Судебная коллегия по административным делам Владимирского областного суда в составе:
Председательствующего Семенова А.В.
и судей Огудиной Л.В., Емельяновой О.И.
при секретаре Кудрявовой М.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Владимире 26 июля 2016 года административное дело по апелляционным жалобам Отделения (территориальное, г. Владимир) Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - территориальное отделение ФГКУ "Западрегионжилье") и Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФКГУ "Западрегионжилье") на решение Киржачского районного суда Владимирской области ****, которым признано незаконным решение начальника территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" от **** **** об отказе в принятии Хамитовой И. С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и возложена обязанность вынести решение о принятии её на учет нуждающихся в жилом помещении, как члена семьи (дочери) военнослужащего С., умершего в период прохождения военной службы; в пользу Хамитовой И.С. с территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб.
Заслушав доклад судьи Огудиной Л.В., судебная коллегия
установила:
Хамитова И.С. обратилась в суд с административным исковым заявлением к территориальному отделению в г. Владимир ФГКУ "Западрегионжилье" с указанными выше административными исковыми требованиями.
В обоснование требований указала, что является дочерью **** С., проходившего военную службу в период с **** по **** и умершего **** при исполнении обязанностей военной службы. Она совместно с матерью Л. (брак с С. расторгнут в **** году) и братом Д. проживает в служебной квартире, предоставленной её отцу как военнослужащему, и другого жилья не имеет. По её заявлению о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, решением от **** начальника территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" ей отказано в принятии на данный учет. Указанное решение она получила **** по факсимильной связи и **** обратилась в суд. Полагала его незаконным, нарушающим право на жилое помещение, поскольку на момент смерти её отец имел право постановки на жилищный учет, как проживающий в служебном жилом помещении на территории закрытого военного городка, и обеспечиваемый на первые пять лет служебным жилым помещением, а также имел необходимую выслугу лет.
Определением суда от **** к участию в деле привлечено ФГКУ "Западрегионжилье", которое будучи извещенным о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, в письменных возражениях просило отказать в удовлетворении требований, указав, что С. на момент гибели не признавался нуждающимся в получении жилого помещения, в связи с чем члены его семьи не могут реализовать право на обеспечение жилым помещением по линии Министерства обороны Российской Федерации.
Привлеченное в качестве заинтересованного лица Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны РФ) в судебное заседание не явилось, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствие его представителя, также возражало против удовлетворения административного иска, так как С. не признавался нуждающимся в получении жилого помещения.
Определением суда от **** к участию в деле в качестве административного соистца на основании заявления о вступлении в дело в качестве соистца допущен Д., который в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, поддержав доводы административного иска.
В судебное заседание административный истец Хамитова И.С. не явилась, представила ходатайство о рассмотрении дела в её отсутствие и письменные пояснения по делу. Ранее, в судебном заседании поддержала доводы административного иска.
Представитель Хамитовой И.С. - Куйбеда Д.И. административный иск поддержал по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что на учете нуждающихся в получении жилого помещения С. на момент гибели не состоял, однако с **** имел такое право, поскольку с семьей проживал в служебном жилом помещении, предоставленном войсковой частью на территории закрытого военного городка, находящегося в лесном массиве на удалении от населенных пунктов. Данное право военнослужащий не успел реализовать в связи с гибелью при исполнении обязанностей военной службы. В связи с этим полагал, что члены семьи также имеют право на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны РФ.
Начальник территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" Забиралова С.В. в судебное заседание не явилась, направила ходатайство о
рассмотрении дела в её отсутствие, а также возражения на иск, в которых указала, что С. на учете нуждающихся в получении жилого помещения не состоял и не имел оснований для признания его нуждающимся в получении жилого помещения, в связи с чем члены его семьи также не имеют права на обеспечение жильем. Полагал, что жилое помещение С. с семьей предоставлено по договору социального найма, так как ордер на жилое помещение не имеет двух красных полос.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционных жалобах ФГКУ "Западрегионжилье" и начальник территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" просят отменить решение суда в части удовлетворенных требований, в связи с нарушением судом норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для административного дела. Полагают, что судом не установлен статус жилого помещения по адресу: ****; документов, подтверждающих присвоение указанному жилому помещению статуса "служебное", административным истцом не представлено. Полагают, что справка войсковой части **** **** от **** о служебном статусе жилого помещения не может являться доказательством ввиду её незаконности. Также указывают, что эта квартира была предоставлена военнослужащему, когда военный городок **** не являлся закрытым, а статус жилых помещений определялся ст. 101 ЖК РСФСР. Поскольку жилое помещение по указанному адресу не относится к числу служебных, у военнослужащего С. не было оснований для признания нуждающимся в жилом помещении, так как он и члены его семьи были обеспечены жильем по договору социального найма по нормам жилищного законодательства по месту прохождения военной службы, а право на обеспечение жильем по избранному месту жительства он не приобрел, на жилищном учете не состоял.
