судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:
Председательствующего: Дудкиной Т.Н.,
судей: Володиной Л.В., Кондрак Н.И.
при секретаре: Кравченко Д.А.
при участии:
представителя административного истца Ковалева А.В.,
представителя административного ответчика ФИО1
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Глебовой Т.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, по апелляционной жалобе Глебовой Т.И. на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года.
Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Глебова Т.И. обратилась в суд с иском об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя осуществить государственную регистрацию "Товарищества собственников жилья "Ивана Голубца-3" путем внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующих сведений.
В обоснование требований указано, что решением ИНФС по Ленинскому району г. Севастополя отказано в регистрации юридического лица ТСЖ "Ивана Голубца-3" в связи с не предоставлением необходимых документов для регистрации юридического лица. Считает, что данный отказ нарушает права жильцов дома на создание и государственную регистрацию ТСЖ.
Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года в удовлетворении административного иска Глебовой Т.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя, - отказано.
На данное решение истцом подана апелляционная жалоба, которая мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель истца апелляционную жалобу поддержал по доводам, изложенным в жалобе.
Представитель ответчика поясняла, что срок на обращение в суд с иском не пропущен, возражала в удовлетворении исковых требований по сути.
Заслушав судью-докладчика, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, сославшись на положения статьи 219 КАС РФ, исходил из пропуска истцом срока на обращение в суд.
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда первой инстанции, указывая такое.
Частью 3 ст. 4 КАС РФ определено, что если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка.
Абзацем 2 ч.1 ст. 25.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в вышестоящий регистрирующий орган путем подачи жалобы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Решение территориального регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации может быть обжаловано в суд и (или) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона, только после его обжалования в вышестоящий регистрирующий орган.
Таким образом, при указании в законе о досудебном порядке урегулирования спора, следует учитывать положения части 6 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о том, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствуют о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Апелляционным рассмотрением установлено, что данный спор подлежит урегулированию в досудебном порядке, истцом эти требования выполнены, следовательно, срок на обращение в суд, который исчисляется со следующего дня после получения ответа, истцом не пропущен.
На данные обстоятельства суд первой инстанции внимания не обратил, приняв по делу ошибочное решение, которое подлежит отмене с последующим рассмотрением спора по существу.
Установлено, что решением N от 30 июля 2015 года Глебовой Т.И. отказано в государственной регистрации юридического лица ТСЖ "Ивана Голубца-3" в связи с не предоставлением определенных ст. 12 Закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов. Данное решение было получено административным истцом 4 августа 2015 года, что подтверждается ее подписью на решении.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, регулируются Федеральным законом от 08.08.2001 N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон N129-ФЗ).
Законом N129-ФЗ установлен заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц, который обеспечивается строгой регламентацией действий регистрирующих органов по принятию решений о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации.
Внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записей осуществляется на основании документов, представленных при государственной регистрации.
На основании пункта 1.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ).
Формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, утверждены Приказом ФНС России от 25.01.2012 N "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств".
27.07.2015 Глебовой Т.Н. в ИФНС России по Ленинскому району Севастополя представлено заявление о государственной регистрации юридического лица при создании Товарищества собственников жилья "Ивана Голубца-3" по форме NР11001, протокол об учреждении юридического лица, устав ТСЖ "Ивана Голубца-3", документ об оплате государственной пошлины.
30.07.2015 регистрирующим органом было принято Решение N об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Законом N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов.
Основания для отказа в государственной регистрации установлены статьей 23 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица.
Как следует из материалов дела, для регистрации юридического истцом не представлены:
- Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании по форме NР11001, оформленное в соответствии с Требованиями к оформлению документов, предоставляемых в регистрирующий орган, утвержденных Приказом с НС России от 25.01.2012 N "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей "данные изъяты" (фермерских) хозяйств", пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 05.05.2014 N99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой ГК РФ и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации";
- Устав юридического лица, оформленный в соответствии с пунктом 2 статьи 123. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащий сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости".
Частью 5 статьи 3 Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении "данные изъяты" в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 99ФЗ) предусмотрено, что со дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона юридические лица создаются в организационно-правовых формах, которые предусмотрены для них главой 4 Гражданского кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона.
