судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе
председательствующего судьи Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.
при секретаре " Ф.И.О. "19
с участием прокурора " Ф.И.О. "18
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе первого заместителя министра здравоохранения Краснодарского края " Ф.И.О. "20 на решение Первомайского районного суда от 28апреля 2016 года об обеспечении лекарственным препаратом,
Установила:
Заместитель прокурора Краснодарского края обратился в Первомайский районный суд г. Краснодара в интересах несовершеннолетней " Ф.И.О. "21 с иском к Министерству здравоохранения краснодарского края /Минздрав КК/.
Заявленные требования мотивировал тем, что несовершеннолетняя " Ф.И.О. "22., " ... " года рождения, проживает на территории муниципального образования город Краснодар, является ребенком-инвалидом в связи с заболеванием " " ... "", которое входит в перечень редких /орфанных/ заболеваний.
Консилиум ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Минздрава РФ дал заключение о том, что лечение по жизненным показаниям необходимо проводить Диазоксидом /медицинский препарат " " ... " в дозе " ... " мг/кг/сут./. Отмена терапии может повлечь развитие гипогликемических судорог. Данный препарат импортного производства рекомендован в связи с отсутствием отечественных лекарственных препаратов для лечения заболевания.
Как указано в иске, Минздрав КК отказал матери несовершеннолетней " Ф.И.О. "23 - " Ф.И.О. "24 в обеспечении ее ребенка указанным препаратом за счет средств краевого бюджета в связи с тем, что данный препарат не зарегистрирован на территории Российской Федерации и не включен в перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых по рецептам врачей бесплатно.
В письме ответчика в прокуратуру края указано, что приобретение препарата за счет средств бюджета невозможно, обеспечение будет произведено за счет средств из внебюджетных /благотворительных/ источников.
В связи с изложенным, просил суд обязать министерство здравоохранения Краснодарского края бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю " Ф.И.О. "25., " ... " года рождения лекарственным препаратом " " ... " в соответствии с заключением Консилиума ФГБУ Эндокринологического научного центра Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16 октября 2015 года.
В судебном заседании суда первой инстанции, прокурор, участвующий в деле, " Ф.И.О. "26 заявленные требования поддержала, просила иск удовлетворить в полном объеме.
Законный представитель лица, в интересах которого подано исковое заявление, - " Ф.И.О. "27 настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель Министерства здравоохранения Краснодарского края " Ф.И.О. "28 против удовлетворения иска возражал, просил отказать в удовлетворении, по основаниям, изложенным в возражении.
Представитель третьего лица администрации Краснодарского края - " Ф.И.О. "29., в судебном заседании суда первой инстанции возражал против удовлетворения исковых требований.
Обжалуемым решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 28апреля 2016г. исковые требования заместителя прокурора края " Ф.И.О. "30. удовлетворены. Суд обязал Министерство здравоохранения Краснодарского края бесплатно обеспечить несовершеннолетнюю " Ф.И.О. "31, " ... " года рождения, лекарственным препаратом " " ... "" в соответствии с заключением Консилиума ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения Российской Федерации от 16.10.2015 года.
Не согласившись с данным решением, первый заместитель министра здравоохранения Краснодарского края " Ф.И.О. "32., обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение Первомайского районного суда от 28апреля 2016 года отменить, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу, старший помощник прокурора Центрального административного округа г.Краснодара, " Ф.И.О. "33 просила оставить обжалуемое решение без изменений.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Администрации Краснодарского края, извещенный надлежащим образом о месте, дате и времени рассмотрения жалобы, не явился.
С учетом наличия надлежащего извещения сторон, руководствуясь ст.ст. 167, 327 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя Администрация Краснодарского края.
Согласно ч. 1 ст. 328 ГПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав лиц, участвующих в деле, а также заключение прокурора " Ф.И.О. "34 судебная коллегия не находит оснований для отмены решения Первомайского районного суда.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации закреплена гарантия каждого на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Статьей 38 Конституции РФ предусматривается, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
В силу ст. ст. 4, 5 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", государство обеспечивает гражданам охрану здоровья, приоритет охраны здоровья детей.
Исходя из Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" установлено, что инвалиды относятся к категории федеральных льготников. Обеспечение инвалидов, в том числе детей-инвалидов лекарственными средствами производится в рамках оказания гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 17.07.1999 года N 17-ФЗ "О государственной социальной помощи".
Статьями 4.1, 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого включена дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача /фельдшера/ необходимыми лекарственными средствами.
Кроме того, к полномочиям Российской Федерации по организации обеспечения лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в том числе и лекарственное обеспечение, переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление данных полномочий предусматриваются в виде субвенций из федерального бюджета, зачисляемых на счет бюджетов субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 2 ст. 19 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 10 части 1 статьи 16 указанного Федерального закона, к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится организация обеспечения граждан лекарственными препаратами для лечения заболеваний, включенных в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких /орфанных/ заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни гражданина или инвалидности, предусмотренный частью 3 статьи 44 данного Федерального закона.
В соответствии со ст. 44 названного ФЗ от 21.11.2011 года N 323-ф3, редкими /орфанным/ заболеваниями являются заболевания, которые имеют распространенность не более 10 случаев заболевания на 100 тысяч населения. Перечень редких /орфанных/ заболеваний формируется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти на основании статистических данных и размещается на его официальном сайте в сети "Интернет".
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" предусмотрено, то дети-инвалиды обеспечиваются всеми необходимыми лекарственными средствами за счет бюджета субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.11.2011 года N 323-ФЗ не предполагает установления каких-либо ограничительных перечней лекарственных препаратов для обеспечения больных, страдающих редкими /орфанными/ заболеваниями.