В остальной части решение суда сторонами не обжалуется.
Апелляционное рассмотрение проведено в отсутствие административных истцов, представителей административных ответчиков и заинтересованного лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, что в силу ч. 6 ст. 226 КАС РФ не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Заслушав объяснения представителя Хамитовой И.С. - Куйбеда Д.И., возражавшего против доводов жалоб, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и письменных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции на момент принятия оспариваемого решения) членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 6, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
В силу ст. 2 данного Федерального закона N 76-ФЗ социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам их семей.
Согласно п. 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих" (в редакции от 24.11.1995, действующего на момент гибели военнослужащего) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членами семей на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
В силу п. 5 ст. 23 данного Закона члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, данные нормы закрепляют для членов семей военнослужащего право на обеспечение жилыми помещениями, которое они приобрели в соответствии с Законом до гибели (смерти) военнослужащего и сохраняли нуждаемость в жилье после гибели (смерти) военнослужащего.
Постановлением Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 "Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти" Министерству обороны Российской Федерации, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, поручено предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу по контракту, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Как указал Верховный Суд РФ в своем Решении от 16.09.2010 N ГКПИ10-921, в указанном выше постановлении Правительства РФ N 451 по существу введена дополнительная социальная гарантия для членов семьи погибшего военнослужащего (сотрудника), ранее не состоящих на жилищном учете, но нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ранее действовавшего законодательства, в том числе постановления Совмина СССР от 17.02.1981 N 193 "Об утверждении Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных, лиц, уволенных с воинской службы в отставку, и их семей" (п. 21 Положения), п.п. 3, 4, 10 ст. 108 ЖК РСФСР, ст. 23 Закона РФ от 22.01.1993 N 4338-1 "О статусе военнослужащих", п. 7 постановления Правительства РФ от 04.05.1999 N 487 "Об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба", в случае гибели военнослужащего в период прохождения военной службы, проживающие с ним члены его семьи не подлежат выселению из занимаемого жилого помещения без предоставления им безвозмездно другого благоустроенного жилого помещения, и в силу названного выше Закона РФ и постановления Правительства РФ от 21.06.2002 N 451 за ними сохраняется право на улучшение жилищных условий на основании и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
В п. 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что при разрешении споров о праве членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, на жилое помещение, необходимо учитывать, что в силу п. 1.1 ст. 15.1 и п. 3.1 ст. 24 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилищные субсидии либо жилые помещения предоставляются им с учетом права погибшего (умершего) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы.
Основания признания военнослужащих нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий предусмотрены Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" (далее - Правила), вступившими в действие с 27.09.1998, то есть после смерти военнослужащего.
Подпунктами "а", "г", "ж" п. 7 данных Правил в качестве самостоятельных оснований признания граждан нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий предусмотрены: отсутствие жилой площади; наличие жилой площади в закрытых и обособленных военных городках; проживание в общежитиях и на служебной жилой площади.
В соответствии с пп. "б" п. 6 данных Правил нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются, в том числе семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы.
Действующими на момент гибели военнослужащего (и до 01.03.2005) Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений на территории Владимирской области, утвержденными решением Владимирского облисполкома и президиума облсовпрофа от 30.12.1988 N 665/25, предусматривалось признание нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, имеющих обеспеченность жилой площадью не более 6,0 кв.м на одного члена семьи, а также независимо от размера занимаемой жилой площади, в том числе: ж) семьи, в составе которых имеются лица разного пола старше 9 лет (кроме супругов), проживающие в одной комнате (однокомнатной квартире) либо в двухкомнатной квартире, где прописано не менее 4 человек (с учетом лиц разного пола старше 9 лет) /пункт 11 Правил/. Пунктом 12 Правил предусматривалось принятие на учет членов семей, проживающих в служебных жилых помещениях.
На основании ст. 104 ЖК РСФСР служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Порядок предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения был утвержден постановлением Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405.
Приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском флоте, согласно которому рабочие и служащие Советской Армии и Военно-морского Флота, работающие в воинских частях, размещенных вне городов и поселков городского типа, обеспечивались жилой площадью по месту работы за счет жилого фонда этих воинских частей (п. 7).