Законом N99-ФЗ, который вступил в силу с 01.09.2014, введена новая организационно-правовая форма юридического лица - товарищество собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии с подпунктом 4 пункта 3 статьи 50 ГК РФ (в редакции Закона N99-ФЗ) юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовой форме товариществ собственников недвижимости, к которым относятся, в том числе, товарищества собственников жилья.
В соответствии с пунктом 2 статьи 123.1 ГК РФ некоммерческие корпоративные организации создаются в организационно-правовых формах потребительских кооперативов, общественных организаций, ассоциаций (союзов), товариществ собственников недвижимости, казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также общин коренных малочисленных народов Российской Федерации (пункт 3 статьи 50).
В силу статьи 123.12 ГК РФ товариществом собственников недвижимости признается добровольное объединение собственников недвижимого имущества (помещений в здании, в том числе в многоквартирном доме, или в нескольких зданиях, жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков и т.п.), созданное ими для совместного владения, пользования в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.
Таким образом, с 01.09.2014 Гражданским кодексом Российской Федерации не предусмотрено создание юридического лица в организационно-правовой форме Товарищество собственников жилья. Товарищество собственников жилья является не самостоятельной организационно-правовой формой некоммерческих организаций, а видом Товарищества собственников недвижимости.
При этом следует учитывать, что пунктом 1 статьи 54 ГК РФ установлено, что юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на организационно-правовую форму, а в случаях, когда законом предусмотрена возможность создания вида юридического лица, указание только на такой вид.
Наименование некоммерческой организации должно содержать указание на характер деятельности юридического лица.
Исходя из положений пункта 1 статьи 54, пунктов 1 и 2 статьи 123.12 ГК РФ, наименование товарищества собственников жилья должно включать слова "товарищество собственников недвижимости" и может содержать указание на вид недвижимого имущества - "товарищество собственников недвижимости (квартир)" ои "товарищество собственников недвижимости (жилья)" либо иного недвижимого имущества.
Устав товарищества собственников недвижимости также должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости", месте нахождения, предмете и целях его деятельности, составе и компетенции органов товарищества и порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, а также иные сведения, предусмотренные законом.
При этом Устав юридического лица, утвержденный протоколом N 1 собрания собственников жилых помещений многоквартирного дома "адрес", также не содержит наименования юридического лица, включающего название организационно-правовой формы "товарищество собственников недвижимости", то есть оформлен в разрез с требованиями пункта 2 статьи 123.12 ГК РФ.
Ссылка истца на нарушение административным ответчиком статей 44, 46, 135, 136, 143-152, 161, 165 Жилищного кодекса Российской Федерации и статей 50, 51, 291 ГК РФ несостоятельна ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 6 статьи 50 ГК РФ к отношениям по осуществлению некоммерческими организациями своей основной деятельности, а также к другим отношениям с их участием, не относящимся к предмету гражданского законодательства (статья 2 ГК РФ), правила ГК РФ не применяются, если законом или Уставом некоммерческой организации не предусмотрено иное.
Основная деятельность товарищества собственников недвижимости, ради которой оно создается, - это совместное управление общим имуществом в многоквартирном доме. Учитывая изложенное, деятельность товарищества собственников недвижимости в виде ТСЖ по управлению многоквартирным домом регулируется разделом VI "Товарищество собственников жилья" ЖК РФ, а гражданско-правовой статус данной организации определяется в соответствии с нормами ГК РФ.
Правовых оснований для государственной регистрации товариществ собственников жилья, как самостоятельной организационно-правовой формы, у ИФНС России по Ленинскому району г. Севастополя не имеется.
Учитывая изложенное, в связи с представлением Глебовой Т.И. заявления о государственной регистрации юридического лица Товарищества собственников жилья "Ивана Голубца-3" с организационно-правовой формой, не предусмотренной действующим законодательством (то есть, фактически не указана организационно- правовая форма), а также представлением Устава, который также не приведен в соответствие с нормами 4 главы ГК РФ, регистрирующий орган обоснованно расценил заявления и учредительные документы как не поданные и правомерно в порядке подпункта "а" пункта 1 статьи 23 Закона N129-ФЗ отказал в государственной регистрации.
Руководствуясь статьями 308, 309, 310 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 23 декабря 2015 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Глебовой Т.И. к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, - отказать.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.