Судья Нижегородского областного суда Столбов Е.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе директора ООО "БорПром" ФИО7 на постановление Борского городского суда Нижегородской области от 23.06.2016 года, которым ООО "БорПром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 23.06.2016 года ООО "БорПром" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере "данные изъяты" рублей.
В жалобе по пересмотру постановления Борского городского суда Нижегородской области от 23.06.2016 года, директор ООО "БорПром" ФИО3 просит его отменить за незаконностью и необоснованностью.
В обоснование своих доводов указывает на нарушение процедуры привлечения ООО "БорПром" к административной ответственности, просит на основании ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ назначить наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного 8.2 КоАП РФ, в связи с финансовым положением ООО "БорПром" /далее Общество/, а также полагает, что назначенное наказание не соотносится с характером и степенью общественной опасности выявленных нарушений.
В судебное заседание в Нижегородский областной суд директор ООО "БорПром" либо представитель Общества не явились, были извещены о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, уважительных причин неявки судом не установлено.
Судьей, пересматривающим дело по жалобе, принято решение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и выслушав представителя Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области, по доверенности ФИО4, судья приходит к следующему.
В силу ст.8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 100.000 до 250.000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Согласно ч.1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч.7 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды и регулироваться законодательством РФ. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО).
Как установлено судом и подтверждено материалами настоящего дела, в рамках проводимого административного расследования сотрудниками Минэкологии Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 25 минут в присутствии сотрудника ООО "БорПром" - заместителя начальника полигона ФИО6 был произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу ООО "БорПром" помещений и территорий по адресу: ФИО1 "адрес", г.о. "адрес", "адрес".
Осмотром установлено, что на вышеуказанной территории производится временное складирование (накопление) отходов ТКО, в том числе твердые коммунальные отходы, автопокрышки, бочки, деревянная тара, утеплитель. Площадь зафиксированного навала отходов составляет 20 кв.м., высота навала 2,5м. При складировании вышеназванных отходов имеют место нарушения требований санитарного и экологического законодательства.
По результатам осмотра старшим государственным инспектором ФИО5 был составлен протокол, присутствовавший при осмотре ФИО6 от подписи протокола осмотра отказался, что отражено в указанном протоколе.
26.02.2016 г. старшим государственным инспектором Нижегородского межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды ФИО5 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО "БОРПРОМ" по ст.8.2 КоАП РФ.
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества N от 04.03.2015 г., заключенного между продавцом ЗАО "Реал-Инвест и ООО "БОРПРОМ", последнее получило в собственность нежилое сооружение под кадастровым номером 52:20:1900001:118 площадью 85250 кв. м, расположенное на земельном участке 67717 кв.м под кадастровым номером 52.20.1900020:4, с видом разрешенного использования: для производственных нужд (полигон твердых промышленных отходов) по адресу: ФИО1 "адрес", Редькинский сельсовет, 1,4 км от д. Глазково.
В рамках административного расследования сотрудниками Минэкологии Нижегородской области ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 25 минут в был произведен осмотр принадлежащих юридическому лицу ООО "БорПром" помещений, территорий по адресу: Нижегородская "адрес", Редькинский сельсовет, 1,4 км от д.Глазково, которым установлено, что на вышеуказанной территории производится временное складирование (накопление) отходов ТКО, в том числе твердые коммунальные отходы, автопокрышки, бочки, деревянная тара, утеплитель. Площадь зафиксированного навала отходов составляет 20 кв.м., высота навала 2,5м. При складировании вышеназванных отходов имеют место нарушения требований санитарного и экологического законодательства, а именно нарушения пункта 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 "Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления":
- площадка с хранящимися насыпью отходами не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров;
- по периметру площадки отсутствует обособленная сеть ливнестоков.
В соответствии со ст.30 Федерального закона "Об охране окружающей среды" отдельные виды деятельности в области охраны окружающей среды подлежат лицензированию, перечень отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды, подлежащих лицензированию, устанавливается федеральными законами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО "БорПром" подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают. Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ, и доказанности вины ООО "БорПром" в его совершении.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья обоснованно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого решения.
Согласно ст. ст. 3, 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека. Объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и части 1 статьи 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в ред. от 29.06.2015 г.) дается формулировка используемых в Законе следующих основных понятий:
отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства (абзац 2 статьи 1 Закона);
обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов (абзац 3 статьи 1 Закона);
объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования (абзац 19 статьи 1 Закона).
