Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 30 июня 2016 г. по делу N 33а-944/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Масенина П.Е. и Серазитдинова Э.Т.
при секретаре Ивановой Е.А., с участием административного истца и его представителя - адвоката Иванова ФИО9 представителя административного ответчика - командира войсковой части N - капитана юстиции Анурьева ФИО12. рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Иванова ФИО9 на решение Реутовского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления бывшей военнослужащей войсковой части N ефрейтора в отставке Мещеряковой ФИО11 об оспаривании действий командира и жилищной комиссии войсковой части N, связанных с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, а также с увольнением с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., административного истца и ее представителя в обоснование апелляционной жалобы, объяснения представителя командира войсковой части N, возражавшего против ее удовлетворения, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, в период с 1992 по 1999 год Мещерякова в качестве служащей работала в 234 Управлении Начальника работ Министерства обороны РФ (далее - УНР). В 1994 году ей на состав семьи 4 человека (она, супруг и двое детей) от Министерства обороны РФ предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, расположенное по адресу: "адрес", жилой площадью 31,45 кв.м., общей площадью 51,57 кв.м. В последующем эти площади были уточнены и установлены в размере 29,6 кв.м. и 48,3 кв.м., соответственно. В 1999 г. Мещерякова поступила на военную службу по контракту, которую проходила в войсковой части N. В декабре 2007 г. она снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу и зарегистрировалась по адресу войсковой части N. В июне 2008 г. брак между Мещеряковой и ее супругом был расторгнут. В ноябре 2008 г. Мещерякова была принята на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях. В декабре 2015 г. заключением военно-врачебной комиссии, Мещерякова признана ограничено годной к военной службе, в связи с чем, в феврале 2016 г. в своем рапорте просила командира войсковой части N уволить ее с военной службы по состоянию здоровья. Тогда же Мещерякова обратилась в жилищную комиссию войсковой части N с заявлением, о признании её нуждающейся в жилых помещениях для постоянного проживания в "адрес".
Решением жилищной комиссии войсковой части N от 11 марта 2016 года, оформленным протоколом N Мещеряковой отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ со ссылкой на то, что ранее она была обеспечена жилым помещением для постоянного проживания от Министерства обороны РФ и не может сдать его в установленном порядке. Этим же решением Мещерякова снята с учета нуждающихся в служебном жилом помещении.
Приказом командира войсковой части N от 17 марта 2015 г. N с/ч Мещерякова уволена с военной службы в отставку по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограничено годной к военной службе) и исключена из списков личного состава воинской части
Полагая свои права нарушенными, Мещерякова обратилась в суд с заявлением, в котором указала, что поскольку жилое помещение в "адрес" предоставлено ей до поступления на военную службу, то она не реализовала свои жилищные права, как военнослужащая. Таким образом, в признании нуждающейся в жилом помещении жилищной комиссией ей отказано незаконно и она имеет право на обеспечение жилым помещением. Согласия на увольнение с военной службы без предоставления жилья она не давала, в связи с чем приказ командира воинской части об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части является незаконным и подлежит отмене.
В связи с изложенным административный истец просила суд:
- признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии войсковой части N от 11 марта 2016 года об отказе в признании ее нуждающейся в жилом помещении и снятии с жилищного учета (получении служебного жилья);
- обязать жилищную комиссию войсковой части N повторно рассмотреть вопрос о принятии её на учет нуждающихся в жилых помещениях;
- признать незаконным и отменить приказ командира войсковой части N от 17 марта 2016 года N с/ч об увольнении с военной службы и исключении из списков личного состава воинской части, восстановив её на военной службе до обеспечения жилым помещением.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Мещеряковой отказал.
В апелляционной жалобе представитель административного истца, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение.
В обоснование жалобы указывает, что вывод суда о том, что в соответствии со ст. 31, 43 ЖК РСФСР лица гражданского персонала воинских частей обеспечивались жилыми помещениями в порядке, предусмотренном для военнослужащих, является ошибочным, поскольку на момент получения Мещеряковой в 1994 г. жилого помещения для постоянного проживания военнослужащие обеспечивались жильем на основании ст. 15 Закона Российской Федерации от 22 января 1993 г. N 4338-1 "О статусе военнослужащих", а гражданский персонал воинских частей - на основании ст. 31, 43 ЖК РСФСР. Таким образом, порядки обеспечения жильем военнослужащих и лиц гражданского персонала воинских частей имели существенные отличия.
Отмечает, что предоставленное в 1994 г. Мещеряковой жилое помещение имеет жилую площадь 29,6 кв.м. и общую 48,3 кв.м. Согласно же ст. 38 ЖК РСФСР норма жилой площади составляла 12 кв.м. жилой площади на одного человека, в связи с чем на состав семьи из четырех человек должно было быть предоставлена квартира жилой площадью 48 кв.м., а не 29,6 кв.м. Данное обстоятельство судом учтено не было.
Вывод суда о том, что в 1994 г. Мещерякова и члены ее семьи были обеспечены жилым помещением, отнесенным к ведомственному жилищному фонду в порядке, предусмотренном для военнослужащих Министерства обороны РФ, не основан на нормах материального права и материалами дела не подтверждается.
Полагает, что вывод жилищной комиссии воинской части о повторном обеспечении Мещеряковой жильем именно как военнослужащей, является необоснованным, поскольку в 1994 г. она обеспечивалась жильем как гражданский персонал УНР, а в 2016 г. просила обеспечить ее жильем как военнослужащую по контракту, имеющую выслугу на военной службе более 10 лет и подлежащую увольнению с нее по состоянию здоровья.
