Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.,
секретарь Богославская Ж.Р.
по докладу судьи Казакова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Тришкиной Светланы Витальевны к Управлению Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе об оспаривании решения комиссии по назначению пенсии,
по апелляционной жалобе начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Щербань Е.М. на решение Отрадненского районного суда от 06 апреля 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Тришкина С.В. обратилась в суд с исковым заявлением к ГУ Управления ПФ РФ в Отрадненском районе о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью.
В обоснование требований указала, что решением комиссии УПФ РФ в Отрадненском районе (протоколы N 634 от 14.10.2015г., N163 от 10.03.2016г.) ей было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.19 п.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.
С решением комиссии он не согласна, считает его необоснованным, незаконным и ограничивающим ее право на пенсионное обеспечение.
Решением Отрадненского районного суда от 06 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены. Суд отменил решения комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан государственного управления Пенсионного Фонда РФ в Отрадненском районе от 14 октября 2015 года протокол N634 и от 10 марта 2016 года, протокол N163 об отказе Тришкиной Светлане Витальевне в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Обязал ГУ УПФ РФ по Отрадненскому району засчитать периоды с 20.08.1986 г. по 29.02.1996 г. (9 г 6 м 0 д) в должности воспитателя в детском саду "Солнышко", с 16.12.1996 г. по 31.01.2001 г. (4 г 01 м 15 д) в должности воспитателя центра социальной помощи семье и детям Управления социальной защиты населения, с 01.02.2001 г. по 18.03.2002 г. (1г 1 м 18 д), с 08.06.2004 г. по 31.12.2004 г. (0 г 6 м 23 д) в должности воспитателя МУ "Отрадненский социальный приют для детей и подростков "Отрада", а всего 15 лет 3 месяца 26 дней.
Обязал назначить Тришкиной Светлане Витальевне досрочную трудовую пенсию согласно п.п.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" со дня подачи заявления в УПФР 01 октября 2015 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Щербань Е.М. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с существенным нарушением норм материального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В возражениях на апелляционную жалобу Тришкина С.В. просит жалобу оставить без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены в соответствии с требованиями ст.ст.113,116 ГПК РФ. С учетом изложенных обстоятельств, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, решениями комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Краснодарского края от 14.10.2015 года и от 10.03.2016 года Тришкиной С.В. было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости с пп.19 п.1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого 25 - летнего стажа осуществления педагогической деятельности в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
При этом, из ее специального стажа были исключены период учебы с 20.08.1986 - 31.12.1988, 01.01.1992 - 15.01.1994, 16.01.1994 - 14.03.1994, 15.03.1994 -15.12.1994, 16.12.1994 - 14.03.1995, 15.03.1995 - 15.07.1995, 16.07.1995 - 14.12.1995, 15.12.1995-31.12.1995 и 01.01.1996 - 29.02.1996 - работа воспитателем детском саду колхоза "Победа"; с 16.12.1996-31.01.2001 - работа воспитателем в Центре социальной помощи семьи и детям Управления СЗН в Отрадненском районе; с 01.02.2001 - 18.03.2002, 08.06.2004 - 31.12.2002 - работа воспитателем МУ "Отрадненский социальный приют для детей и подростке "Отрада".
Согласно пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста.
Судом установлено, что в период с 20.08.1986 по 31.12.1988, с 01.01.1992 по 29.02.1996 Тришкина С.В. работала воспитателем в детском саду "Солнышко" колхоза "Победа, что подтверждается справками из архивного отдела N3028 от 23.09.2014 г., N3024 от 23.09.2014 г. N3026 от 23.09.2014 г., N3027 от 23.09.2014 г.
Как верно указано судом первой инстанции, расхождения между данными трудовой книжки Тришкиной С.В. и архивными документами, в части указания должности воспитатель и отработанных дней, не должно ограничивать право Тришкиной С.В. на пенсионное обеспечение.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых зачитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам.
В соответствии с п.3 Правил исчисления периодов работы, работа в должностях, указанных в п.1 раздела "Наименование должностей" списка, засчитывается в стаж работы при условии ее выполнения в учреждениях, указанных в пунктах 1.1 - 1.14 раздела "Наименование учреждений" списка, а работа в должностях, указанных в п.2 раздела "Наименование должностей" списка, - в учреждениях, указанных в п.2 раздела "Наименование учреждений" списка.
В п.1 раздела "Наименование должностей" указанного Списка должностей и учреждений включена должность воспитателя, в п.1.13 раздела "Наименование учреждений" включены социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 1.13 "Учреждения социального обслуживания").
Должность воспитателя предусматривалась также Списком профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463, и Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067.
При этом, в Списке должностей, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, в числе наименований учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, были указаны, в том числе социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних и центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей (п. 13 "Учреждения социального обслуживания").
Списки, утвержденные постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 и постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067, утратили силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781. Вместе с тем, они действовали в период осуществления истицей трудовой деятельности в должности воспитателя в Центре социальной помощи семье и детям Управления СЗН в Отрадненском районе.
Из содержания названных Списков следует, что при решении вопроса о наличии права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей определяющим является работа истца в должности воспитателя в соответствующем учреждении для детей, включенном в список, а не тип (профиль) учреждения.
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-Ф3 право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения, в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Согласно данному Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 (в ред. от 26.05.2009) работа в должности воспитателя в учреждении социального обслуживания дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно справок и записей в трудовой книжке Тришкина С.В. с декабря 1996 по январь включительно работала в должности воспитателя в центре социальной помощи семье и детям. С февраля 2001 г. центр переименован в муниципальное учреждение социальный приют для детей и подростков "Отрада" Распоряжением главы Отрадненского района от 25 января 2001 г. N 12-р создано названное учреждение и утвержден устав, согласно которого социальный приют является социально-реабилитационным учреждением, предназначенным для временного пребывания детей и подростков от 3 до 18 лет, оказавшихся в трудной, экстренной жизненной ситуации, в первую очередь оставшихся без попечения родителей, детей-сирот. На основании устава основной целью создания приюта является в т.ч. осуществление обучения несовершеннолетних, находящихся в приюте.
На основании приказа департамента социальной защиты населения Краснодарского края N283 от 28 марта 2005 года указанное учреждение было переименовано в государственное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Отрадненский социальный приют для детей и подростков "Отрада". 29 апреля 2014 года переименовано в государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края "Отрадненский СП "Отрада".
Согласно уставов и положений все они предназначены для комплексного обслуживания на территории района семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке путем оказания им социальной помощи различных видов: социально экономической, психологической, социально-педагогической, медико-социальной, соц. реабилитации. Они являются социальными учреждениями для дневного пребывания и обслуживания детей. Основными задачами являются профилактика безнадзорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Согласно должностной инструкции воспитателя, в должностные обязанности воспитателя центра и МУ социального приюта входят вопросы планирования и организации жизнедеятельности воспитанников и осуществлении их воспитания, использования различных приемов, методов, средств обучения, на основе индивидуальных особенностей, рекомендаций психолога, планирование и проведение с воспитанниками коррекционно-развивающей работы (с группой или индивидуально).
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает решение Отрадненского районного суда от 06 апреля 2016 года законным и обоснованным, не подлежащим изменению, отмене.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Отрадненского районного суда от 06 апреля 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления Пенсионного фонда РФ в Отрадненском районе Щербань Е.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.