Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Леганова А.В.,
при секретаре Казаковой Р.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску " К. " об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости и об определении кадастровой стоимости недвижимости равной рыночной,
установил:
" К. " обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР, расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст-ца Ладожская, АДРЕС, в размере рыночной стоимости.
Согласно данным отчета об оценке N 0182ОС2015/2 от 9 октября 2015 года рыночная стоимость указанного объекта недвижимости составляет " ... 1"
Вместе с тем, согласно данным Филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Краснодарскому краю кадастровая стоимость здания составляет " ... 2"
Истец указывает, что результаты государственной кадастровой оценки стоимости являются недостоверными и нарушают его права и затрагивают законные интересы, поскольку кадастровая стоимость значительно превышает рыночную.
В судебное заседание 18 июля 2016 года лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.
В силу части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства РФ суд считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании определения суда от 18 июля 2016 года настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Проверив доводы административного искового заявления, исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении уточненных исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктами 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.
Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности проводится государственная кадастровая оценка земель. В случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Из содержания положений статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" следует, что под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьёй 24.19 Федерального закона.
Как следует из материалов дела, административный истец согласно свидетельству о государственной регистрации права 23-АН НОМЕР от ДАТА является собственником на праве общей долевой собственности 1/2 нежилого здания, с кадастровым номером НОМЕР, площадью 962,1 кв.м., назначение "нежилое", этажность "2", расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст-ца Ладожская, АДРЕС.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость указанного объекта определена уполномоченным органом и составляет: " ... 2"
Административный истец представил в материалы дела отчет, подготовленный ООО "Экспертная компания "ФИНЭКА", в соответствии с которым, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 13 августа 2014 года составляет " ... 1"
В материалах дела имеется решение комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Краснодарскому краю N 48/10 от 3 декабря 2015 года, которым отклонено заявление " К. ", поскольку отчет об оценке не соответствует законодательству об оценочной деятельности Российской Федерации.
Поскольку вступившее в законную силу решение Комиссии, которым заявителю отказано в пересмотре кадастровой стоимости свидетельствует о недостоверности отчета о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, представителем истца было заявлено ходатайство о проведении экспертизы.
Определением от 18 мая 2016 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка по состоянию на 13 августа 2014 года.
Вопрос об определении рыночной стоимости земельного участка по состоянию на указанную дату поставлен исходя из данных, представленных Филиалом ФГБУ "ФКП Росреестра" по Краснодарскому краю.
Согласно статье 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случае включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы, выполненной ООО "Аверс "Оценка и экспертиза" от 10 июня 2016 года N ЭК 2016-06-72, рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР по состоянию на 13 августа 2014 года составляет " ... 3"
Заключение судебной экспертизы соответствует требованиям Федерального закона от 31 мая 2001 года N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации", а также не противоречит положениям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и Федеральным стандартам оценки. В ходе судебного разбирательства представителями органов государственной власти и местного самоуправления выводы эксперта не опровергнуты.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит расписку эксперта о том, что он предупрежден об уголовной ответственности по указанной статье Уголовного кодекса Российской Федерации.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта недвижимости от ряда актуальных факторов, в заключении экспертом внесены соответствующие корректировки.
Данных об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, что могло бы поставить под сомнение достоверность выводов судебного эксперта о размере рыночной стоимости спорного объекта оценки на дату определения кадастровой стоимости, лицами, участвующими в деле, возражавшими против удовлетворения заявленных требований, не представлено, ходатайств о проведении повторной судебной экспертизы на предмет определения данного показателя не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что определённая судебным экспертом рыночная стоимость объекта недвижимости является достоверной.
Учитывая изложенное, суд считает, что истцом доказан факт несоответствия кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости его рыночной стоимости, кадастровая стоимость значительно превышает рыночную, что затрагивает права и обязанности истца как собственника указанного здания.
При таких обстоятельствах, учитывая объем заявленных требований и установленные фактические требования суд считает возможным удовлетворить административный иск частично и установить в отношении нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР, площадью 962,1 кв.м., назначение "нежилое", этажность "2", расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст-ца Ладожская, АДРЕС, кадастровую стоимость, равной его рыночной стоимости в размере " ... 3"
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации правовое регулирование, закрепляющее использование для проведения государственной кадастровой оценки земельных участков главным образом методом массовой оценки, но не исключающее использование индивидуально определенной рыночной стоимости, само по себе не может рассматриваться как нарушающее принцип равного налогообложения и не предусматривает возможность дискриминационного и произвольного характера определения налоговой базы по земельному налогу (Определение от 01 марта 2011 года N 280-О-О и др.).
Не лишает налогоплательщика права на установление кадастровой стоимости такого объекта в размере, равном ее рыночной стоимости, также как и права оспаривать в целях защиты своих интересов недостоверные результаты определения кадастровой стоимости земельного участка, ему принадлежащего, или ошибки в кадастровых сведениях (Определение Конституционного суда РФ N 1555-0 от 03.07.2014 года).
Кроме того, суд считает необходимым обратить внимание на то, что установление судом рыночной стоимости земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
На основании положений статьи 24.20 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд 29 апреля 2016 года, в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при управлении Росреестра по Краснодарскому краю - 10 ноября 2015 года.
Руководствуясь статьями 150, 175-180, 245-249, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск " К. " об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости недвижимости и об определении кадастровой стоимости недвижимости равной рыночной - удовлетворить частично.
Установить в отношении нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР, площадью 962,1 кв.м., назначение "нежилое", этажность "2", расположенного по адресу: Краснодарский край, Усть-Лабинский район, ст-ца Ладожская, АДРЕС, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 13 августа 2014 года в размере " ... 3" на период с 1 января 2015 года и до даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, установленной в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости считать 10 ноября 2015 года.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером НОМЕР.
Решение суда может быть обжаловано в вышестоящую судебную инстанцию в течение 15 дней со дня его принятия.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.