Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 14 июля 2016 г. по делу N 33а-1017/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего - Попова В.В.,
судей: Манохина В.В., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Файзуллине Р.Х., с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 6 апреля 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N капитана Рахимова ФИО7 об оспаривании действий начальника филиала N 3 Федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по городу Москве и Московской области" (далее - Филиал), связанных с невыплатой денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Рахимову, проходящему военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес", признанному в 2013 г. нуждающимся в жилом помещении для постоянного проживания, с 1 января 2015 г. Филиалом прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения (далее - компенсация) со ссылкой на то, что он не принят на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
В сентябре 2015 г. Рахимов обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО) с заявлением о принятии его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях.
Сообщением 1 отдела ЗРУЖО от 3 декабря 2015 г., полученным административным истцом 14 декабря 2015 г., ему по месту службы на состав семьи 3 человека было предложено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 24 кв. метра. От предложенного жилого помещения Рахимов отказался со ссылкой на то, что специализированные жилые помещения предоставляются военнослужащим, вновь прибывшим к новому месту службы, а он к числу таковых не относится.
Письмом 1 отдела "ЗРУЖО" от 4 декабря 2015 г. в принятии на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях Рахимову отказано со ссылкой на то, что он с 26 марта 2013 г. уже признан нуждающимся в жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания, по месту прохождения военной службы в "адрес".
5 февраля 2016 г. Рахимов обратился в Филиал с заявлением, в котором просил возобновить ему выплату компенсации со ссылкой на то, что с 26 марта 2013 г. он состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания с формой обеспечения жильем в виде выплаты денежной субсидии на приобретение жилья.
Письмом начальника Филиала от 18 февраля 2016 г. Рахимову со ссылкой на приказы Министра обороны Российской Федерации 2005 г. - N 235 и 2010 г. - N 1280, Федеральный закон "О статусе военнослужащих" и постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 доведено о том, что выплата компенсации будет ему произведена установленным порядком только после представления сведений о включении его в реестр нуждающихся в служебных жилых помещениях в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
Полагая свои права нарушенными, Рахимов 24 марта 2016 г. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил суд признать незаконным решение начальника Филиала об отказе в возобновлении ему выплаты компенсации и обязать административного ответчика произвести выплату компенсации с 1 января 2015 года.
Гарнизонный военный суд заявление Рахимова удовлетворил частично.
Признав незаконными действия начальника Филиала, связанные с невыплатой административному истцу денежной компенсации за наем жилого помещения с 1 января 2015 г., суд обязал указанное должностное лицо рассмотреть вопрос о выплате Рахимову денежной компенсации за наем жилого помещения за период с 1 января по декабрь 2015 г.
В удовлетворении административного искового заявления в остальной части требований Рахимову отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), и п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2015 г. N 989 указывает, что с 30 сентября 2015 г. для получения компенсации военнослужащие, независимо от признания их нуждающимися в постоянном жилье, в обязательном порядке должны быть включены уполномоченным органом в список на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
Отмечает, что согласно п. 1 Положения порядок выплаты компенсации распространяется на всех военнослужащих независимо от даты заключения ими первого контракта.
В заключение жалобы ее автор указывает, что поскольку с 26 марта 2013 Рахимов принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а на учете нуждающихся в получении специализированного жилья не состоит, правом на получение компенсации он не обладает.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление Рахимова, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку административный истец с марта 2013 г. по месту службы состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, при этом жилых помещений по месту службы не имеет, основания, приведенные начальником Филиала как для прекращения выплаты Рахимову компенсации, так и для отказа в возобновлении ее выплаты, являются незаконными.
Также, сославшись на положения п. 12 и 14 Инструкции, суд указал, что материалы дела не содержат как приказов командира войсковой N о выплате административному истцу компенсации за 2015 г. или сведений об издании таких приказов, так и сведений, подтверждающих осуществление Рахимовым найма жилого помещения в 2015 г., в связи с чем отсутствует возможность придти к бесспорному выводу о наличии у административного истца права на получение компенсации за период с 1 января по декабрь 2015 г.
Несмотря на отсутствие правоустанавливающих документов для выплаты Рахимову компенсации с 1 января 2015 г., суд в тоже время признал незаконными действия начальника Филиала, связанные с невыплатой Рахимову такой компенсации и обязал указанное должностное лицо рассмотреть вопрос о выплате административному истцу компенсации за период с 1 января по декабрь 2015 г.
Однако с такими противоречивыми выводами суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 КАС РФ при разрешении административного дела суд применяет нормы материального права, которые действовали на момент возникновения правоотношения с участием административного истца, если из федерального закона не вытекает иное.
Пунктом 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) определено, что военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих - граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим - гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих - граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих - граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Порядок и размер выплаты компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам РФ, проходящим службу по контракту, гражданам РФ, уволенным с военной службы, и членам их семей".
В соответствии с п. 2 Положения, в редакции от 18 сентября 2015 г., действующей с 30 сентября 2015 г., денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
Таким образом, поскольку согласно материалам дела Рахимов не включен федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, правовых оснований для выплаты ему компенсации с 30 сентября 2015 г. не имеется.
Кроме того, в развитие упомянутого выше постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, Министром обороны РФ издан приказ от 16 июня 2005 года N 235 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ постановления Правительства РФ от 31 декабря 2004 года N 909". В соответствии с п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Инструкция), утвержденной вышеуказанным приказом, выплата денежной компенсации военнослужащим осуществляется на основании приказа командира воинской части (начальника организации), в котором указывается сумма денежной компенсации и период, за который производится выплата.
Пунктом 14 Инструкции определено, что решение о выплате денежной компенсации принимается на основании следующих документов: - копии договора найма жилого помещения либо поднайма жилого помещения (при условии заключения его в письменной форме); - справки воинской части (организации) о составе семьи военнослужащего; - выписки из приказа командира воинской части (начальника организации) о зачислении военнослужащего в списки личного состава воинской части (организации); - копий паспортов гражданина Российской Федерации на всех членов семьи, на которых назначается денежная компенсация, с отметками о регистрации по месту жительства или пребывания и свидетельств о рождении на детей, не достигших 14-летнего возраста.
Как следует из объяснений административного истца в суде апелляционной инстанции, выплата компенсации прекращена ему с ноября 2014 г., при этом приказов на выплату ему компенсации в 2015 г. командиром войсковой части N не издавалось.
Из материалов дела также усматривается, что документов, подтверждающих осуществление Рахимовым найма (поднайма) жилого помещения в 2015 г. и представление их командованию части, административным истцом в суд не представлено.
Между тем, п. 3 ч. 1 ст. 126 КАС РФ установлено, что если иное не определено КАС РФ, к административному исковому заявлению, наряду с другими документами, прилагаются документы, подтверждающее обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования, при условии, что административный истец по данной категории административных дел не освобожден от доказывания каких-либо из этих обстоятельств.
С учетом изложенного у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для признания незаконными действий начальника Филиала, связанных с невыплатой Рахимову компенсации за период с 1 января по декабрь 2015 г. и возложения на названное должностное лицо обязанности по рассмотрению вопроса о выплате административному истцу компенсации за вышеуказанный период.
Таким образом, судом первой инстанции были неправильно применены нормы материального права, а выводы суда первой инстанции, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам дела, в связи с чем принятое им решение подлежит отмене с принятием по делу нового решения - об отказе в удовлетворении административного искового заявления Рахимова.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 6 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Рахимова ФИО7 в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда обстоятельствам дела, отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления Рахимову ФИО7 отказать.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Р.Х. Файзуллин
18.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.