Судебная коллегия по административным делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего: Петраковой Н.П.,
судей Денисюка О.Н., Бобылевой Л.Н.,
при секретаре Хамковой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика главы администрации Гордеевского района Брянской области Убоговой Л.И. на решение Красногорского районного суда Брянской области от 22 апреля 2016 года по административному иску прокурора Гордеевского района Брянской области к администрации Гордеевского района о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества шахтового колодца, расположенного по адресу: "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Бобылевой Л.Н., возражения прокурора Бойкачевой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Гордеевского района Брянской области обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в ходе проверки исполнения законодательства в сфере охраны и использовании водных объектов на территории Уношевского сельского поселения Гордеевского района Брянской области установлено наличие бесхозяйного источника нецентрализованного водоснабжения (шахтовый колодец) расположенного по адресу: "данные изъяты", который в соответствии со ст. 225 ГК РФ подлежит постановке на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению ответчика, на территории которого оно находится, однако, ответчик с указанным заявлением в соответствующий орган не обращается, что приводит к бездействию органов местного самоуправления.
По указанным основаниям, с учетом уточненных исковых требований прокурор просил обязать административного ответчика совершить действия по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества шахтового колодца, расположенного по адресу: "данные изъяты" в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решением Красногорского районного суда Брянской области от 22.04.2016 исковые требования удовлетворены, признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Гордеевский район Брянской области, выразившееся в непринятии мер по постановке нецентрализованного источника водоснабжения (шахтового колодца), расположенного по адресу: "данные изъяты" на учет в качестве бесхозяйной объекта недвижимого имущества; на администрацию муниципального образования Гордеевский район Брянской области возложена обязанность по постановке нецентрализованного источника водоснабжения (шахтового колодца), расположенного по адресу: "данные изъяты" на учет в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества в течении 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В апелляционной жалобе представитель административного ответчика глава администрации Гордеевского района Брянской области Убогова Л.И. просит решение суда отменить, мотивируя тем, что на территории Уношевского сельского поселения Гордеевского района в д. Хармынка шахтовые колодцы не используются, поскольку имеется центральное водоснабжение, поэтому их постановка на учет в качестве бесхозяйных объектов недвижимости нецелесообразно. Кроме того, решением Уношевского Совета народных депутатов Уношевского сельского поселения от 25.03.2013 N 100 данный источник нецентрализованного водоснабжения (шахтный колодец) переведен в разряд технического водоема. Полагает, что в силу ст. 225 ГК РФ именно органы местного самоуправления Уношевского сельского поселения обязаны обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Гордеевского района Брянской области Винников С.В. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель административного ответчика администрации Гордеевского района Брянской области, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, представив ходатайство о рассмотрении дела без его участия. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее прокурора Бойкачевой О.А., судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся (ч. 3 ст. 225 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, по результатам проверки прокуратурой Красногорского района Брянской области было установлено, что шахтовый колодец, расположенный по адресу: "данные изъяты", при помощи, которого осуществляется водоснабжение жилых домов, является бесхозяйным. Документы, удостоверяющие чье-либо право собственности на указанный объект, отсутствуют.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривается ответчиком, что указанный колодец на балансе ни у кого не числится, право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано и никто не следит за его состоянием.
Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что, шахтовый колодец, расположенный по адресу: "данные изъяты", расположенный на территории Уношевского сельского поселения Гордеевского района Брянской области является бесхозяйным недвижимым имуществом и отсутствие контроля за указанным объектом, существенно ущемляет законные права граждан на надлежащее водоснабжение, создает угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, а отсутствие надлежащего контроля за техническим состоянием колодца и его надлежащей эксплуатации создает угрозу жизни и здоровью населения.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ) названный Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
В соответствии с положениями ст. 3 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ (в ред. от 29.12.2015) "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена на достижение следующих целей, охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.
Из ч. 1 ст. 43 Водного кодекса Российской Федерации следует, что для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст. 2, 18 и 19 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, индивидуальные предприниматели и юридические лица в случае, если водные объекты представляют опасность для здоровья населения, обязаны в соответствии с их полномочиями принять меры по ограничению, приостановлению или запрещению использования указанных водных объектов.
В соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ "О внесении изменений в ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопрос организации водоснабжения населения в границах сельских поселений, предусмотренный п. 4 ч. 1 и ч. 3 ст. 14 вышеуказанного закона с января 2015 года отнесен к компетенции органа местного самоуправления соответствующего муниципального района, которые, в том числе обязаны обеспечивать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения, заниматься предупреждением возникновения чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод о том, что отсутствие собственника шахтного колодца создает как сложности в его техническом обслуживании при эксплуатации, так и угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, что может привести к загрязнению подземных вод различного рода опасными веществами, что создает угрозу причинения вреда здоровью жителей поселка и других граждан, использующих воду в питьевых целях и обоснованно возложил на администрацию муниципального образования Гордеевский район Брянской области обязанность по постановке нецентрализованного источника водоснабжения (шахтового колодца) на учет в качестве бесхозяйного имущества, независимо от наличия либо отсутствия в населенных пунктах Уношевского сельского поселения централизованного водоснабжения, поскольку статус колодца как бесхозяйного затрудняет его нормальное и безопасное содержание.
Обоснован вывод суда о разумности шестимесячного срока для оформления документов, необходимых для регистрации указанного колодца в качестве бесхозяйного.
Доводы апелляционной жалобы о нецелесообразности постановки на учет общественного колодца, в связи с наличием в населенных пунктах центрального водоснабжения необоснованны, как не имеющие юридического значения при рассмотрении данного спора.
Не влекут отмену решения суда доводы апелляционной жалобы о том, что в силу ст. 225 ГК РФ органы местного самоуправления Уношевского сельского поселения обязаны обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта, так как основаны на ошибочном толковании норм материального права. Кроме того, судом первой инстанции установлено, что полномочия по вопросу водоснабжения населения Уношевскому сельскому поселению не передавались.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что суд правильно разрешилвозникший спор, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Красногорского районного суда Брянской области от 22 апреля 2016 года по административному иску прокурора Гордеевского района Брянской области к администрации Гордеевского района о понуждении к совершению действий по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества шахтового колодца, расположенного по адресу: "данные изъяты", оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика главы администрации Гордеевского района Брянской области Убоговой Л.И. без удовлетворения.
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи О.Н. Денисюк
Л.Н. Бобылева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.