Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 23 июня 2016 г. по делу N 33а-897/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Масенина П.Е., Серазитдинова Э.Т.,
при секретаре Урманчеевой Л.Ф. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Смоленского гарнизонного военного суда от 23 марта 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N подполковника Бубенчикова ФИО9 об оспаривании действий начальника федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ЗРУЖО), связанных с направлением уведомления о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Бубенчиков, общая продолжительность военной службы которого составляет свыше 34 лет, проходит военную службу в распоряжении командира войсковой части N. В 2010 году Бубенчиков признан нуждающимся в получении жилого помещения в избранном после увольнения месте жительства - "адрес" с составом семьи один человек. В июне 2015 г. Бубенчиков обратился к командованию с рапортом, в котором просил уволить его с военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "а" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе после обеспечения его жильем в избранном постоянном месте жительства - "адрес".
14 сентября 2015 г. Бубенчикову командованием войсковой части N вручено Уведомление ЗРУЖО от 26 августа 2015 г. N (далее - Уведомление) о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, которым административному истцу предложено сообщить о принятом им решении в течение 30 дней с даты получения указанного уведомления в уполномоченный орган (структурное подразделение уполномоченного органа), а при согласии с получением жилищной субсидии в указанный срок представить документы, необходимые для ее получения. Также ему было вручено препроводительное письмо от 26 августа 2015 г. N к вышеупомянутому уведомлению, адресованное командира войсковой части N, с сообщением о том, что, в случае отказа Бубенчикова от получения жилищной субсидии в адрес командования будет направлено сообщение, в соответствии с которым в отношении него в установленном порядке должны быть приняты решения по его дальнейшему служебному предназначению.
Полагая, что действия административного ответчика, связанные с направлением вышеупомянутых документов нарушают его право на избрание формы жилищного обеспечения, а также влекут для него негативные последствия в виде угрозы увольнения с военной службы без обеспечения жилым помещением, Бубенчиков обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать их незаконными и возложить на начальника ЗРУЖО обязанность отозвать или признать недействительными направленные 26 августа 2015 г. в его адрес, а также в адрес командира войсковой части N вышеуказанные документы. Также Бубенчиков просил обязать административного ответчика не направлять ему Уведомление о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения до наступления для этого законных оснований, предусмотренных п. 2 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 405 -ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих".
Кроме того, Бубенчиков просил взыскать с ЗРУЖО в его пользу 300 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за обращение в суд с административным исковым заявлением.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Бубенчикову отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование апелляционной жалобы указывает, что судом неправильно применены нормы материального права, а представленные им доказательства в нарушение требований процессуального законодательства не исследованы, о чем свидетельствует отсутствие в решении суда каких-либо ссылок на них.
В подтверждение этого указывает, что изменения, внесенные в п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 405, позволяющие предоставлять определенной категории военнослужащих вместо жилых помещений жилищную субсидию, вступили в силу с 1 января 2014 г. Вместе с тем, согласно абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции, действовавшей на момент постановки его в 2010 г. на жилищный учет, этой же категории было гарантировано предоставление жилых помещений в натуральном виде, а предоставление жилищной субсидии не предусматривалось.
Ссылаясь на положения ч. 1, 2 ст. 3 Федерального от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих", п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" отмечает, что военнослужащие, которые заявили о своем желании воспользоваться правом на обеспечение жилым помещением по избранному постоянному месту жительства ранее 1 января 2014 г., а после указанной дату не отказывались от предложенного им жилого помещения, отвечающего установленным нормам, и не меняли избранное ими ранее место жительства, обладают безоговорочным правом на такое жилищное обеспечение в натуральном виде. Решение вопроса о предоставлении таким военнослужащим жилищной субсидии возможно не иначе, как при наличии их прямого волеизъявления об этом. Он же с момента постановки на жилищный учет избранное место жительства не менял, о своем желании получить жилищную субсидию не заявлял, жилые помещения по установленным нормам в избранном им постоянном месте жительства - "адрес" ему также не предлагались. Таким образом, обстоятельств, установленных п. 19 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О статусе военнослужащих" не имеется, в связи с чем вывод суда о законности оспариваемых им действий ЗРУЖО является ошибочным, а условия, в силу которых он вправе претендовать на жилищное обеспечение в натуральном виде им соблюдены.
Обращает внимание на то, что направленное ему ЗРУЖО Уведомление является юридическим актом, возлагающим на него обязанность совершить определенные действия, а именно представить в течение 30 дней необходимые документы для получения жилищной субсидии либо отказаться от нее, в связи с чем, он был вынужден направить соответствующим должностным лицам свое решение по Уведомлению.
Ссылаясь на положения абз. 3 п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от 20 апреля 2015 г. N 97-ФЗ и приказа Министра обороны Российской Федерации от 17 июня 2015 г. N 333 "О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации абзаца третьего пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" отмечает, что вопреки выводам суда, указанные нормы прямо предусматривают негативные последствия для военнослужащего, отказавшегося от жилищной субсидии или не представившего в установленный срок с момента получения Уведомления документы, необходимые для ее предоставления, в виде увольнения с военной службы без обеспечения жилым помещением даже в отсутствие согласиям на это военнослужащего. При этом наступление таких последствий законодатель напрямую связывает с направлением военнослужащему установленным порядком Уведомления.
