Судья Краснодарского краевого суда " Ф.И.О. "3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора ФГБУ "Сочинский национальный парк" на постановление Славянского районного суда от " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.39 КоАП РФ, в отношении главы администрации Черноерковского сельского поселения " ... " Краснодарского края " Ф.И.О. "4,
установил:
Согласно протокола " ... " об административном правонарушении от " ... ", составленного " ... " участковым государственным инспектором -охотоведом ФГБУ "Сочинский национальный парк" " Ф.И.О. "2 " ... " был выявлен факт нарушения природоохранного законодательства, которое выразилось в допущении выброса бытового мусора " ... " в 14 часов 40 минут, в 700 м. от " ... " с использованием трактора МТЗ-82 "Беларусь" с государственным номером " ... " и прицепной телегой с " ... " на земельном участке, принадлежащем на правах постоянного (бессрочного) пользования Администрации Черноерковского сельского поселения " ... ". Вышеуказанный земельный участок находится в границах государственного природного заказника федерального значения "Приазовский". Положением о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от " ... " за " ... ", ФБУ "Сочинский национальный парк" осуществляет охрану территории и обеспечивает мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов государственного природного заказника федерального значения "Приазовский", то есть выявлен факт нарушения должностным лицом - главой администрации Черноерковского сельского поселения " Ф.И.О. "4, п. п. 11 п. 3.1 Раздела III Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", в соответствии с которым запрещается создание объектов размещения отходов производства и потребления на территории заказника. Согласно п.п. 21 п. 3.1 Раздела III Положения о государственном природном заказнике федерального значения "Приазовский", установлено, что на территории заказника запрещаются иные деятельности, влекущие за собой снижение экологической ценности данной территории или причиняющие вред охраняемым объектам животного мира и среде их обитания. Своими действиями по допущению выброса на не оборудованной площадке для размещения ТБО должностное лицо - глава администрации Черноерковского сельского поселения " ... " " Ф.И.О. "4, противоречит основным целям, задачам и направлениям развития государственного природного заказника федерального значения "Приазовский". Противоправные действия должностного лица - " Ф.И.О. "4 негативно влияют на обеспечение выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве место обитания водоплавающих птиц, от " ... ", определенных постановлением Правительства РФ от " ... " " ... " и отрицательно сказывается на выполнении Стратегического плана Рамсарской Конвенции на 2016-2024 г.г. В действиях должностного лица - главы администрации Черноерковского сельского поселения " ... " Краснодарского края " Ф.И.О. "4 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Обжалуемым постановлением Славянского районного суда от " ... " производство по делу прекращено.
В жалобе директор ФГБУ "Сочинский национальный парк" просит отменить обжалуемое судебное постановление как незаконное, ссылаясь на то, что " Ф.И.О. "4, являясь главой Черноерковского сельского поселения, не соблюдал установленный в государственном природном заказнике режим особой охраны и допустил несанкционированную свалку на территории вверенного ему поселения.
В судебном заседании суда вышестоящей инстанции представитель главы Черноерковского сельского поселения просил постановление суда оставить без изменения. Представитель ФГБУ "Сочинский национальный парк" в судебное заседание суда вышестоящей инстанции не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, суд вышестоящий инстанции полагает постановление Славянского районного суда от " ... " подлежащим отмене.
Из материалов дела усматривается, что 28.01.16г. участковым государственным инспектором ФГБУ "Сочинский национальный парк" " Ф.И.О. "2 был составлен протокол об административном правонарушении " ... " на должностное лицо - главу администрация Черноерковской сельского поселения " ... " " Ф.И.О. "4, который совершил административное правонарушение, выразившееся: в допущение выброса бытового мусора 17.06.15г. в 14час. 40мин., в " ... " от " ... " с использованием трактора " ... "" с гос. номером " ... " и прицепной телегой с гос. номером " ... " на земельном участке, относящемуся к государственному природному заказнику, принадлежащем на правах постоянного (бессрочного) пользования Администрация Черноерковского сельского поселения.
