Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего " Ф.И.О. "10
судей " Ф.И.О. "9, " ... ".
по докладу судьи краевого суда " Ф.И.О. "9
при секретаре " Ф.И.О. "6
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя начальника Управления пенсионного фонда РФ в Карасунском внутригородском округе " ... " на решение Октябрьского районного суда " ... " от " ... ",
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "2 Н.Н. обратился в суд с иском к ГУ управлению Пенсионного Фонда РФ в Карасунском внутригородском округе " ... " о признании незаконным решения Комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан от " ... " " ... " и о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с даты обращения за ее назначением с " ... ", обосновав требования тем, что в октябре 2015 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствие с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от " ... ", однако решением Комиссии по рассмотрение вопросов реализации пенсионных прав граждан управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Карасунском внутригородском округе " ... " " ... " от " ... " ему было отказано в назначении пенсии, ввиду отсутствия требуемого специального стажа. При оценке периодов трудовой деятельности и стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии ответчиком указано, что согласно списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... " при исчислении сроков выслуги лет работникам летного состава требуется определенный налет часов: каждые 20 часов налета на самолетах. Кроме того, данными Списками летного состава предусмотрены определенные должности, в которых должность бортпроводник не перечислена. Считает данный отказ необоснованным, в связи с чем обратился в суд с настоящим иском.
Представитель управление ПФР (ГУ) в Карасунском внутригородском округе " ... " требования не признала, просила в иске отказать, пояснила, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от " ... " " ... " " Ф.И.О. "2 отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от " ... ", ввиду отсутствия требуемого стажа. Кроме того, согласно Списку должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, предусмотрены определенные должности, в которых должность бортпроводник не перечислена. Считает, что истцу правомерно было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
Обжалуемым решением суда иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе представитель управления ПФР (ГУ) в Карасунском внутригородском округе " ... " просит отменить указанное решение суда, как незаконное и необоснованное, в иске отказать, ссылаясь на то, что бортпроводник не относится к летному составу гражданской авиации, а относятся к обслуживающему составу, ввиду чего ответчиком обоснованно отказано в назначении досрочной трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа.
В возражениях на апелляционную жалобу " Ф.И.О. "2 Н.Н. просил решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители представитель управления ПФР (ГУ) в Карасунском внутригородском округе " ... " поддержали доводы жалобы, просили решение суда отменить, в иске отказать, " Ф.И.О. "2 Н.Н. и его представитель " Ф.И.О. "7 просили решение суда оставить без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, в возражениях на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в иске.
Удовлетворяя требования, суд пришел к выводу о том, что в оспариваемые периоды истец выполнял работу, предусмотренную пп.13 ч.1 ст.30 Федерального Закона 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с чем судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с пп.13 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ мужчинам проработавшим не менее 25 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 2- лет в указанном составе гражданской авиации, страховая пенсия назначается независимо от возраста.
Право на пенсию по старости досрочно в связи с работой в гражданской авиации приобретают члены экипажей воздушных судов гражданской авиации, которые в соответствии с другими федеральными законами или ведомственными нормативными правовыми актами отнесены к членам экипажа воздушных судов гражданской авиации.
Согласно п. 2 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях" от " ... " Списки соответствующих работ, профессий должностей специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013г., правила исчисления периодов работы и назначения указанной пенсии утверждаются Правительством РФ.
В соответствии с пп. "з" п. 1 Постановления Правительства РФ от " ... " " ... " при досрочном назначении пенсии по старости работникам, занятым в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, утвержденный Постановлением " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... ". Указанным Списком предусмотрены категории работников: члены экипажей воздушных судов, летно-инструкторский состав, командно-летный состав и другие. Наименование конкретных должностей летного состава список не содержит.
Согласно нормам пп.13 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ право на досрочное назначение пенсии имеют не все члены воздушного судна, а только те, которые отнесены к летному составу.
В силу п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Состав экипажа воздушного судна определенного типа устанавливается в соответствии с требованиями к летной эксплуатации воздушного судна данного типа.
Таким образом, по смыслу указанной статьи к летному составу относятся только члены летного экипажа.
Учитывая, что бортпроводники относятся к кабинному экипажу, правом на досрочное пенсионное обеспечение как работники летного состава гражданской авиации они не пользуются.
На момент вступления в силу постановления " Ф.И.О. "1 от " ... " " ... " на территории РФ действовал Воздушный Кодекс Союза ССР, утвержденный Указом Президиума Верховного СССР от " ... " " ... "-Х, регулирующий деятельность авиации в целом.