Согласно ч. 5 ст. 37 ФЗ от 21.11.2011 года N 323-ФЗ, назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний /по жизненным показаниям/ по решению врачебной комиссии.
Кроме того, как указано в определении Конституционного Суда РФ от 03.07.2008 года N 676-0- П, правовое регулирование оборота лекарственных средств на территории Российской Федерации рассчитано на удовлетворение массовой потребности в лекарственных средствах, не содержит механизма приобретения и правомерного использования лицами, страдающими редкими заболеваниями, необходимых для их лечения препаратов, которые не производятся в Российской Федерации и не прошли государственную регистрацию.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что применяемая в настоящее время схема организации обеспечения " Ф.И.О. "35 лекарственным препаратом " " ... " не гарантирует предоставления медицинской помощи в необходимом объеме, тогда как организация обеспечения граждан такой категории лекарственными препаратами для лечения заболеваний, отнесена законодателем к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, несовершеннолетняя " Ф.И.О. "36., проживающая в г. Краснодаре, страдает редким /орфанным/ заболеванием - " ... " Данный факт подтверждается справкой " ... " от " ... " года, выданной " ... " - филиала ФКУ " ... " диагноз подтверждается выпиской из амбулаторной карты " Ф.И.О. "37. Детская городская поликлиника " ... "
Как следует из заключения консилиума ФГБУ "Эндокринологический научный центр" Министерства здравоохранения РФ, в состав которого входит: лечащий врач " Ф.И.О. "38 заведующая отделением опухолей эндокринной системы " Ф.И.О. "39 директор ДЭ ФГЮУ ЭНС, член корреспондент РАН " Ф.И.О. "40 терапия препаратом " " ... "" /Диазоксид/ назначена по жизненным показаниям. Отмена терапии может повлечь за собой развитие гипогликемических судорог.
Данное обстоятельство подтверждается также заключением МБУЗ Детская городская поликлиника " ... " от " ... " года, согласно которому препарат " " ... "" является для " Ф.И.О. "41. жизненно необходимым и замене не подлежит.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что препарат " " ... " по своему лекарственному воздействию на сегодняшний день является единственным препаратом, применяемым для лечения заболевания несовершеннолетней " Ф.И.О. "42 Отсутствие обеспечения данным лекарственным препаратом приведет к ухудшению состояния здоровья ребенка.
Однако, министерством здравоохранения Краснодарского края отказано законному представителю несовершеннолетней " Ф.И.О. "43 - " Ф.И.О. "44 в бесплатном обеспечении указанным лекарственным препаратом. Отказывая в обеспечении лекарственными средствами, министерство указало причиной то, что установленный несовершеннолетней " Ф.И.О. "45. диагноз не включен в перечень жизнеугрожающих и хронически прогрессирующих редких /орфанных/ заболеваний, приводящих к сокращению продолжительности жизни граждан или их инвалидности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2012 года N 403. " " ... "" не зарегистрирован Минздравом России, сведения о нем отсутствуют в Государственном реестре лекарственных средств, данный препарат не входит в перечень жизненно необходимых лекарственных препаратов, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2014 года N 2783-р (42-44, 45-46).
Не согласившись с данным отказом, представитель несовершеннолетней " Ф.И.О. "46 - мать " Ф.И.О. "47 обратилась в прокуратуру Краснодарского края с заявлением, в котором просила обратиться в суд в защиту интересов и нарушенных прав ее несовершеннолетней дочери для предоставления своевременной медицинской помощи. В виду обеспечения ее ребенка рекомендованным по медицинским /жизненным/ показаниям лекарственным препаратом " " ... "".
Вместе с тем, исходя из имеющихся в материалах дела сведений, усматривается, что ответчиком принимаются меры по обеспечению " Ф.И.О. "48 необходимыми препаратами, так 26 февраля 2016 года ей предоставлен годовой запас лекарственного препарата " " ... "
Не смотря на данные обстоятельства, судебная коллегия, согласна с выводами суда первой инстанции о том, что оказание разовой помощи в предоставлении препарата, финансируемой из внебюджетных фондов, не снимает необходимости в обеспечении несовершеннолетней лекарственным препаратом по медицинским показаниям, в необходимом объеме и в полном соответствии с рекомендациями лечащего врача, до отмены препарата по медицинским показаниям.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе о том, что заболевание " Ф.И.О. "49 не включено в перечень жизнеугрожающих и хронических прогрессирующих редких /орфанных/ заболеваний, не может быть признано судебной коллегией обоснованным, так как полностью опровергается материалами дела.
Кроме того, 14.12.2015 года Минздравом РФ выдало АО "Мединторг" разрешение на ввоз незарегистрированного лекарственного препарата " " ... " предназначенного для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям для оказания медицинской помощи " Ф.И.О. "50
Факт ввоза незарегистрированного препарата " " ... " предназначенного для оказания помощи " Ф.И.О. "51 по мнению суда, также является основанием для принятия ответчиком мер по обеспечению ребенка необходимым лекарством.
Исходя из изложенного, судом первой инстанции верно определены обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, у ответчика не имелось оснований для отказа в предоставлении обеспечения лекарственным препаратом, необходимым " Ф.И.О. "52 по жизненным показаниям.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28апреля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 28апреля2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу первого заместителя министра здравоохранения Краснодарского края, " Ф.И.О. "53 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивировочная часть апелляционного определения изготовлена 02.08.2016 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.