В настоящее время, на основании приказов Минобороны РФ от 03.11.2010 N 1455 и 18.11.2010 N 1550 уполномоченным органом Минобороны РФ по вопросам реализации в Вооруженных Силах РФ требований постановления Правительства РФ от 29.06.2011 N 512 и соответствующих Инструкций (приказ Минобороны РФ N 1280) определен уполномоченный орган военного управления - Департамент жилищного обеспечения Минобороны РФ, который осуществляет свои функции через специализированные организации Минобороны РФ, в том числе через ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (г. Санкт-Петербург). Перечнем территорий, закрепляемых за Федеральными государственными учреждениями жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Минобороны РФ от 27.08.2010 N 1135, за данным Учреждением закреплена территория субъекта - Владимирская область.
Приказом Минобороны РФ от 06.06.2012 N 1441 во Владимирской области, г. Владимир создано территориальное отделение ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны РФ, которое согласно Положению об отделении, утвержденному приказом начальника ФГКУ "Западрегионжилье" от **** ****, осуществляет функции, в том числе - по принятию (отказу в принятии) военнослужащих на учет нуждающихся в жилом помещении. Начальник территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" действует по доверенности от имени юридического лица - ФГКУ "Западрегионжилье".
Минобороны РФ осуществляет правомочия собственника федерального имущества, закрепленного за Вооруженными Силами РФ, в соответствии с Положением о Министерстве обороны РФ, утвержденном Указом Президента РФ от 19.08.2004 N 1082.
В силу постановления Правительства РФ от 29.12.2008 N 1053 Минобороны РФ в целях управления имуществом Вооруженных Сил РФ осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с Инструкцией к приказу Минобороны РФ от 18.11.2010 N 1550 "Об организации в Министерстве обороны Российской Федерации деятельности по обеспечению военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилыми помещениями" реестр жилых помещений Министерства обороны РФ, организацию передачи жилых помещений, в отношении которых заключены с военнослужащими договоры социального найма, из федеральной собственности в муниципальную собственность ведет Департамент имущественных отношений Минобороны РФ, который осуществляет свои обязанности через соответствующие территориальные Управления.
По делу установлено, что военнослужащий С., зачисленный в списки личного состава войсковой части приказом командира от **** ****, умер **** в результате ****; исключен из списков личного состава части приказом командира от **** **** в звании ****. На момент его гибели выслуга составила более **** лет.
В период службы С. было предоставлено жилое помещение общей площадью **** кв.м (в том числе жилой - **** кв.м) в военном городке по адресу: **** на основании ордера **** от ****, выданного Министерством обороны СССР в лице КЭЧ Московского района Московского военного округа, на право занятия **** квартиры составом семьи 4 человека (он, его супруга Л.
Л. и двое детей: дочь Нейман И.С., сын Д.).
В выписке из домовой книги **** и лицевого счета **** на данное жилое помещение указано о временном месте жительства перечисленных выше лиц по указанному выше адресу.
Брак С. с супругой Л. расторгнут ****.
На момент смерти С. его дочери - Нейман И.С. было 18 лет, сыну Д. - 15 лет.
После заключения брака **** Нейман И.С. присвоена фамилия Хамитова (супруг А. умер ****).
С момента предоставления жилого помещения и до настоящего времени по адресу: **** зарегистрировано 3 человека: Хамитова И.С., её брат Д. и их мать Л. Также до гибели по указанному адресу был зарегистрирован и военнослужащий С., членами семьи которого на дату его смерти являлись дети - Хамитова И.С. и Д.
Решением жилищной комиссии войсковой части ****, оформленным протоколом **** от ****, Хамитова И.С. (гражданский персонал войсковой части) на основании её заявления составом семьи 1 человек поставлена на очередь на получение постоянного жилья по избранному месту жительства в ****, как член семьи (дочь) умершего военнослужащего С.
Хамитова И.С. в 2015 году обратилась в территориальное отделение ФГКУ "Западрегионжилье" в г.Владимире с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, как дочери умершего военнослужащего С.
Решением **** начальника данного территориального отделения Забираловой С.В. от **** ей отказано в постановке на этот учет на основании п. 2 ст. 54 ЖК РФ, так как представлены документы, не подтверждающие право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма. Указано, что не имеется оснований для постановки Хамитовой И.С. на учет, так как на момент смерти её отца военнослужащие обеспечивались жильем в органах местного самоуправления, С. утратил статус военнослужащего, а Хамитова И.С. обеспечена жилым помещением по нормам жилищного законодательства.
О нарушении прав Хамитовой И.С. стало известно ****, после получения указанного выше решения, в суд она обратилась ****.