Согласно ст. 22 Воздушного кодекса Союза ССР экипаж гражданского воздушного судна СССР состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав экипажа гражданского воздушного судна определяется Министерством гражданской авиации СССР в зависимости от типа, класса и назначения воздушного судна, а так же целей и условий его эксплуатации.
Наставления по производству полетов в гражданской авиации, утвержденным приказом " Ф.И.О. "1 гражданской авиации СССР от " ... " " ... ", главой 2 "Общие положения" п. 2.3 "Экипаж воздушного судна" пп. 2.3.3 установлено: "К летному составу экипажа относятся лица, имеющие действующие свидетельство летного состава, а так же подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а так же бортоператоры, выполняющие специальные работы.
К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяет МГА".
Таким образом, в период действия Воздушного кодекса к летному составу экипажа могли относиться лишь бортоператоры, выполняющие специальные работы.
Вопросы пенсионного обеспечения бортоператоров и бортпроводников были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ.
Конституционный Суд РФ в Определении от " ... " " ... " в связи с жалобой " Ф.И.О. "8, который оспаривал конституционность положений ранее действовавшего пенсионного законодательства в части условий назначения пенсии за выслугу лет работникам летного состава, а так же положений п. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ, предусматривающего, что экипаж воздушного судна состоит из командира, других лиц летного состава и кабинного экипажа ( бортоператоров и бортпроводников), отметил следующие: "Определение перечня должностей работников летного состава гражданской авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (досрочную пенсию по старости), осуществляется Правительством Российской Федерации на основе дифференцированной оценки их профессиональной деятельности, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере их работы, в функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях. Подобная дифференциация, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации) (определения от " ... " N " ... " от " ... " N " ... "; от " ... " " ... "-O).
Что касается положения пункта 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации, то разделение экипажа воздушного судна на летный и кабинный не изменило правовой статус бортпроводников и бортоператоров, которые в соответствии со статьей 22 Воздушного кодекса СССР относились к обслуживающему персоналу и в летный состав не входили. Кроме того, действовавшее в период работы заявителя в должностях бортпроводника и бортоператора законодательство не предусматривало возможность зачета в выслугу лет, дающую право на пенсию работникам летного состава гражданской авиации, периодов работы в должности бортпроводника".
Проанализировав Федеральные авиационные правила "Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации", "Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам) гражданской авиации", Постановление Правительства РФ от " ... " N 155, которым утвержден Список должностей членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, работа в которых дает право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с ФЗ РФ "О дополнительном социальном обеспечении членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации", Постановление Правительства Российской Федерации от " ... " N 396 "Об определении квалификации летного состава государственной авиации", Приказ Минтранса РФ от " ... " N 108, которым утверждены Федеральные авиационные правила Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", Приказ МГА СССР от " ... " N 77, судебная коллегия приходит к выводу о том, что бортпроводники не входят в летный состав воздушных судов гражданской авиации и правом на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с пп. 13 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не обладают.
Доводы о том, что кабинный экипаж воздушного судна (бортоператоры и бортпроводники) входит в состав экипажа воздушного судна (летный состав), а потому имеет право на досрочное назначение пенсии по пп. 13 п. 1 ст. 30 ФЗ N400-ФЗ основаны на неправильном толковании норм материального права.
Таким образом, поскольку бортпроводники относятся к кабинному экипажу, в связи с чем, право на пенсионное обеспечение для бортпроводников определяется в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 Закона РФ "О страховых пенсиях", а истец неправильно определилнормы закона, претендуя на назначение пенсии в соответствии с пп.13 п.1 ст.30 ФЗ N 400-ФЗ.
Статьей 11 пунктом 1 Закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ оговорены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст.14 пункту 2 при подсчете страхового стажа периоды работы, которые предусмотрены статьями 11 и 12 вышеуказанного закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учета в системе государственного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Кроме того, в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного ища, поступающей из отдела персонифицированного учета, в графе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" должно быть указано основание код).
Как следует из материалов дела, в выписке из индивидуального лицевого счета работодатель кодирует периоды работы истца как 27-1/1203000-11217, что соответствует Списку " ... " - работа в должности бортпроводника.
Указанное обстоятельство свидетельствует о том, что работодатель не относит данную работу, в соответствии с которой гр. " Ф.И.О. "2 " ... " имеет право претендовать на пенсию в соответствии с пп.13 п. 1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ.
Таким образом, отменяя решение, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, вынесенный комиссией по назначению трудовой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа, является обоснованным и нарушений пенсионного законодательства не допущено.
Руководствуясь ст. ст. 328,330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда " ... " от " ... " - отменить.
Принять по делу новое решение, которым в иске " Ф.И.О. "2 к управлению Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Карасунском внутригородском округе " ... " о признании незаконным решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан и назначении досрочной трудовой пенсии по старости - отказать в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.