Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Авериной Е.Г.,
судей областного суда Костиной Л.И. и Стус С.Н.
при секретаре Маймаковой А.И.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани на решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 28 апреля 2016 года по исковому заявлению Тишиной Г.А. к Управлению ПФР в Ленинском районе г. Астрахани о восстановлении нарушенных пенсионных прав,
установила:
Истец обратилась с иском указав, что решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Считая отказ неправомерным, истец просит отменить решение Управления Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ, обязать Управление Пенсионного фонда России в Ленинском районе г. Астрахани включить истцу в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 2.04.1990г. по 12.09.1990г. в должности заведующей ФАП "данные изъяты" с применением коэффициента 1,3; нахождение на курсах повышения квалификации с применением коэффициента 1.3 - с 11.11.1996г. по 27.12.1996г., с 11.09.2002г. по 14.10.2002г., с 16.05.2007г. по 30.06.2007г., с 16.01.2012г. по 02.03.2012г., и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с момента ее обращения в УПФР в Ленинском районе г. Астрахани. Взыскать с ответчика в пользу истца государственную пошлину в размере 300 рублей.
По ходатайству стороны истца из числа ответчиков исключено ЧУЗ "Медико- санитарная часть".
Истец Тишина Г.А. в судебном заседании измененные исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФР в Ленинском районе г. Астрахани по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, просила отказать.
Решением Ленинского районного суда г.Астрахани от 28 апреля 2016 года требования Тишиной Г.А. удовлетворены. Суд, обязал Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани включить в специальный стаж работы Тишиной Гульнаре Алексеевне периоды работы со 02.04.1990 по 12.09.1990г. в должности Заведующей ФАП "данные изъяты" с применением коэффициента 1,3; нахождение на курсах повышения квалификации с 11.11.1996г. по 27.12.1996г., с 11.09.2002г. по 14.10.2002г ... с 16.05.2007г. по 30.06.2007г., с 16.01.2012г. по 02.03.2012г. с применением коэффициента 1,3 и назначить досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в "адрес" ставит вопрос об отмене состоявшегося решения, указав, на нарушение судом норм материального права. Считает, что законных оснований для включения спорных периодов в специальный стаж не имеется, приводит основания, изложенные в решении об отказе в назначении пенсии.
На заседание судебной коллегии Тишина Г.А. не явилась, о слушании дела извещена, об отложении рассмотрения жалобы ходатайств не представила. При указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Заслушав докладчика, представителя Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани ФИО10, поддержавшую доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Учитывая, что выводы суда относительно удовлетворения исковых требований Тишиной Г.А. о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ сторонами не обжалуются, судебная коллегия не находит оснований для проверки решения в этой части.
Статья 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" устанавливает, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере нее менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Как следует из материалов дела истец 5.08.2015г. обратилась в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Решением Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы, указав, что на дату обращения специальный стаж истца составляет 24 года 9 месяцев 14 дней.
При подсчете специального стажа, необходимого для назначения пенсии, ответчиком также был исключен период работы с 2.04.1990г. но 12.09.1990г. в должности заведующей ФАП "данные изъяты" в связи с гем, что Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. N 464 и Списком должностей и учреждений, работа з которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 и. 1 ст. 30 ФЗ-400 "О страховых пенсиях", утвержденных Постановлением правительства РФ от 29.10.2002г. N 781, должность "Заведующая ФАП" не предусмотрена.
Разрешая спор, районный суд пришел к выводу о незаконности принятого пенсионным органом решения в части отказа включить периоды работы истца в стаж как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и назначении пенсии.
Данные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит законными и обоснованными по следующим основаниям.
Согласно положениям частей 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Пп. "н" п. 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", вступивших в силу с 01.01.2015 г., предполагает, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей применяется при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.
В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 г. N516 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списках с 1 ноября 1999г. засчитываются в стаж работы при условии ее выполнения в режиме нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.
Из трудовой книжки истца N AT-VI 0966392, следует что с 2.04.1990г. приказом N-л от ДД.ММ.ГГГГ она принята Заведующей ФАП "данные изъяты", откуда уволена 13.09.1990г. по собственному желанию приказом N-л от ДД.ММ.ГГГГ (запись N).
В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.
На основании и.6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г N 555, основным документом, подтверждающим периоды работы гражданина, является трудовая книжка установленного образца.
