заседании Осокин Е.С. и его представитель Р.Н.В. требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители административного ответчика ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" по доверенности Г.О.В. и Ч.Н.С. в судебном заседании с требованиями не согласились в связи с отсутствием оснований.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в г.Вологда не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки суду не известны.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Осокин Е.С. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву нарушения норм материального и процессуального права, а также неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела. Указывает, что ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" превысило представленные полномочия, без оснований отменив ранее выданные заключения.
В возражениях на жалобу представитель ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность судебного решения, не находит оснований для его отмены.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Согласно части 4 статьи 1 приведенного закона признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 95 утверждены Правила признания лица инвалидом, согласно которым условиями признания гражданина таковым являются в совокупности нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; ограничение жизнедеятельности и необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию (далее - Правила). Данными Правилами также регламентирован порядок проведения медико-социальной экспертизы гражданина.
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
В соответствии с пунктом 2 Правил признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Административным регламентом по предоставлению государственной услуги по проведению МСЭ (утв. приказом Минтруда России от 29 января 2014 года N59-н) предусмотрено, что контроль качества и полноты предоставления государственной услуги осуществляется путем проведения плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги бюро, главными бюро, Федеральным бюро. Внеплановые проверки проводятся по конкретному обращению (жалобе) граждан и (или) юридических лиц. Внеплановые проверки осуществляются на основании приказа соответственно главного бюро, Федерального бюро, Министерства.
Основной целью при осуществлении плановой проверки является контроль за организацией и осуществлением МСЭ, выполнением бюро, главным бюро, Федеральным бюро возложенных на них полномочий по предоставлению государственной услуги, проверка фактов, указанных в обращениях граждан и организаций о нарушениях их прав и законных интересов действиями (бездействием) специалистов бюро, главного бюро, Федерального бюро, связанными с невыполнением ими обязательных требований, а также получение информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии либо об отсутствии признаков таких нарушений.
Одной из форм указанной работы является проверка решений бюро по протоколам и актам. Протоколы и акты проверяются путем истребования их из бюро или при проверке работы бюро на месте специалистами главных бюро. Протоколы, по которым возникли сомнения в обоснованности вынесенного решения, отбираются для проведения главным бюро освидетельствования получателей государственной услуги, в порядке контроля.
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с обращением Следственного комитета России по Вологодской области от "ДАТА", в соответствии с пунктом 6-б "Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы" (утв. приказом Минтруда России от 11 октября 2012 года N 310н) и приказом ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" от "ДАТА" экспертному составу N ... было поручено провести повторную медико-социальную экспертизу в порядке контроля в отношении Осокина Е.С.
"ДАТА" Осокину Е.С. направлено заказным письмом приглашение на МСЭ в порядке контроля, назначенную на "ДАТА". В назначенное время ответчик не явился. В последующем в ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" возвратилось письмо с отметкой Почты России "истек срок хранения". В виду неявки ответчика на повторную МСЭ, экспертиза была проведена заочно.
По результатам изучения документов, специалисты экспертного состава N ... установили, что направления на МСЭ на имя Осокина Е.С. в 2005 году НУЗ "Отделенческая больница на ст.Вологда ОАО "РЖД"", в 2006 году БУЗ ВО "Вологодская областная клиническая больница" в нарушение п.15 и 16 Правил не выдавались.
Между тем, направление на МСЭ установленной формы является обязательным условием для проведения экспертизы, так как содержит в себе данные о состоянии здоровья гражданина, подтвержденные в результате обследования лица медицинскими работниками, и которые наряду с иными сведениями служат основанием для принятия решения о признании гражданина инвалидом.
При отсутствии такого направления невозможно утверждать, что у гражданина в действительности выявлено стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, которое влечет за собой установление лицу инвалидности.
Направление, выданное МУЗ "Вологодская городская поликлиника N 2" от "ДАТА", недействительным признано не было, однако были установлены нарушения п.п.24, 25 28, 29 Правил и положения приказа Минздравсоцразвития Российской Федерации от 22 августа 2005 года N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" (отсутствие заявления гражданина, незаполненный акт освидетельствования, отсутствие подписей членов комиссии, отсутствие данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма).
При проведении МСЭ специалистами велся протокол согласно пункту 26 Правил. По результатам экспертизы согласно пункту 29 Правил был составлен акт по утвержденной форме.
С учетом всех вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления, не установив нарушений в проведении повторной МСЭ в порядке контроля, с чем соглашается судебная коллегия.
Кроме того, судом первой инстанции обоснованно указано, что по результатам МСЭ в 2005 и 2006 году Осокину Е.С. установлена инвалидность в связи с наличием заболеваний, которыми он никогда не страдал, что также свидетельствует о нарушении процедуры проведения МСЭ в эти периоды.
Довод административного истца о том, что ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" превысило представленные полномочия, без оснований отменив ранее выданные заключения, является несостоятельным.
Полномочия ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" по отмене решения бюро предусмотрены Порядком организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 октября 2012 года), согласно которому главное бюро проводит при осуществлении контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро и при наличии оснований отменяет или изменяет решение бюро (п. 6 "б").
Материалами дела установлено, что в 2005-2007 годах инвалидность Осокину Е.С. устанавливалась решениями филиала N ... и филиала N ... Главного бюро МСЭ по Вологодской области, оспариваемое решение принято Главным бюро МСЭ по Вологодской области.
Таким образом, ФКУ "ГБ МСЭ по Вологодской области" наделено правом проверить решения филиалов - бюро N ... и N ... и отменить их при наличии к тому оснований.
Доводы представителя административного истца о том, что, возможно, в представленных документах речь идет о другом человеке, являются голословными и объективно ничем не подтверждены. В представленных в материалы дела копиях актов освидетельствования Осокина Е.С. указаны правильно его личные данные, место жительства и место учебы, что подтвердил истец в судебном заседании.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для вмешательства в решение суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Вологодского городского суда Вологодской области от 04 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Осокина Е.С. - без удовлетворения.
Председательствующий: О.В. Жидкова
Судьи: А.А. Коничева
И.А. Сотников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.