Таким образом, в нарушение п.5 ст.24 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях" должностное лицо - " Ф.И.О. "4, являясь главой Черноерковского сельского поселения не соблюдал установленный в государственном природном заказнике режим особой охраны.
Постановлением Администрации муниципального образования " ... " 21.05.13г. " ... ", утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане площадью " ... " кв.м., расположенного в " ... ", в метрах северо- восточнее " ... ", разрешенное использование - для временного размещения твердых бытовых отходов.
Постановлением Администрации муниципального образования " ... " от 03.04.14г. " ... ", земельный участок с кадастровым номером " ... ", расположенный по адресу: " ... ", Черноерковское сельское поселение, в 370 метрах северо-восточнее " ... " передан в постоянное (бессрочное) пользование администрации Черноерковского сельского поселения " ... ".
В силу "Временных правила охраны окружающей среды от отходов производства и потребления в Российской Федерации" от " ... " под санкционированными свалками следует понимать разрешенные органами исполнительной власти территории (существующие площадки) для размещения промышленных и бытовых отходов, но не обустроенные в соответствии с СНиП. Они являются временными, подлежат обустройству в соответствии с указанными требованиями или закрытию в сроки, необходимые для проектирования и строительства полигонов, отвечающих требованиям СНиП.
Таким образом, из системного толкования действующего законодательства, следует, что площадки для размещения и утилизации отходов производства и потребления должны отвечать требованиям СанПиН 2.1.7Л 03 8-01 "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигоэдв для твердых бытовых отходов", либо быть приведены в соответствии с ними в определенные сроки.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от " ... " N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Главой администрации Черноерковского сельского поселения " ... " Друзякой Н.П. не представлены разрешения на размещение площадки для временного хранения твердых бытовых отходов, выданные специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии земельного участка санитарным требованиям.
Площадка временного складирования твердых бытовых отходов должна соответствовать действующему законодательству по организации полигонов твердых бытовых отходов и промышленных отходов, а также должна быть включена в государственный реестр объектов размещения отходов.
Прекращая производство по делу, суд первой инстанции указал, что администрация не несет ответственности за действия граждан, вывозящих ТБО на земельный участок, не отведенный для этих целей, кроме того постановлением об административном правонарушении Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " к делу " ... " г. производство по делу об административном правонарушении по факту совершения администрацией Черноерковского сельского поселения " ... " административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КРФ об АП, было прекращено на основании п. 7 чЛ ст. 24.5 КРФ об АП. Как следует из постановления об административном правонарушении Хостинского районного суда " ... " Краснодарского края от " ... " к делу " ... " г., виновность юридического лица - администрации Черноерковского сельского поселения и наличие признаков состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КРФ об АП, Хостинским районным судом не установлены.
Вместе с тем, в силу абзацев 1 и 2 ст. 42 Земельного Кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Собственники земельных участков, обязаны:
-осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
-соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статья 8.39 КоАП РФ, предусматривает административную ответственность за нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях.
По смыслу данной статьи нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов представляет собой совершение действий, которые прямо запрещены соответствующими законодательными и подзаконными нормативными актами. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. То есть состав данной статьи формальный.
В связи с изложенным, выводы суда о том, что глава администрации сельского поселения не несет ответственности за неправомерные действия лиц, не находящихся у него в подчинении, необоснованны, так как должностное лицо отвечает за соблюдение санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов на предоставленном администрации земельном участке.
Таким образом, учитывая, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, не влечет за собой автоматического прекращения производства по делу в отношении должностного лица, что " Ф.И.О. "4 ранее к ответственности за допущенные нарушения не привлекался, постановление районного суда подлежит отмене.
На основании ч.4 ст.30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд вышестоящий инстанции может вынести решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания
Руководствуясь ст. 30.3, 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, судья
решил
Жалобу директора ФГБУ "Сочинский национальный парк" удовлетворить.
Постановление Славянского районного суда от " ... " отменить.
Дело направить на новое рассмотрение.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.