Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москвы от 07 июля 2016 г. по делу N 33а-983/2016
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего -
Попова В.В.,
судей:
Масенина П.Е., Серазитдинова Э.Т.
при секретаре Давлетовой Т.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Брянского гарнизонного военного суда от 30 марта 2016 г., которым частично удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части N по контракту старшего прапорщика Азаренко ФИО7 об оспаривании решения исполняющей обязанности начальника отделения (территориального, г. Брянск) федерального государственного казенного учреждения "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Отделение) об отказе в принятии административного истца на учет нуждающихся служебных жилых помещениях и в предоставлении служебного жилого помещения.
Заслушав доклад судьи Серазитдинова Э.Т., судебная коллегия
установила:
как видно из решения суда и материалов дела, Азаренко, заключивший первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 г., имеющий выслугу на военной службе более 20 лет и принятый в 2011 г. на учет нуждающихся в жилых помещениях по избранному после увольнения с военной службы постоянному месту жительства - городе "адрес", проходит военную службу в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". В 2014 г. Азаренко был включен в план на увольнение с военной службы в 2014 г. в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.
В июне 2014 г. Азаренко на состав семьи 4 человека распределено жилое помещение общей площадью 78,6 кв.м, находящееся по адресу: "адрес", которое в октябре 2015 г. по его заявлению передано ему в собственность бесплатно.
21 июля 2015 г. Азаренко и члены его семьи снялись с регистрационного учета по адресу ранее занимаемой ими служебной квартиры: "адрес", и выбыли в "адрес".
22 июля 2015 года Азаренко Ремонтно-эксплуатационным участком Филиала "Тверской" Акционерного общества "Славянка" выдана справка о сдаче вышеуказанного жилого помещения органам Министерства обороны Российской Федерации.
В августе 2015 г. Азаренко заключил с Министерством обороны РФ в лице командира войсковой части N новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе - до 21 апреля 2019 г.
26 октября 2015 г. Азаренко снят с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
10 ноября 2015 года Азаренко обратился к начальнику Отделения с заявлением о предоставлении ему на состав семьи 3 человека (он, супруга и дочь) ранее занимаемого его семьей по месту военной службы служебного жилого помещения, находящего по адресу: "адрес"
Решением исполняющей обязанности начальника Отделения от 8 декабря 2015 г. N Азаренко отказано в принятии его на учет нуждающихся жилых помещениях, предоставляемых по договору найма служебного жилого помещения, и в предоставлении служебного жилого помещения по месту прохождения военной службы со ссылкой на то, что он обеспечен жилым помещением по избранному постоянному месту жительства после увольнения - в "адрес".
Полагая свои права нарушенными, Азаренко обратился в суд с заявлением, в котором, оспорив вышеуказанное решение, просил суд обязать начальника Отделения принять его на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях и предоставить ему служебное жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", "адрес". Кроме того, административный истец просил взыскать с административного ответчика в его пользу 300 рублей в возмещение понесенных им судебных расходов, связанных с оплатой государственной пошлины при обращении в суд.
Гарнизонный военный суд административное исковое заявление Азаренко удовлетворил частично.
Суд обязал исполняющую обязанности начальника Отделения отменить решение от 8 декабря 2015 г. N в части отказа в принятии Азаренко на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях, принять административного истца на указанный учет и рассмотреть вопрос о возможности предоставления ему жилого помещения, предоставляемого по договору найма служебного жилого помещения, по установленным нормам.
Кроме того, суд присудил к взысканию федерального казенного учреждения "Управление финансового обеспечения Министерства обороны РФ по г. Санкт-Петербургу, Ленинградской области и Республике Карелия" в пользу Азаренко 300 рублей в счет возмещения понесенных им судебных расходов.
В удовлетворения административного искового заявления в остальной части требований Азаренко судом отказано.
В апелляционной жалобе административный ответчик, не соглашаясь с решением суда в части, касающейся удовлетворения заявления Азаренко, просит его в указанной части отменить и принять по делу в этой части новое решение.
