Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Герасимовой Е.Н., Фоминой В.А.,
при секретаре Насыбулловой Э.Ф.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области на решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года, по которому постановлено:
Исковые требования Поваровой А*** В*** удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области включить Поваровой А*** В*** в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения следующие периоды: с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области назначить Поваровой А*** В*** досрочную страховую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с 27 апреля 2015 года.
Заслушав доклад судьи Герасимовой Е.Н., пояснения Поваровой А.В., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Поварова А.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе города Ульяновска Ульяновской области о включении периодов работы в специальный стаж в льготном исчислении, назначении досрочной страховой пенсии по старости. В обоснование иска указала, что 27.04.2015 обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона "О страховых пенсиях". Решением ответчика от 22.06.2015 ей было отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. С решением пенсионного органа она не согласна, поскольку с 02.10.1989 по 14.05.1995 работала в должности фельдшера-лаборанта в иммунологической лаборатории Медсанчасти автозавода г. У***. Специальный стаж в данной должности составил 5 лет 7 месяцев 12 дней. С 14.08.1995 по настоящее время она работает фельдшером-лаборантом в патологоанатомическом отделении ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер (ранее - У*** областной онкологический диспансер), и такая работа подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), за исключением периода нахождения ее в отпуске по уходу за ребенком с 06.03.2000 по 14.10.2001. Просила обязать ответчика включить в специальный стаж в льготном исчислении периоды работы с 15.08.1995 по 05.03.2000 и с 15.10.2001 по 27.04.2015 и назначить ей с 27.04.2015 досрочную страховую пенсию.
Суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер и, рассмотрев заявленные требования по существу, постановилвышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе города Ульяновска не соглашается с решением суда, просит его отменить как вынесенное с нарушением норм материального права. При этом указывает, что периоды работы в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения не подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, "патолого-анатомические отделения" онкологических диспансеров не предусмотрены. Кроме того, не может быт засчитан в специальный стаж Поваровой А.В. в льготном исчислении период нахождения ее в отпуске по беременности и родам с 17.10.1999 по 05.03.2003, так как Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N516, предусматривают применение льготного порядка исчисления стажа только в отношении работы.
В возражениях на апелляционную жалобу ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер, Поварова А.В., считая решение законным и обоснованным, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного разбирательства судом апелляционной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
27 апреля 2015 года Поварова А.В. обратилась в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ленинском районе г.Ульяновска Ульяновской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22.06.2015 N 108682/15 Поваровой А.В. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого стажа, дающего право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.20 п.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон "О страховых пенсиях").
Не были засчитаны в специальный стаж в льготном исчислении следующие периоды работы (1 год работы как 1 год 6 месяцев):
- с 15.08.1995 по 31.10.1999 в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения У*** клинического онкологического диспансера, так как Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совмина Министров РСФСР от 06.09.1991 N 464, льготное исчисление предусмотрено среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской, инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала;
- с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 в должности фельдшера-лаборанта У*** клинического онкологического диспансера, так как Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N781, "патолого-анатомические отделения" онкологических диспансеров не предусмотрены.
Указанные периоды засчитаны истице в календарном исчислении.
Полагая решение пенсионного органа незаконным, Поварова А.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Поваровой А.В., суд первой инстанции исходил из того, что истец в период работы с 15.08.1995 по 27.04.2015 фельдшером-лаборантом в патологоанатомическом отделении ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер осуществляла тождественные функции фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения больницы, работа в которой дает право на льготное исчисление и, поскольку обязанности фельдшера-лаборанта тождественны в данных учреждениях, то, по мнению суда первой инстанции, период работы истца должен быть исчислен в том же порядке (год работы как 1 год и 6 месяцев), в связи с чем пришел к выводу о признании за истцом права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.04.2015.
Судебная коллегия с таким выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он основан на неправильном применении к возникшим отношениям норм материального права.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 Закона "О страховых пенсиях", лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Аналогичные положения содержались в ранее действовавших пункте "б" части 1 статьи 12, статьях 81 и 83 Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20.11.1990 N 340-1, а также в подпункте 20 п. 1 статьи 30 утратившего силу Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Порядок исчисления периодов работы, подлежащих включению в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, установлен Правительством Российской Федерации.
Согласно пп. "н" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 N 665, при определении стажа на соответствующих видах работ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781; а также Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1066 - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно.
В соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совмина РСФСР от 06.09.1991 N 464, врачам-патологоанатомам и среднему медицинскому персоналу отделений общей, детской и инфекционной патологии республиканских, областных и городских патологоанатомических бюро, городских, районных, межрайонных и централизованных бюро патологоанатомических отделений, проводящим патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала определено считать один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев.
