Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 09 июня 2016 г. по делу N 33а-831/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО8,
судей: ФИО9
при секретаре ФИО6,
с участием представителя административного истца адвоката ФИО4, представителя командира войсковой части N ФИО5 рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе указанного представителя административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 15 марта 2016 г., согласно которому отказано в удовлетворении административного иска военнослужащего войсковой части N капитана ФИО1 об оспаривании действий командира указанной воинской части, связанных с отказом в выплате денежной компенсации за наем жилого помещения.
Заслушав доклад судьи ФИО7, объяснения представителя административного истца в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностного лица, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела ФИО1 проходит военную службу с 1 августа 1999 г. и с 25 августа 2006 г. состоял на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях.
В связи с предстоящим увольнением с военной службы ФИО1 на основании решения жилищной комиссии войсковой части N от 23 сентября 2010 г., оформленного протоколом N 4, переведен с учета нуждающихся в служебном жилом помещении в список очередников на получение жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма по избранному месту жительства.
Поскольку с 1 октября 2015 г. ФИО1 прекращена выплата денежной компенсации за наем жилого помещения, административный истец, полагая, что этим нарушаются его права, обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать выплатить ему указанную денежную компенсацию с октября 2015 года по январь 2016 года.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, считая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и неправильно применены нормы материального права просит данное судебное решение отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении искового заявления.
В обоснование этого, со ссылкой на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утверждает, что ФИО1 не утратил предусмотренных законодательством оснований для получения денежной компенсации.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 и 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
До получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 (далее - Положение), и п. 12 Инструкции о мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 16 июня 2005 г. N 235, в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих им ежемесячно выплачивается денежная компенсация за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на эти цели Министерству обороны Российской Федерации, в размере, предусмотренном договором найма (поднайма) жилья, но не более установленных размеров.
При этом согласно указанному п. 2 Положения в редакции, вступившей в законную силу 30 сентября 2015 г., денежная компенсация выплачивается со дня заключения договора найма (поднайма) жилого помещения, но не ранее дня включения федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда.
В соответствии с п. 2 Инструкции о предоставлении военнослужащим-гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция), для признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях, а также для получения служебного жилого помещения военнослужащие подают соответствующее заявление в структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа, к которому прикладываются документы, в том числе содержащие сведения о наличии (отсутствии) жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих на праве собственности военнослужащему и членам его семьи.
В силу п. 1 ст. 15 Закона и п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 ноября 2010 г. N 1455 "Об уполномоченном органе Министерства обороны Российской Федерации и специализированных организациях Министерства обороны Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения в Вооруженных Силах Российской Федерации" таким уполномоченным органом является Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО МО РФ).
Таким образом, законодательство связывает выплату денежной компенсации за поднаем жилого помещения с нуждаемостью военнослужащего в жилом помещении по месту прохождения военной службы и отсутствием у командования возможности обеспечить его таким жильем либо жилым помещением маневренного фонда или общежитием.
Выяснение вопроса нуждаемости находится в компетенции уполномоченного жилищного органа Министерства обороны Российской Федерации - ДЖО МО РФ и, как указано выше, происходит на основании соответствующего заявления военнослужащего.
Следовательно, к условиям выплаты компенсации относится не только отсутствие у командования возможности предоставления военнослужащему жилого помещения, но и наличие подтвержденного права на получение жилья, которым при установленных судом обстоятельствах является нахождение такого военнослужащего на учете нуждающихся в получении служебных жилых помещений, поскольку только в таком случае должностные лица, полномочные принимать решение о выплате денежной компенсации, будут обладать достаточным объемом сведений об отсутствии у военнослужащего жилья по месту прохождения военной службы.
В соответствии с ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным данным Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Из приведенных требований закона и нормативных правовых актов следует, что такие данные компетентные должностные лица могут на законных основаниях получить лишь от самого военнослужащего либо при проведении процедуры постановки военнослужащего на жилищный учет. При этом в ходе постановки на учет нуждающихся в получении служебных жилых помещений устанавливается вся необходимая информация для принятия решения о выплате денежной компенсации.
По делу установлено, что ФИО1 проходит военную службу с 1 августа 1999 г., при этом со 2 февраля 2010 г. - в распоряжении командира войсковой части 54023.
Из изложенного следует, что административный истец относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых служебным жильем на весь период военной службы.
В соответствии с приведенными правовыми нормами при наличии служебных жилых помещений органы военного управления вправе обеспечить военнослужащего именно таким жильем, а не производить выплату денежной компенсации за найм (поднайм) военнослужащим других жилых помещений.
Согласно материалам дела, 1 декабря 2012 г. ФИО1 заключен договор коммерческого найма жилого помещения в г. Москве, срок действия которого заканчивается 1 декабря 2016 г.
Из материалов дела, в том числе выписок из протоколов заседаний жилищной комиссии войсковой части N, объяснений представителя административного истца в судебном заседании при рассмотрении настоящего дела по существу, усматривается, что ФИО1 с сентября 2010 года переведен из списков очередников на получение служебного жилого помещения на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. После этого ФИО1 не обращался с заявлением о постановке на учет нуждающихся в служебном жилом помещении и никаких документов для этого не предоставлял.
Приведенные обстоятельства в совокупности с п. 2 Положения и п. 2 Инструкции, установившие, соответственно, в качестве условия для выплаты денежной компенсации - включение военнослужащих в списки на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда, и перечень документов, предоставляемых для получения служебного жилья и включения в список на предоставление таких жилых помещений, опровергают довод представителя административного истца о наличии у ФИО1 оснований для получения денежной компенсации.
Поскольку с 30 сентября 2015 г. до настоящего времени ФИО1 с вопросом обеспечения его служебным жилым помещением в уполномоченный орган Министерства обороны Российской Федерации не обращался, и право на обеспечение его служебным жильем не установлено, оснований для предоставления ему жилого помещения либо выплаты денежной компенсации не имелось, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении иска.
При таких данных судебное решение по настоящему делу является законным и обоснованным, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 15 марта 2016 г. по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу его представителя ФИО4 - без удовлетворения.
Подписи
Верно.
Председательствующий
ФИО8
Секретарь судебного заседания
ФИО6
14 июня 2016 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.