Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 июля 2016 г. по делу N 33а-974/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Масенина П.Е. и Серазитдинова Э.Т.
при секретаре Давлетовой Т.М.
с участием административного истца рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Московского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2016 г., которым отказано в удовлетворении административного искового заявления военнослужащего войсковой части N подполковника Лебедева ФИО1 об оспаривании действий Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - ДЖО), связанных с отказом в принятии административного истца на учет нуждающихся в жилых помещениях, предназначенных для постоянного проживания.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., объяснения административного истца в обоснование апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Лебедев, заключивший первый контракт до 1 января 1998 г., проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". В период прохождения военной службы в 2001 г. Лебедеву на состав семьи 3 человека на основании постановления Главы города Краснознаменска Московской области по месту службы было предоставлено жилое помещение для постоянного проживания, находящееся по адресу: "адрес", общей площадью 67,4 кв.м.
В июне 2008 г. брак между Лебедевым и его супругой расторгнут.
В ноябре 2008 г. Лебедев добровольно выехал из вышеуказанного жилого помещения.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2014 г. по иску бывшей супруги Лебедева, который административный истец признал, он признан утратившим право пользования вышеупомянутым жилым помещением и в июле 2015 г. снят с регистрационного учета по адресу его нахождения.
При этом в феврале 2015 г. названное жилое помещение было приватизировано дочерью административного истца с согласия последнего.
В сентябре 2015 г. Лебедев обратился в ДЖО с заявлением, в котором просил принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания.
Решением ДЖО от 30 декабря 2015 г. N Лебедеву отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, со ссылкой на то, что он не сдал жилое помещение, предоставленное ему по предыдущему месту службы.
Полагая свои права нарушенными, Лебедев обратился в суд с заявлением, в котором оспорил вышеуказанное решение и просил суд обязать ДЖО отменить его и принять его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания со дня обращения.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении административного искового заявления Лебедеву отказал.
В апелляционной жалобе административный истец, не соглашаясь с решением суда, просит его отменить и принять по делу новое решение - об удовлетворении его административного искового заявления.
В обоснование жалобы, ссылаясь на фактические обстоятельства дела, указывает, что суд не дал оценки решению Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2014 г., которым он признан утратившим право пользования жилым помещением и снят с регистрационного учета по адресу: "адрес".
Со ссылкой на положения ч. 2 ст. 4, ст. 51 ЖК РФ отмечает, что он, как не имеющий жилого помещения в г. Москве, и признанный на основании решения Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2014 г. утратившим право пользования жилым помещением в г. Краснознаменске, отвечал на момент обращения в ДЖО и отвечает в настоящее время всем условиям, необходимым для принятия его на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Ссылаясь на положения ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает, что указанная норма содержит дополнительные гарантии для военнослужащих нуждающихся улучшении жилищных условий и не содержит положений о возможности ограничения их жилищных прав.
Акцентирует внимание на том, что ссылка в решении на положения Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, действовавшей до 8 ноября 2010 г., является необоснованной, поскольку все спорные правоотношения возникли после указанной даты.
Обращает внимание на то, что в ДЖО им были представлены все, предусмотренные Инструкцией о порядке предоставления военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), документы, необходимые для решения вопроса о признании его нуждающимся в улучшении жилищных условий, включая документы, подтверждающие факт отсутствия у него в том числе в пользовании жилых помещений на всей территории Российской Федерации, однако это обстоятельство судом учтено не было.
Далее автор жалобы указывает, что решением Одинцовского городского суда от 10 октября 2014 г. установлена невозможность изменения договора социального найма ранее предоставленной ему квартиры в г. Краснознаменске, а принудительный обмен действующим законодательством не предусмотрен. Указанное обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку невозможность сдачи доли предоставленного ему жилого помещения в силу положений ст. 49, 50 ЖК РФ и ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" указывает на наличие у него права быть признанным нуждающимся в жилом помещении за счет Министерства обороны Российской Федерации.