Разрешая требования Хамитовой И.С., суд первой инстанции, установив, что военнослужащий С. при жизни не был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий, пришел к обоснованным выводам о том, что данное обстоятельство не свидетельствует об отсутствии у него на момент гибели такого права, а, следовательно, и производного права на обеспечение жилым помещением по линии Минобороны РФ у его дочери Хамитовой И.С. и, исходя из приведенных в судебном решении положений законодательства, которым предусмотрено право членов семей погибших (умерших) в период прохождения военной службы военнослужащих, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Законом "О статусе военнослужащих" до гибели (смерти) военнослужащего, на получение жилого помещения по договору социального найма. Также судом учтено наличие решения жилищной комиссии войсковой части о принятии Хамитовой И.С., как дочери погибшего военнослужащего, составом семьи 1 человек на учет нуждающихся в жилых помещениях, которое не отменено и не оспорено, незаконным в установленном порядке не признано.
Одновременно, относительно статуса жилого помещения по адресу: ****, суд сделал вывод о том, что оно относилось и до настоящего времени относится к служебному жилищному фонду, поскольку доказательств обратного не представлено, и в **** году не могло быть предоставлено С. по договору социального найма, так как на первые пять лет военной службы он подлежал обеспечению служебным жилым помещением.
Установив, что у Хамитовой И.С. иного жилого помещения ни на каком праве не имеется, и доказательств обратного не представлено, она являлась членом семьи погибшего военнослужащего на момент его гибели, и до гибели он имел право постановки на учет для обеспечения жилым помещением по договору социального найма, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение начальника территориального отделения ФГКУ "Западрегионжилье" от **** **** об отказе в принятии Хамитовой И.С. на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не соответствует нормативным правовым актам и нарушает её права, свободы и законные интересы. В связи с этим суд правомерно, на основании ст. 227 КАС РФ возложил на уполномоченное Положением об отделении лицо обязанность по вынесению решения о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении члена семьи военнослужащего С., умершего в период прохождения воной службы, его дочери Хамитовой И.С.
При этом суд обоснованно отказал в удовлетворении требований соистца Д., поскольку оспариваемое решение, принятое по заявлению Хамитовой И.С., непосредственно его прав не нарушает и не создает ему препятствий в реализации жилищных прав и законных интересов.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, основанными на верно установленных обстоятельствах по административному делу, сделанными с учетом оценки представленных в совокупности доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Отклоняя доводы апелляционных жалоб как несостоятельные и основанные на ошибочном толковании норм права, судебная коллегия учитывает следующее.
В силу постановления Совета Министров СССР от 06.05.1983 N 405 "О
порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения" ордера на жилые помещения, находящиеся в обособленных военных городках при воинских частях, расположенных вне черты населенных пунктов, и в закрытых военных городках с системой пропусков, расположенных в населенных пунктах, выдавались квартирно-эксплуатационными органами (далее - КЭЧ) Министерства обороны, Министерства внутренних дел, руководством органов и командованием воинских частей (по принадлежности жилищного фонда) на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади.
Оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны СССР производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов. В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Также в силу п. 109 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-морского флота (далее - Положение), утвержденного приказом Министра обороны СССР от 22.02.1977 N 75 (Приложение N 1 к приказу), выдача ордеров на получение жилой площади в соответствии с утвержденными начальником гарнизона (старшим морским начальником) решениями жилищных комиссий воинских частей производилось начальниками КЭЧ районов (гарнизонов) и МИС военно-морских баз (пунктов базирования).
Согласно п. 30 названного Положения под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения.
В силу п. 99 Положения к жилищному фонду Министерства обороны СССР относятся собственные жилые дома Министерства обороны СССР, в том числе и жилые дома хозрасчетных предприятий и организаций Министерства обороны СССР.
Пунктом 100 Положения определен перечень категорий лиц на получение от Министерства обороны СССР жилой площади для себя и совместно проживающих членов семьи.
Пунктом 1 ст. 15 Закона Российской Федерации от 22.01.1993 "О статусе военнослужащих" было закреплено обеспечение военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на первые пять лет военной
службы только служебными жилыми помещениями или общежитиями.
В силу данного Закона по истечении этого срока они имели право на предоставление жилых помещений по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и другим министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых указанные лица проходят военную службу.
Как следует из ордера от **** **** Министерства обороны СССР, он был выдан С. КЭЧ Московского района Московского военного округа на право занятия семьей из 4-х человек квартиры по указанному выше адресу, расположенной на территории войсковой части в г.Киржаче.
В лицевом счете **** и выписке из домовой книги в графе "Цель приезда, на какой срок" указано относительно С. - место службы, у членов его семьи - место жительства временно.