Таким образом, законодатель установил, что при временном складировании отходов должны соблюдаться соответствующие экологические и санитарные требования.
Согласно п. 3.2 "СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. Почва. Очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2003 г. (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7.), временное складирование отходов производства и потребления допускается на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
П. 3.7 указанного СанПиН 2.1.7.1322-03.2.1.7. предусмотрено, что при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;
- поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.);
- поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);
- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;
- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.
Действия юридического лица верно квалифицированы должностным лицом по ст.8.2 КоАП РФ, предусматривающей ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Постановлением Борского городского суда Нижегородской области от 23.06.2016 года ООО "БорПром" привлечено к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ правомерно.
Вина ООО "БорПром" в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, образовавшего состав вмененного ему правонарушения, как обоснованно и мотивированно указал суд, полностью доказана материалами дела, оцененными судом в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ.
Суд вышестоящей инстанции, пересматривающий постановление по жалобе, полагает правильными, основанными на установленных доказательствах выводы судьи Борского городского суда Нижегородской области о нарушении ООО "БорПром" законодательства, регулирующего правоотношения, в области охраны окружающей среды, при обращении с отходами производства и потребления.
Довод жалобы о нарушении процедуры привлечения ООО "БорПром" к административной ответственности проверялся судом первой инстанции и не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства.
Так в материалах дела представлено извещение о дате и времени составления протокола об административном правонарушении, которое 25.02.2016 года получено для вручения генеральному директору ООО "БорПром" через ОАО "Эй Джи Си БСЗ". При таком положении дела, доводы жалобы директора ООО "БорПром" ФИО3 о нарушении процессуальных прав в части ненадлежащего извещения следует признать несостоятельными.
В соответствии п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.
Доводы жалобы директора ООО "БорПром" ФИО3 о несоразмерности назначенного Обществу административного наказания не могут быть приняты во внимание, поскольку административное наказание ООО "БорПром" назначено в пределах санкции ст. 8.2 КоАП РФ, с учетом положений ст.ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ и оно судом мотивировано.
Что же касается доводов в дополнительной жалобе о том, что Министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области не наделено правом составлять протокол по делу об административном правонарушении, то они также не могут быть приняты во внимание, поскольку данное право предоставлено им КоАП РФ.
По существу в жалобе директора ООО "БорПром" ФИО3 не содержится каких-либо новых данных, не учтенных судьей городского суда при рассмотрении дела; не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемых постановления и судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей Борского городского суда Нижегородской области при рассмотрении жалобы по делу об административном правонарушении, оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный КоАП РФ, должностным лицом и судьей городского суда соблюден, нормы материального права применены и истолкованы правильно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Решение судьи районного суда вынесено в соответствии с установленными обстоятельствами и в рамках процедуры, установленной КоАП РФ, надлежащим образом мотивировано и отвечает требованиям ст. ст. 29.10, 30.6 КоАП РФ.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. Определенные должностным лицом вид и размер наказания соответствуют характеру совершенного правонарушения, конкретным обстоятельствам, имеющим значение для дела, санкции статьи, и требованиям статей 2.1, 4.1 - 4.4 КоАП РФ, назначенное наказание является справедливым, назначено в размере административного штрафа для юридических лиц.
В соответствии с пп. 3.2 - 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Каких-либо исключительных обстоятельств, влияющих на назначенное административное наказание в виде административного штрафа, по делу не установлено, фактических и законных оснований для назначения административного штрафа ниже низшего предела, с учетом санкции статьи и установленных по делу конкретных обстоятельств, не имеется.
Возможность назначения административного наказания ниже низшего предела поставлена в зависимость от ряда существенных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках каждого конкретного дела. В данном случае применительно к конкретным обстоятельствам настоящего дела не усматриваю основания для снижения штрафа. Сам по себе размер административного штрафа не свидетельствует о наличии предусмотренных законом исключительных обстоятельств, которые могут повлечь назначение наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
В случае невозможности уплаты административного штрафа ООО "БорПром" с учетом материального положения, не лишено возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление, с заявлением в порядке ст. 31.5 КоАП РФ, предусматривающей порядок предоставления отсрочки и рассрочки уплаты административного штрафа.
Оснований для отмены или изменения постановления суда не установлено.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление Борского городского суда Нижегородской области от 23.06.2016 года, которым ООО "БорПром" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.2 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу директора ООО "БорПром" ФИО3 без удовлетворения.
Судья: Е.М. Столбов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.