Судья Краснодарского краевого суда Ефименко Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе представителя начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. по доверенности Василец В.П. на решение судьи Центрального районного суда г.Сочи от 17.06.2016 года, которым постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кравченко Е.А. от 22.12.2015 года о привлечении начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. к административной ответственности по ст.8.12.1 КоАП РФ - оставлено без изменения, жалоба должностного лица - начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. на указанное постановление - без удовлетворения,
установил:
В жалобе представитель начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. по доверенности Василец В.П. просит отменить решение суда первой инстанции и постановление о привлечении к административной ответственности, указав, что при рассмотрении дела судом первой инстанции не приняты во внимание обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы действующего административного законодательства.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителей начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. по доверенностям Букреевой Е.В., Рязанцева А.Ю., представителя Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея по доверенности Шевченко Т.Н., заключение прокурора Давыдова А.А., судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" осуществляет медицинскую деятельность в соответствии с лицензией на осуществление медицинской деятельности от 25.06.2013 года NФС-23-01-004521.
На основании распоряжения территориального управления Росимущества в Краснодарском крае N 414-р от 29.07.2013 года за ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" 31.08.2013 года зарегистрировано право (бессрочного) пользования на земельный участок с кадастровым номером " ... ", площадью " ... " для эксплуатации лодочной станции и медпункта, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 31.08.2013 серии 23-АМ N045278. На основании распоряжения территориального управления Росимущества в Краснодарском крае N414-р от 29.07.2013 года зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России на земельный участок площадью " ... " с кадастровым номером " ... ", для приема солнечных ванн. Вышеназванные земельные участки, эксплуатируемые ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" под пляж, расположены в водоохранной зоне и прибрежной полосе Черного моря.
Прокуратурой г.Сочи по обращению депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ Кашина В.И. в интересах Гавриленко В.И. была проведена проверка в отношении ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" по факту ограничения доступа к водному объекту.
В ходе проверки установлено, что при осуществлении своей деятельности ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" допускаются нарушения требований природоохранного законодательства. А именно, ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" со стороны санатория "Санта-Барбара" выполнено ограждение территории земельного участка с кадастровым номером " ... " металлическим забором. Данный забор является препятствием для свободного доступа граждан к территории пляжа и водному объекту - акватории Черного моря. Таким образом, ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" ограничен доступ граждан к береговой полосе Черного моря в границах земельного участка с кадастровым номером " ... " и, как следствие, к водному объекту общего пользования - Черному морю.
По факту выявленных нарушений постановлением государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 22.12.2015 года начальник ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.12.1 КоАП РФ, с назначение наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей.
Статьей 8.12.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.
На основании п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект определен как природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 6 Водного кодекса РФ поверхностные водные объекты являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет 20 метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем 10 километров (ч.6 ст.6).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств (ч.8 ст.6).
Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ, гарантией доступности общего водопользования граждан является установление государственной (федеральной) собственности на водные объекты.
В соответствии с подп. 3 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Реализации права граждан на свободное пользование береговой полосой служит установленный пунктом 8 настоящей статьи запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Согласно п. 2.1 Санитарных правил "Лечебные пляжи. Санитарные правила устройства, оборудования и эксплуатации", утвержденных заместителем главного государственного санитарного врача СССР от 26.12.1985 (СанПиН 4060-85), лечебный пляж - это участок побережья естественного или искусственного водоема (моря, озера, водохранилища, реки) с прибрежными водами, оборудованный и пригодный по санитарно-гигиеническим, геологическим и физико-географическим показателям для проведения лечебно-профилактических процедур и купаний под контролем медицинского персонала.
В силу ст. 49 Водного кодекса РФ водные объекты, содержащие природные лечебные ресурсы, используются для лечебных и оздоровительных целей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.
Статьей 11 Федерального закона от 23.02.1995 года N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" определено, что природные лечебные ресурсы - минеральные воды, лечебные грязи, лиманов и озер, лечебный климат, другие природные объекты и условия, используемые для лечения и профилактики заболеваний и организации отдыха.
Согласно ч. 4 ст. 11 Федерального закона N 26-ФЗ, природные лечебные ресурсы используются в лечебных целях в соответствии с условиями лицензий, предоставляемых на каждый вид такой деятельности.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что закрытый лечебный пляж может функционировать при наличии на нем природных ресурсов, а также полученной лицензии на их использование либо с отступом 20 м. от уреза воды.
Оснований для отнесения береговой полосы общего пользования земельного участка с кадастровым номером " ... " к лечебному пляжу, влекущего ограничения его пользования, не имеется, следовательно, требования СанПиН 4060-85 в данном случае не применимы.
Отсутствие общего доступа к 20-метровой береговой полосе влечет нарушение прав граждан. Понятие свободный доступ подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно, без ограничений.
Приказом N 33л/с от 08.04.2015 года Береза В.И. назначен на должность начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России", в связи с чем является ответственным лицом учреждения по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Оценив в совокупности представленные по делу доказательства, судьей первой инстанции обоснованно вынесено решение 17.06.2016 года, которым постановление государственного инспектора Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея Кравченко Е.А. от 22.12.2015 года о привлечении начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. к административной ответственности по ст.8.12.1 КоАП РФ - оставлено без изменения, жалоба начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. - без удовлетворения,
Действия начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. правильно квалифицированы по ст.8.12.1 КоАП РФ, наказание назначено в пределах санкции указанной статьи.
Доказательства, положенные судьей первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы представителя начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. по доверенности Василец В.П. направлены на иное толкование норм действующего законодательства и опровергаются материалами дела, исследованными судом при рассмотрении дела и приведенными выше.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, судья вышестоящей инстанции не находит оснований для отмены решения судьи первой инстанции, вынесенного в соответствии с требованиями административного законодательства.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Решение судьи Центрального районного суда г.Сочи от 17.06.2016 года - оставить без изменения, жалобу представителя начальника ФКУЗ "Санаторий "Салют" МВД России" Береза В.И. по доверенности Василец В.П. - без удовлетворения.
Судья краевого суда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.