В обоснование жалобы, ссылаясь на положения ст. 99 ЖК РФ, сведения, содержащиеся в справке ООО "ГУЖД" МО РФ от 11 апреля 2016 г. N указывает, что Азаренко и члены его семьи фактически проживают в служебном жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес". Данное обстоятельство не отрицалось административным истцом при рассмотрения административного дела судом. Таким образом, указанное жилое помещение Азаренко фактически не освобождено и по месту службы он обеспечен служебным жилым помещением. В связи с этим вывод суда о наличии у Азаренко и членов его семьи оснований для принятия их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях в целях последующего обеспечения служебным жилым помещением противоречит положениям ст. 99 ЖК РФ, а оспоренное административным истцом решение от 8 декабря 2015 г. N является законным.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия исходит из следующего.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.
Военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, и совместно проживающие с ними члены их семей обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии с нормами, установленными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.
Как следует из материалов дела Азаренко проходит военную службу по контракту в войсковой части N, дислоцированной в "адрес". В указанном населенном пункте либо близлежащих к нему населенных пунктах Азаренко либо члены его семьи жилых помещений на праве собственности, по договору социального найма либо по договору найма специализированного жилого помещения не имеют. Жилое же помещение, ранее предоставленное Азаренко в связи с прибытием к месту службы, было им сдано при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
При таких данных суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспоренным административным истцом решением от 8 декабря 2015 года N об отказе в принятии Азаренко на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях были нарушены его права и правомерно возложил на административного ответчика обязанность по их восстановлению.
То обстоятельство, что в настоящее время Азаренко и члены его семьи фактически проживают в служебном жилом помещении, находящемся по адресу: "адрес", не свидетельствует об обеспеченности их в установленном порядке служебным жилым помещением по месту службы административного истца, поскольку после юридического оформления приема-передачи вышеупомянутого жилого помещения от квартиросъемщика к принимающей стороне, договор его найма, как специализированного жилого помещения, фактически был расторгнут сторонами, а данных о принадлежности этого жилого помещения Азаренко и членам его семьи на каком-либо ином основании материалы дела не содержат.
Вместе с тем решение суда в части возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о возможности предоставления Азаренко жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по установленным нормам не может быть признано обоснованным по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года N 1280 (далее - Инструкция), служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим, включенным в список на предоставление служебных жилых помещений, в порядке очередности исходя из даты подачи (отправки по почте) соответствующих заявления и документов.
Между тем, данных о том, что жилое помещение, находящееся по адресу: "адрес", положено административному истцу исходя из очередности, то есть исходя из даты включения его в список на предоставление служебных жилых помещений, материалы дела не содержат.
Кроме того, в силу п. 5 Инструкции рассмотрение вопроса о принятии указанного решения отнесено к компетенции структурного подразделения уполномоченного органа. Нормы же материального права, которыми суд руководствовался принимая решение о возложении на административного ответчика вышеуказанную обязанность, в нарушение требований п. 4 ч. 4 ст. 178 КАС РФ в решении суда не приведены.
Более того, согласно материалам дела конкретного требования о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о возможности предоставления Азаренко жилого помещения, предоставляемого по договору найма служебного жилого помещения по установленным нормам, административным истцом не заявлялось.
Согласно же ч. 1 ст. 178 КАС РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям, а выйти за пределы этих требований суд может лишь в случаях, предусмотренных указанным Кодексом.
Основания, по которым суд вышел за пределы заявленных административным истцом требований, в решении суда не приведены.
Из изложенного следует, что судом первой инстанции нарушены нормы процессуального права и неправильно применены нормы материального права, в связи с чем принятое им решение подлежит изменению, путем исключения из резолютивной части решения указания о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о возможности предоставления Азаренко жилого помещения по договору найма служебного жилого помещения по установленным нормам.
Руководствуясь ст. 308, п. 2 ст. 309, ст. 310, ст. 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Брянского гарнизонного военного суда от 30 марта 2016 г. по административному исковому заявлению Азаренко ФИО7 в связи с нарушением норм процессуального права и неправильным применением норм материального права изменить, исключив из его резолютивной части указание о возложении на административного ответчика обязанности рассмотреть вопрос о возможности предоставления административному истцу жилого помещения, предоставляемого по договору найма служебного жилого помещения, по установленным нормам.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Подписи
Верно
Председательствующий В.В. Попов
Секретарь судебного заседания Т.М. Давлетова
12.07.2016
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.