В продолжение жалобы ее автор указывает, что суд не принял во внимание направленное ему сообщение ЗРУЖО от 26 октября 2015 г. N N, в котором должностное лицо необоснованно вменило ему нарушение срока представления документов, необходимых для принятия решения о предоставлении жилищной субсидии и обосновало законность направления ему Уведомлений о готовности предоставить субсидию для приобретения или строительства жилого помещения от 18, 19 мая и от 15 сентября 2015 г. тем, что жилые помещения в избранном им месте жительства в настоящее время отсутствуют, чем лишило его права выбора формы обеспечения жильем. Однако из сообщения заместителя руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации от 29 июля 2015 г. N следует, что согласно данным Департамента строительства Министерства обороны Российской Федерации ориентировочный срок поступления жилых помещений для постоянного проживания в "адрес" - первый квартал 2016 года.
Отмечает, что в соответствии с сообщением начальника территориального отделения (г. Липецк) ФГКУ "Западное РУЖО" МО РФ от 2 марта 2016 г. N он с 24 июня 2010 г. состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по избранному месту жительства в "адрес" с формой обеспечения "жилое помещение". Несмотря на это, суд не дал должной оценки представленным им уведомлениям о готовности предоставить жилищную субсидию для приобретения или строительства жилого помещения, направленным тем же должностным лицом.
В одном из таких уведомлений от 18 мая 2015 г. указано, что в случае отказа от предоставления жилищной субсидии, а равно непредставления в установленный срок документов, необходимых для предоставлении жилищной субсидии, он подлежит увольнению с военной службы без его согласия с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях.
В заключение жалобы ее автор указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, факт направления ему оспариваемых уведомлений нарушает его права, поскольку предоставление жилищной субсидии может привести к лишению его права на обеспечение жилым помещением в избранном постоянном месте жительства в натуральном виде, а также повлечь для него негативные последствия в виде увольнения с военной службы без его согласия в случае отказа от получения субсидии или непредставления в установленный законом срок необходимых для ее получения документов.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 указанного Федерального закона.
Пунктом 19 ст. 15 Закона определено, что военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, признанным нуждающимися в жилых помещениях, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, отказавшимся от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, а также изъявившим желание изменить ранее избранное место жительства, предоставляется жилищная субсидия.
Согласно абз. 2 - 3 п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
В случаях, если военнослужащие - граждане, указанные в абзаце втором настоящего пункта, отказались от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, либо отказались от жилищной субсидии или не представили документы, необходимые для предоставления жилого помещения или жилищной субсидии, в течение 30 дней с даты уведомления их федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, о готовности предоставить жилое помещение или жилищную субсидию, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащих - граждан, пребывания их в отпуске, в служебной командировке и иных обстоятельств, объективно исключающих возможность представления указанных документов (в том числе времени проведения мероприятий, связанных с получением военнослужащими - гражданами указанных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях, уполномоченных на выдачу таких документов), согласия таких военнослужащих - граждан на увольнение с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии не требуется.
Как правильно указал в своем решении суд первой инстанции, исходя из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона "О статусе военнослужащих", отказ от жилищной субсидии либо непредставление документов для ее получения может повлечь за собой увольнение военнослужащего соответствующей категории без его согласия и до обеспечения жильем по установленным нормам, только в случаях:
- если военнослужащий изначально по своему желанию избрал форму жилищного обеспечения в виде получения жилищной субсидии;
- если военнослужащий изменил ранее избранное постоянное место жительства после увольнения с военной службы;
- если выделению жилищной субсидии предшествовал отказ военнослужащего от предложенного ему жилого помещения, расположенного по, соответственно, месту военной службы или по избранному месту жительства, соответствующего требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Таких обстоятельств в отношении административного истца из материалов дела не усматривается.
Таким образом, сам по себе факт направления административным ответчиком оспоренных Бубенчиковым документов не может влечь для административного истца правовых последствий в виде нарушения его права на избрание формы жилищного обеспечения и угрозы увольнения с военной службы без обеспечения жилым помещением.
При таких обстоятельствах дела суд первой инстанции, правильно применив положения пунктов 1 и 2 ч. 2 ст. 227 и п. 1 ч. 9 и ч. 11 ст. 226 КАС РФ, пришел к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца и правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления Бубенчикова.
Довод автора жалобы о том, что направленное ему ЗРУЖО Уведомление является юридическим актом, возлагающим на него обязанность представить в течение 30 дней необходимые документы для получения жилищной субсидии либо отказаться от нее, не может быть принят во внимание, поскольку о нарушении прав Бубенчикова на избрание формы жилищного обеспечения и на обеспечение жилым помещением до момента его увольнения с военной службы, а именно это являлось предметом судебного разбирательства по делу, не свидетельствует.
Ссылка Бубенчикова на уведомление от 18 мая 2015 г. с указанием на то, что в случае отказа от предоставления жилищной субсидии, а равно непредставления в установленный срок документов, необходимых для предоставлении жилищной субсидии, он подлежит увольнению с военной службы без его согласия с оставлением на учете нуждающихся в жилых помещениях, также не может быть принята во внимание, поскольку указанное уведомление не являлось предметом оспаривания по делу.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Смоленского гарнизонного военного суда от 23 марта 2016 г. по административному исковому заявлению Бубенчикова ФИО9 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Л.Ф. Урманчеева
28.06.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.