Аналогичная норма содержится в п. 1 Постановления Правительства РФ N 1015 от 02.10.2014г. "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий", вступившем в законную силу с 01.01.2015г.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 утвержден "Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которому работа в медицинском учреждении в сельской местности "данные изъяты" имеет коэффициент 1,3 и право на досрочное назначение трудовой пенсии на льготных условиях.
Уточняющей справкой N от ДД.ММ.ГГГГ. ГБУЗ АО " "данные изъяты"", выданной истцу подтверждено, что ФАП "данные изъяты" является структурным подразделением "данные изъяты" ЦРБ. Работа в указанный период относится к льготной, в соответствии с ФЗ от 28.12.2013г. N 400 "О страховых пенсиях".
Таким образом, доводы о невозможности включить в подсчет специального стажа истца период её работы со 02.04.1990г. по 12.09.1990г. в должности заведующей ФАП "данные изъяты", суд обоснованно признаны несостоятельными.
Согласно трудовой книжки истца AT-VI 0966292. исследованной в судебном заседании, ФИО11 с 13.09.1990г. по 01.03.1993г. работала в должности фельдшера здравпункта "данные изъяты" (приказ N от ДД.ММ.ГГГГ.). 01.03.1993г. Медико - санитарная часть вошла в состав "данные изъяты". 01.11.2004г. на базе "данные изъяты" создано государственное учреждение здравоохранения "данные изъяты" В период с 01.11.2004г. по 01.03.2007г. работала фельдшером здравпункта с ОСМП. 01.03.2007г. Здравпункт с отделением скорой медицинской помощи переименован в отделение скорой и неотложной медицинской помощи. 14.03.2011г. истец переведена в отделение скорой и неотложной медицинской помощи "адрес" на должность фельдшера (выездной бригады).
ФАП "данные изъяты" территориально расположен в "адрес", что дает право считать 1 год работы в сельской местности как 1 год 3 месяца.
Постановлением от 06.09.1991г. Совета Министров РСФСР утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, согласно которому установлено, что исчисление сроков выслуги производится врачам и среднему медицинскому персоналу, независимо от наименования должности лечебно - профилактических и санитарно - эпидемиологических учреждений всех форм собственности, врачам и среднему медицинскому персоналу, занимающемся индивидуальной трудовой деятельностью - один год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) считать за один год и 3 месяца
На момент зачисления истца 02.04.1990г. на должность заведующей ФАП "данные изъяты". действовало Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959г. N2 1397, в соответствии с которым пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения по перечню учреждений, организаций и должностей согласно приложению назначать: врачам и другим работникам здравоохранения - при стаже работы по специальности не менее 25 лет в сельских местностях и поселках городского типа (рабочих поселках) и не нее 30 лет в городах.
Под действие данного закона подпадают, согласно перечню: врачи, зубные врачи, техники, фельдшеры, помощники врача, акушерки, массажисты, лаборанты и медицинские сестры - вне независимо от наименования должности; дезинфекционные инструкторы".
Поскольку Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 ухудшает положение истца, оно не имеет обратной силы, а Постановление Совета Министров СССР от 17.12.59 г. N 1397 улучшает его положение, оно, согласно действующим принципам законодательства, должно применяться на спорный период до 1993 г.
Более того, согласно п.3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой нс охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения лает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999г. (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 19.02.2001 N 130).
Разрешая требования Тишиной Г.А. о включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периодов нахождение на курсах повышения квалификации с применением коэффициента 1.3 - с 11.11.1996г. по 27.12.1996г., с 11.09.2002г. по 14.10.2002г., с 16.05.2007г. по 30.06.2007г., с 16.01.2012г. по 02.03.2012г., суд так же обосновал выводы незаконности отказа пенсионного органа в указанной части.
Как верно указано судом первой инстанции, факт нахождения Тишина Г.А. на курсах повышения квалификации, и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, приказами, сведениями о заработной плате.
Поскольку истец в указанные периоды осуществляла медицинскую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, районный суд обоснованно принял решение о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию.
Исключение из трудового стажа истца, дающего право на досрочную пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является необоснованным, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью её трудовой деятельности.
Поскольку правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и подробно изложена в мотивировочной части решения, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не влияют на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, и не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Ленинского районного суда г.Астрахани от 28 апреля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе г. Астрахани - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.