Акцентирует внимание на том, что действующее законодательство не содержит запрета на обеспечение ее жилым помещением от военного ведомства, в связи с чем на момент принятия жилищной комиссией оспариваемого решения она имела право состоять на жилищном учете.
По мнению автора жалобы, вывод суда о том, что решение жилищной комиссии войсковой части 3553 от 11 марта 2016 г. в части отказа Мещеряковой в признании нуждающейся в жилом помещении является законным и не нарушающим прав административного истца, не может быть признан обоснованным, поскольку в п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 речь идет именно о гражданах, имеющих статус военнослужащих. Поскольку Мещерякова в 1994 г. военнослужащей не являлась, а жилое помещение было ей предоставлено в ином, отличном от положений Федерального закона "О статусе военнослужащих" порядке, названный пункт постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации к ней неприменим. В подтверждение этого обстоятельства ссылается на определение Ленинградского окружного военного суда от 19 августа 2014 г. N 607-Аг.
Вышеуказанный вывод суда не соответствует обстоятельствам дела и нормам права еще и потому, что Законы "О статусе военнослужащих" 1993 и 1998 г. не обязывали военнослужащих, имевших жилье до поступления на военную службу, сдавать его для обеспечения жилым помещением в порядке, предусмотренном ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Отмечает, что поскольку Мещерякова просила рассмотреть вопрос об обеспечении ее жилым помещением по последнему месту службы до исключения из списков личного состава части, а решение жилищной комиссии воинской части об отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях является незаконным, то ее увольнение с военной службы также не может быть признано правомерным.
В заключение жалобы ее автор обращает внимание на ошибочность вывода суда о том, что Мещерякова имела право находиться на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях лишь до 17 марта 2016 г., поскольку ее увольнение с военной службы является незаконным, а при восстановлении на военной службе она имеет право находиться на указанном учете в течение всего периода военной службы до обеспечения соответствующим жильем.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ то 27 мая 1998 г. "О статусе военнослужащих" (далее - Закон), государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются прапорщики и мичманы, сержанты и старшины, солдаты и матросы, являющиеся гражданами, поступившие на военную службу по контракту после 1 января 1998 года, и совместно проживающие с ними члены их семей.
Военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно п. п. 5 ст. 15 Закона, в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Пунктом 14 ст. 15 Закона определено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 8 от 29 мая 2014 г. "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснено, что если военнослужащий реализовал свое право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О статусе военнослужащих", и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам ЖК РФ с учетом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из изложенного следует, что действующее законодательство предусматривает возможность повторного обеспечения определенной категории военнослужащих-граждан жилым помещением в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 Закона, только при условии сдачи ими ранее предоставленных им от государства жилых помещений.
Указанный вывод согласуется также с положениями п. 19 Инструкции об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во внутренних войсках МВД России, утвержденных приказом МВД России N 75 от 12 февраля 2010 г., согласно которым для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт с резолюцией непосредственного начальника, составленного в произвольной форме по рекомендуемому образцу, указанному в приложении N 5 к настоящей Инструкции. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения (рекомендуемый образец справки - приложение N 6 к настоящей Инструкции) и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Как видно из материалов дела, в 1994 г. Мещеряковой от военного ведомства для постоянного проживания было предоставлено жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес". В 2007 г. Мещерякова снялась с регистрационного учета по вышеуказанному адресу, утратив таким образом реальную возможность сдачи ранее предоставленного ей жилого помещения и право претендовать на обеспечение от государства жилым помещением для постоянного проживания в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона.
Исходя из изложенного, вывод суда перовой инстанции о том, что оспоренное Мещеряковой решение жилищной комиссии войсковой части N от 11 марта 2016 г. в части отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении, предназначенном для постоянного проживания, ее прав не нарушает, является правильным.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона, военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта.
Поскольку Мещеряковой правомерно отказано в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания, вывод суда первой инстанции о том, что препятствий для издания приказов об увольнении административного истца с военной службы и исключении ее из списков личного состава воинской части у командования не имелось, также является правильным.
То обстоятельство, что жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено Мещеряковой до поступления на военную службу, в силу изложенного выше не свидетельствует об отсутствии у нее обязанности по его сдаче для получения жилого помещения в порядке, предусмотренном ст. 15 Закона, поскольку указанное жилое помещение было получено ею от военного ведомства.
Довод автора жалобы о том, что предоставленное в 1994 г. Мещеряковой жилое помещение имеет жилую площадь 29,6 кв.м., а в соответствии со ст. 38 ЖК РСФСР ей должна была быть предоставлена квартира жилой площадью 48 кв.м., не может быть принят во внимание, поскольку вопрос соблюдения норм предоставления жилья при распределении административному истцу вышеуказанного жилого помещения предметом судебного разбирательства не являлся. Более того, из материалов дела усматривается, что после предоставления Мещеряковой указанного жилого помещения она была снята с жилищного учета, а в настоящее время в случае сохранения за ней права пользования указанным жилым помещением ее обеспеченность жильем превышала бы учетную норму, установленную решением советом депутатов городского поселения Щелков Щелковского муниципального района Московской области от 22 июля 2015 г. N 7/4.
Ссылка в жалобе на определение Ленинградского окружного военного суда от 19 августа 2014 г. N 607-Аг не может быть принята во внимание, поскольку преюдициального значения для настоящего административного дела указанное судебное постановление не имеет.
Поскольку увольнение Мещеряковой является законным и оснований для ее восстановления на военной службе не имеется, правовые основания для ее дальнейшего нахождения на учете нуждающихся в служебных жилых помещениях также отсутствуют.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Реутовского гарнизонного военного суда от 19 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Мещеряковой ФИО11 оставить без изменения, а апелляционную жалобу ее представителя Иванова ФИО9. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Е.А. Иванова
5.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.