Согласно справок войсковой части **** от **** военный городок **** находится в лесном массиве, расстояние до ближайшего населенного пункта ( ****) - **** км, до **** - **** км; связь военного городка с ближайшими населенными пунктами путем междугороднего, городского и районного транспорта отсутствует; школы, медицинские учреждения, магазины на территории городка отсутствуют.
Квартира ****, военный городок **** относится к служебному фонду войсковой части **** Минобороны РФ.
Из сообщения администрации Киржачского района следует, что указанная квартира в реестре муниципальной собственности данного муниципального образования отсутствует.
Кроме того, с **** порядок отнесения военного городка к закрытому установлен Правительством Российской Федерации.
Распоряжением Правительства РФ от 01.06.2000 N 752-р военный городок Киржач-412 был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.
Таким образом, из анализа приведенных норм законодательства и установленных по делу обстоятельств усматривается, что жилые помещения, предоставляемые военнослужащим квартирно-эксплуатационными частями, являлись жилыми помещениями, расположенными в военных городках, при этом в закрытых (обособленных) военных городках могли быть выделены только служебные квартиры. Также указанным выше Положением не была предусмотрена возможность предоставления квартир, расположенных на территории закрытого, обособленного военного городка, на праве социального найма.
При этом, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения
порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения, право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.
Учитывая приведенные нормы законодательства и обстоятельства дела, принимая во внимание, что С. не могло быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма в течение 5 лет с момента заключения контракта, а достоверных и бесспорных доказательств предоставления впоследствии данного жилого помещения на основании договора социального найма С. при жизни либо членам его семьи после его гибели не представлено, то доводы апеллянтов об обеспеченности Хамитовой И.С. необходимой площадью жилого помещения по договору социального найма несостоятельны.
Кроме того, С., как проживающий в специализированном жилом помещении в закрытом (обособленном) военном городке, имевший на момент гибели более **** лет выслуги, имел право быть признанным нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма на момент смерти, так и ранее, с **** года - быть признанным нуждающимся на основании пп. "ж" п. 11 приведенных выше Правил учета от 30.12.1988.
Тот факт, что в настоящее время распоряжением Правительства РФ от 11.10.2011 N 1779-р военный городок **** исключен из перечня закрытых военных городков, не влияет на законность принятого судом решения, поскольку это обстоятельство не является безусловным доказательством передачи гражданину занимаемого в этом военном городке жилого помещения на условиях договора социального найма. Доказательств исключения данного жилого помещения из специализированного фонда, передачи его в муниципальную собственность апеллянтами не представлено.
При этом судом были приняты меры к установлению статуса жилого помещения, сделаны необходимые запросы в Киржачский районный архив, а также Департамент имущественных отношений Минобороны РФ. Однако органами Минобороны РФ ответы даны не были, а решение органа местного самоуправления об отнесении жилого помещения к специализированному (служебному) жилищному фонду не представилось возможным обнаружить в связи с отсутствием сведений о дате его принятия.
Апеллянтами доводы административного истца о служебном статусе жилого помещения не опровергнуты, тогда как в силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания законности принятого решения возложена на них.
Ссылка в жалобе на то, что суд не вправе признавать административного истца нуждающейся в жилом помещении, несостоятельна, поскольку судом в соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ обязанность по принятию такого решения в отношении Хамитовой И.С. возложена на уполномоченное лицо, принявшее незаконное решение.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части взыскания судебных расходов с территориального отделения в г.Владимире ФГКУ "Западрегионжилье", поскольку в силу п. 1.2 Положения об отделении, оно является территориально обособленным подразделением ФГКУ "Западрегионжилье", начальнику данного отделения Учреждением выдана доверенность на представление интересов ФГКУ "Западрегионжилье" в судах и иных организациях, учреждениях. Поскольку ФГКУ "Западрегионжилье" является юридическим лицом (п. 7 Устава), привлечено к участию в деле и фактически являлось административным ответчиком, от имени которого действовал начальник территориального отделения, то понесенные Хамитовой И.С. судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб. подлежат взысканию с ФГКУ "Западрегионжилье".
В остальной части решение суда является законным и обоснованным, и оснований для его отмены, в том числе по доводам апелляционной жалобы, у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Киржачского районного суда Владимирской области от 6 апреля 2016 года изменить в части взыскания с территориального отделения ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации государственной пошлины, изложив его в следующей редакции:
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации в пользу Хамитовой И. С. расходы по оплате государственной пошлины в размере **** руб.
В остальной части решение Киржачского районного суда Владимирской области оставить без изменения, апелляционные жалобы территориального отделения ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации и ФКГУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий А.В. Семенов
Судьи: Л.В. Огудина
О.И. Емельянова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.