В заключение жалобы ее автор отмечает, что справка о сдаче жилого помещения от 9 июля 2015 г., выданная ему 1 отделом ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации N N соответствует приложению N 10 к Инструкции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г. (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 Закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Закона в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
Порядок обеспечения жилыми помещениями в Министерстве обороны РФ определён Инструкцией. Пунктом 17 Инструкции в частности установлено, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, военнослужащие обязаны направить в структурное подразделение уполномоченного органа по месту нахождения освобождаемого жилого помещения документы, подтверждающие освобождение этого помещения, о чём военнослужащим структурным подразделением уполномоченного органа выдается соответствующая справка.
Таким образом, реализация права на жильё военнослужащих, заключивших первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., осуществляется путём предоставления за счёт средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, жилых помещений для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильём по избранному месту жительства. При этом обязанность по предоставлению военнослужащим такого жилья возлагается на соответствующий орган исполнительной власти только один раз за всё время военной службы.
Помимо этого, Пленум Верховного Суда РФ в пункте 27 постановления от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" разъяснил, что, если военнослужащий реализовал своё право на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Законом, и не может представить документы о его освобождении, повторное обеспечение такого военнослужащего жилым помещением по договору социального найма осуществляется в общем порядке согласно нормам Жилищного кодекса РФ с учётом ранее полученного жилого помещения от федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Из изложенного следует, что военнослужащий реализует своё право на жильё путём получения жилого помещения по нормам и в порядке, установленным законодательством, с одновременной сдачей ранее предоставленного ему в связи с прохождением военной службы жилого помещения.
Как видно из материалов дела, в 2001 году Лебедеву в связи с прохождением военной службы на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь) предоставлено жилое помещение по адресу: "адрес", общей площадью 67,4 кв.м. В июне 2008 г. брак между Лебедевым и его супругой расторгнут, а в ноябре 2008 г. Лебедев добровольно выехал из вышеуказанного жилого помещения. Решением Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2014 г. по иску бывшей супруги Лебедева, который административный истец признал, он признан утратившим право пользования вышеуказанным жилым помещением, в связи с чем в июле 2015 г. снят с регистрационного учета по адресу его нахождения. При этом в феврале 2015 г. названное жилое помещение было приватизировано дочерью административного истца с согласия последнего. Следовательно, Лебедев фактически утратил возможность сдать государству ранее предоставленное ему жилое помещение.
Таким образом, по делу установлено, что Лебедев распорядился ранее полученным от государства в связи с прохождением военной службы жилым помещением и не может его сдать в установленном порядке, а поэтому не подлежит повторному обеспечению на безвозмездной основе жильём от военного ведомства.
При таких данных суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспоренное административным истцом решение ДЖО от 30 декабря 2015 г. N об отказе в принятии Лебедева на учет нуждающихся в жилых помещениях прав последнего не нарушает и правомерно отказал в удовлетворении административного искового заявления Лебедева.
Признание Лебедева утратившим право пользования и снятие с регистрационного учета в соответствии с решением Одинцовского городского суда Московской области от 19 марта 2014 г. по иску его бывшей супруги, поводом для повторного предоставления ему жилого помещения от военного ведомства служить не может, поскольку иное, при указанных выше обстоятельствах, противоречило бы действующему законодательству.
То обстоятельство, что 9 июля 2015 г. административному истцу выдана справка о сдаче жилого помещения по адресу: "адрес", правового значения для дела не имеет, поскольку содержание указанной справки факт сдачи Лебедевым указанно квартиры государству не подтверждает.
Ссылка Лебедева на то, что решением Одинцовского городского суда от 10 октября 2014 г. установлена невозможность изменения договора социального найма ранее предоставленной ему квартиры в г. Краснознаменске, а принудительный обмен действующим законодательством не предусмотрен, несостоятельна, поскольку указанное решение факта того, что Лебедев распорядился ранее полученным от государства в связи с прохождением военной службы жилым помещением, не опровергает.
При таких данных, учитывая, что доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат предусмотренных статьёй 310 КАС РФ оснований для отмены решения в апелляционном порядке, а также фактов, которые бы влияли на обоснованность и законность оспариваемого судебного постановления, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.
Руководствуясь ст. 308, п. 1 ст. 309, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Московского гарнизонного военного суда от 14 апреля 2016 г. по административному исковому заявлению Лебедева ФИО1 оставить без изменения, а его апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Т.М. Давлетова
12.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.