Списками и Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, установлено льготное исчисление стажа 1 год за 1 год 6 месяцев для врачей-патологоанатомов, в том числе, врачей-заведующих и среднего медицинского персонала (к которому относится должность фельдшера-лаборанта), работающих в поименованных в Перечнях и Правилах учреждениях здравоохранения.
Пунктом 3 Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, предусмотрено, что в специальный стаж в льготном исчислении включается работа среднего медицинского персонала, проводящего патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удаленных при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного материала в патологоанатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 Списка, а также Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).
Таким образом, в п. 3 Перечня в числе учреждений, имеющих патологоанатомические отделения, работа в которых дает право среднему медицинскому персоналу на льготное исчисление стажа, указаны больницы всех наименований, однако не поименованы диспансеры (перечисленные в п. 15 Списка), в том числе онкологический.
Исходя из вышеуказанного законодательства, регулирующего правоотношения сторон, судебная коллегия приходит к выводу, что поскольку онкологические диспансеры не поименованы в нормативных документах, работа истца в должности фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения не подлежит зачету в стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости в льготном исчислении (1:1,6).
Таким образом, у суда первой инстанции не было оснований для льготного исчисление стажа фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения онкологического диспансера.
Суд первой инстанции, соглашаясь с доводами истца о тождественности функций фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения больницы, бюро и патологоанатомического отделения онкологического диспансера, не учел, что Списки профессий и должностей, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения, Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Перечни структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право на льготное исчисление стажа содержат исчерпывающий перечень медицинских учреждений, в том числе, по их типу (виду), с перечислением типовых наименований, и расширительному толкованию не подлежат. Суд первой инстанции фактически расширил данный список, указав новую категорию работников, имеющих право на льготное исчисление стажа работы.
В соответствии с п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право устанавливать тождество профессий, должностей и организаций, предусмотренных списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых, досрочно назначается трудовая пенсия по старости, тем же профессиям, должностям и организациям, имеющим иные наименования, предоставлено Министерству труда и социального развития Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти и по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.
На момент рассмотрения спора в установленном законом порядке тождество патологоанатомического бюро, патологоанатомического отделения больницы и патологоанатомического отделения онкологического диспансера не установлено.
Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.11.1999 N 395, Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 03.07.2003, Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 07.10.2005 утвержден перечень лечебно-профилактических учреждений, к которым относятся: больничные учреждения, диспансеры, амбулаторно-поликлинические учреждения, патологоанатомические бюро. Аналогичные наименования лечебно-профилактических медицинских организаций предусмотрены номенклатурой медицинских организаций, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 06.08.2013 N 529н, действующей в настоящее время.
Исходя из того, что указанные учреждения здравоохранения относятся к разным типам (видам) учреждений, онкологический диспансер поименован правильно, у суда первой инстанции не было основания для установлений тождественности функций, условий и характера деятельности фельдшера-лаборанта в патологоанатомических отделениях больниц и патологоанатомическом отделении онкологического диспансера, а, соответственно, отсутствовали и правовые основания для льготного исчисления стажа работы истца в оспариваемый ею период.
Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение, на что неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в судебных постановлениях.
Таким образом, льготное исчисление стажа - год работы как год и 6 месяцев связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером деятельности в определенных условиях; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности структурных подразделений лечебных учреждений.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости с учетом льготного исчисления стажа, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основано на учете условий и интенсивности выполняемой ими работы.
Таким образом, ввиду отсутствия правовых оснований для включения в специальный стаж истца периодов ее работы с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 фельдшером-лаборантом в патологоанатомическом отделении ГУЗ Областной клинический онкологический диспансер в стаж в льготном исчислении (1:1,6), решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Оценив обстоятельства пенсионного спора в соответствии с приведенными нормами законодательных актов, судебная коллегия приходит к выводу о законности отказа ответчика в назначении страховой пенсии по старости досрочно, в связи с отсутствием у Поваровой А.В. необходимого стажа работы для назначения такой пенсии.
Решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения, которым в удовлетворении иска Поваровой А.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г. Ульяновска о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов работы с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 и назначении досрочной страховой пенсии с 27.04.2015 отказать.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Ульяновска от 03 сентября 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска Поваровой А*** В*** к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственному учреждению) в Ленинском районе г. Ульяновска Ульяновской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы за 1 год 6 месяцев) периодов работы в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения: с 15.08.1995 по 31.10.1999, с 01.11.1999 по 05.03.2000, с 15.10.2001 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 27.04.2015 и назначении досрочной страховой пенсии с 27.04.2015 отказать .
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.