Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Белякова А.А.
судей областного суда: Авериной Е.Г. и Ожеговой И.Б.
при секретаре: Халдузово й С.Д.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Авериной Е.Г. дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области на решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 12 мая 2016 года по иску Михайловой М.В. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области о включении периодов работы в специальный стаж и назначении досрочной страховой пенсии,
установила:
Михайлова М.В. обратилась в суд с иском к УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области, указав, что решением ответчика N от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, ввиду отсутствия необходимого специального стажа, из подсчета которого исключены периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 17 сентября 2001 года по 30 сентября 2001 года, с 29 октября 2001 года по 11 ноября 2001 года, с 20 ноября 2006 года по 16 декабря 2006 года, с 22 октября 2012 года по 03 ноября 2012 года, 12 ноября 2012 года по 24 ноября 2012 года, а также время обучения в "данные изъяты" с 21 июля 1988 года по 29 июня 1989 года. Михайлова М.В. просила суд признать данное решение в части отказа в назначении досрочной страховой пенсии незаконным, обязать ответчика включить указанные исключенные периоды в ее специальный стаж и обязать назначить ей досрочную страховую пенсию с момента обращения за ее назначением ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании истец Михайлова М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО5 с заявленными требованиями не согласилась, просила в их удовлетворении отказать в полном объеме.
Решением Икрянинского районного суда Астраханской области от 12 мая 2016 года исковые требования Михайловой М.В. удовлетворены частично. В специальный стаж истца включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период обучения в "данные изъяты" с 21 июля 1988 года по 31 июля 1988 года, с 13 сентября 1988 по 29 июня 1989 года.
В апелляционной жалобе ГУ УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области просит решение суда отменить, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права. В обосновании доводов указывается на отсутствие законных основании для включения спорных периодов работы Михайловой М.В. в ее специальный стаж.
На заседание судебной коллегии представитель ГУ УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области не явился, о слушании дела извещены. Представили ходатайство о рассмотрения жалобы в их отсутствие, при указанных обстоятельствах в силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Заслушав докладчика, Михайлову М.В. возражавшую против доводов апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п.19 ч.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии со ст.36 ФЗ "О страховых пенсиях" от 28.12.2013г. N 400-ФЗ, закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Из материалов дела и обстоятельств, установленных судом первой инстанции, следует, что 07 октября 2015 года Михайлова М.В. обратилась в ГУ УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности.
Решением ГУ УПФ РФ в Икрянинском районе Астраханской области N ДД.ММ.ГГГГ, Михайловой М.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии. При этом в специальный стаж истца не включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, а также период обучения в "данные изъяты"
Разрешая данный спор, и удовлетворяя в части заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности факта осуществления Михайловой М.В. педагогической деятельности в период обучения на курсах повышения квалификации, а также наличия оснований для включения в ее специальный стад периода обучения в Астраханском педагогическом училище.
Проверяя законность решения суда по доводам апелляционной жалобы ответчика, суд апелляционной инстанции находит выводы суда правильными.
Согласно п. 2 и 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Вместе с тем, п.3 и 4 указанной статьи указывают, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В соответствии с п.3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе и с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом по выбору может применятся Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно трудовой книжке Михайловой М.В., 16 августа 1989 года она зачислена в детский сад "данные изъяты" находившегося на балансе "данные изъяты", 08 января 1997 года уволена в порядке перевода в связи с передачей детского сада "данные изъяты" на баланс администрации "данные изъяты", куда принята на работу в должности воспитателя. 11 марта 1997 года временно переведена на должность заведующей детским садом "данные изъяты", 05 августа 1998 года переведена на должность воспитателя. 26 сентября 2011 года "данные изъяты" реорганизован в порядке присоединения к "данные изъяты", с 12 ноября 2011 года "данные изъяты". 14 октября 2014 года Михайлова М.В. уволена. 15 октября 2014 года принята на работу "данные изъяты" на должность воспитателя в группу дошкольного образования.
Как усматривается из диплома Самородиной (Михайловой) М.В. она в период с 1985 по 1989 год обучалась в "данные изъяты"
Согласно данным архивных справок, выданных "данные изъяты" N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ, а также акту документальной проверки факта льготной работы Михайловой (Самородиной) М.В., она в период с 28 июля 1987 года работала в должности няни-уборщицы в детском саду "данные изъяты", с 10 августа 1987 года Михайлова М.В. временно переведена на должность воспитателя, на которой она проработала вплоть до своего увольнения 20 июля 1988 года
Таким образом, на момент обучения Михайловой М.В. в "данные изъяты", действовало Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" и утвержденные им "Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет" и "Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения"
В соответствии с п.2 указанного Положения в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам жалобы, период обучения Михайловой М.В. в Астраханском педагогическом училище N2 обоснованно зачтен в специальный стаж истца, поскольку периоду ее обучения предшествовала и за ним следовала педагогическая деятельность истца в должности воспитателя детского сада. При этом судебная коллегия соглашается с выводом суда об отказе в во включении в указанный период времени обучения с 01 августа 1988 года по 12 сентября 1988 года, поскольку оно было зачтено в специальный стаж истца решением пенсионного органа N от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Для отдельных категорий работников в силу специальных нормативных актов повышение квалификации - обязательное условие выполнения работы.
Аналогичные положения предусматривала и ранее действовавшая ст. 112 КЗоТ РСФСР.
Факт нахождения Михайловой М.В. на курсах повышения квалификации и выполнение в предшествующий и последующий периоды работы по специальности подтверждается сведениями, содержащимися в трудовой книжке истца, справкой МБОУ "Образцовская основная общеобразовательная школа".
Исключение из трудового стажа истца, дающего право на досрочную пенсию, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, является необоснованным, поскольку прохождение соответствующих курсов повышения квалификации на основании приказа руководителя является обязательной частью её трудовой деятельности.
Поскольку Михайлова М.В. в периоды нахождения на курсах повышения квалификации осуществляла педагогическую деятельность, которая включена пенсионным органом в ее специальный стаж, за ней сохранялась заработная плата и начислялись взносы в пенсионной фонд, районный суд обоснованно принял решение о включении данных периодов в специальный стаж работы, дающий право на досрочную страховую пенсию.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О трудовых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Исходя из положений законодательства о трудовых пенсиях, районный суд правильно определилдату назначения Михайловой М.В. пенсии с момента обращения за ней ДД.ММ.ГГГГ, поскольку, с учетом периодов работы, включенных в специальный стаж истца пенсионным органом и судом, к моменту обращения за назначением пенсии она выработала установленный законом стаж, для назначении досрочной страховой пенсии.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Правоотношения сторон и закон, подлежащий применению определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, подробно изложена в мотивировочной части решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не могут повлиять на правильность определения прав и обязанностей сторон в рамках спорных правоотношений, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
Таким образом, решение суда является законным, обоснованным и оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
определила:
решение Икрянинского районного суда Астраханской области от 12 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Ленинском районе г.Астрахани - без удовлетворения.
.
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.