Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего Ефименко Е.В.,
и судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
по докладу судьи Песецкой С.В.,
секретаре " Ф.И.О. "17
прокурора " Ф.И.О. "16
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Администрации города Сочи - " Ф.И.О. "18 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 17мая2016 года по иску первого заместителя прокурора г.Сочи в интересах " Ф.И.О. "19 к Министерству труда и социального развития Краснодарского края о возложении обязанности произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, и к Администрации г.Сочи о предоставлении благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
Установила:
Первый заместитель прокурора Краснодарского края - прокурор г. Сочи обратился в Центральный районный суд г. Сочи в интересах " Ф.И.О. "20 исковым заявлением, в котором просил обязать Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для " Ф.И.О. "21, " ... " года рождения, а также обязать администрацию г. Сочи предоставить " Ф.И.О. "22 благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м.
Заявленные требования мотивировал тем, право " Ф.И.О. "23 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключениями уполномоченного органа по учету /заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 25.08.2015 г., 25.06.2015 г/. о необходимости включения " Ф.И.О. "24 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Кроме того, как указал истец, " Ф.И.О. "25 включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями /приказ министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от 22сентября2015года N 2108 жс/.
Вместе с тем, по мнению истца, " Ф.И.О. "26 не реализовала принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". До настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения ей не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения с ней не заключен, чем, по мнению истца, нарушены ее жилищные права, гарантированные Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В судебном заседании суда первой инстанции, участвующий в процессе прокурор, полностью поддержал заявленные требования и просил их удовлетворить. Настаивал на обязании Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в установленном порядке осуществить финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для " Ф.И.О. "27
Лицо, в чьих интересах подан настоящий иск, " Ф.И.О. "28 надлежаще уведомленная о дате судебного заседания, в суд не явилась, была извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика администрации Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края, в назначенное судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил.
Обжалуемым решением от 17мая2016года, исковые требования первого заместителя прокурора Краснодарского края - прокурора г. Сочи удовлетворены в полном объеме. Суд обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения для " Ф.И.О. "29 а также обязал администрацию города Сочи предоставить ей благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Не согласившись с данным решением, представитель Администрации города Сочи, " Ф.И.О. "30 обратился с апелляционной жалобой, в которой указал на его необоснованность.
В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник прокурора г.Сочи, младший советник юстиции - " Ф.И.О. "31 просил оставить решение Центрального районного суда г. Сочи от 17 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, так как данное решение вынесено с соблюдением норм материального и процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции ответчик, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, не явился.
С учетом наличия надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя ответчика.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора " Ф.И.О. "32 возражавшего против удовлетворения жалобы, считавшего решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как усматривается из материалов дела, на основании заявления от 09июня 2015 года, " Ф.И.О. "33 включена в список детей-строт и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать " Ф.И.О. "34 - Брезденюк " Ф.И.О. "35 умерла " ... " г., свидетельство о смерти серии " ... " от " ... " г ... Отец " Ф.И.О. "36. - Брезденюк Э.Г. умер " ... " г., свидетельство о смерти серии " ... ". Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации города Сочи от " ... " г. N " ... " опекуном на " Ф.И.О. "37 назначена её бабушка - " Ф.И.О. "38 С 10.06.2011 г. " Ф.И.О. "39 зарегистрирована по адресу: " ... ". " ... ". Общими долевыми собственниками указанной квартиры являются " Ф.И.О. "40 - " ... " доли, Брезденюк Е.Э. - " ... " доли и " Ф.И.О. "41 - " ... " доли. Постановлением администрации города Сочи от " ... " N " ... " установлен факт невозможности проживания " Ф.И.О. "42 в ранее занимаемом жилом помещении.
Судом первой инстанции достоверно установлено, что " Ф.И.О. "43 собственником или нанимателем иного жилого помещения не является, иные права на недвижимое имущество за ней не зарегистрированы. Она, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до настоящего времени в установленном порядке жильем не обеспечена.
Наличие права " Ф.И.О. "44 на обеспечение жилым помещением подтверждено заключениями уполномоченного органа по учету /заключения департамента городского хозяйства администрации г. Сочи от 25.08.2015 г., 25.06.2015г./ о необходимости включения " Ф.И.О. "45. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно п.2 ст.2 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ /ред. от 01.03.2013г./ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение, которые обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Краснодарском крае" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Кроме того, в соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" муниципальное образование г. Сочи наделено отдельными полномочиями по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На основании ст. 2 указанного Закона, а также ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ /за исключением субвенций из федерального бюджета/.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в ст. 13акона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам Министерства труда и социального развития Краснодарского края.
Как было установлено судом первой инстанции, в 2015 году городу Сочи на осуществление полномочий по обеспечению жильем 21 лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, было выделено " ... " тыс. руб., из них " ... " тыс. руб. из средств краевого бюджета, " ... " тыс. руб. - из средств федерального бюджета.
Законом Краснодарского края от 04.03.2015 года N 3131 "О внесении изменений в Закон Краснодарского края "О краевом бюджете на 2015 и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено уменьшение размера субвенций городу-курорту Сочи на приобретение жилых помещений для детей-сирот до 5 617,9 тыс. руб.
В соответствии с Соглашением от 20.03.2015 г. о расторжении Соглашения N 337 от 12.01.2015 г. между Министерством социального развития и семейной политики края и администрацией г. Сочи, и дополнительным Соглашением N 1 от 20.03.2015 г. к Соглашению от 12.01.2015 г. N 294, размер субвенций из средств краевого бюджета составил " ... " тыс. рублей /для обеспечения жильем 5 лиц указанной категории, при нахождении на учете по г. Сочи 170 лиц, в том числе 59 совершеннолетних, подлежащих обеспечению жильем/.
В дальнейшем финансирование сокращено до 0 руб., в связи с чем, квартиры в 2015 году для граждан, подлежащих обеспечению по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не приобретались.
Судом первой инстанции правильно отмечено, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и лицам, из их числа, не ставится законом в зависимость от каких-либо условий, в том числе от ненадлежащего осуществления органом местного самоуправления переданных государственных полномочий в указанной сфере, не освоения администрацией г. Сочи выделенных на эти цели субвенций, от наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также от иных условий.
По указанным основаниям суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в интересах " Ф.И.О. "46 и возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения жилого помещения " Ф.И.О. "47 по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, и возложении обязанности на администрацию г. Сочи предоставить " Ф.И.О. "48 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров.
Доводы апелляционной жалобы о невозможности исполнения судебного акта ввиду не наделения администрации г. Сочи отдельными государственными полномочиями в указанной сфере, а равно об отсутствии финансирования в 2015 году переданных администрации г. Сочи государственных полномочий, опровергаются материалами гражданского дела.
Так, материалами гражданского дела подтверждено выделение в 2015 администрации г. Сочи субвенций на реализацию переданных государственных полномочий в сфере обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Не имеет правого значения ссылка представителя администрации г. Сочи на не освоение средств, выделенных в 2013 году на обеспечение жильем детей-сирот, при наличии финансирования в 2015 году.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Центрального районного суда Краснодарского края от 17 мая 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328- 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 17 мая 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Центрального района г. Сочи - " Ф.И.О. "49 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 02.08.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.