Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белякова А.А.,
судей Конышевой И.Н., Чернышовой Ю.А.,
при секретаре Маймаковой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Корольковой М.Н, Васильевой О.А. к администрации муниципального образования "Город Астрахань" об оспаривании решения об отказе в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении
по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Город Астрахань" на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ,
установила:
Королькова М.Н., Васильева О.А. обратились в суд с иском к администрации муниципального образования "Город Астрахань", указав, что ДД.ММ.ГГГГ Королькова М.Н. обратилась в жилищное управление администрации г. Астрахани с заявлением о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма с составом семьи _ человека, включая д..
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N в удовлетворении заявления было отказано со ссылкой на п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Истцы просили признать вынесенное постановление незаконным и о бязать администрацию муниципального образования "Город Астрахань" принять Корольк ову М.Н. с составом семьи _ человека на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, включив в общегородской список и список лиц, _, с даты подачи заявления о принятии на учет - ДД.ММ.ГГГГ.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Корольковой М.Н., Васильевой О.А. удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрация муниципального образования "Город Астрахань" ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным ввиду неправильного определения судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушения норм материального права.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения представителя администрации муниципального образования "Город Астрахань"Свиреповой Л.В., подержавшей апелляционную жалобу, Корольковой М.Н., Васильевой О.А., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела, исследовав учетное дело Корольковой М.Н. и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что решением исполнительного комитета Кировского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ N Королькова М.Н. ( Ф.Т.) с составом семьи _ человека ( с. - ДД.ММ.ГГГГ рождения, д. - ДД.ММ.ГГГГ рождения) поставлена на учет граждан на получение жилой площади (по списку N).
ДД.ММ.ГГГГ между администрацией г. Астрахани и Корольковой М.Н. ( Ф.Т.) заключен договор аренды жилого помещения маневренного жилого фонда, по условиям которого арендатору и членам ее семьи в пользование для временного проживания в связи с отсутствием жилья до подхода очередности предоставлена квартира "адрес"
Распоряжением администрации "адрес" г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ Nр Королькова М.Н. с составом семьи _ человека д. - ДД.ММ.ГГГГ рождения) включена в списки очередности для получения жилой площади по месту жительства при администрации "адрес", установлен номер очередности с учетом ранее поданного заявления в администрации "адрес" по общему списку.
Постановлением администрации г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ N утвержден общегородской список очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, в котором по номером N значилась Королькова М.Н. с составом семьи _ человека.
Постановлением администрации г. Астрахани ДД.ММ.ГГГГ N Королькова М.Н., Васильева О.А., В.В. сняты с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении на основании части 2 статьи 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ Королькова М.Н. обратилась в жилищное управление администрации г. Астрахани с заявлением, в котором просила принять ее с составом семьи _ человека, включая д. Васильеву О.А., на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении как малоимущих и как лицо, _, в связи с отсутствием жилого помещения.
Постановлением администрации муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ NКорольковой М.Н. с составом семьи _ человека ( д. - Васильева О.А., ДД.ММ.ГГГГ рождения) отказано в признании малоимущей и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, как по общему списку, так и по списку лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Согласно статье 6 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.
Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1,3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.
Положениями статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Пунктом 3 части 1 статьи 54 вышеназванного Кодекса предусмотрено, что отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
В силу статьи 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Поскольку Королькова М.Н. состояла на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с 1985 года, в 2014 году снята с этого учета с составом семьи 3 человека, включая сына Корольковой М.Н. - Васильева О.А., в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, решение ответчика об отказе в принятии истца и члена ее семьи - Васильевой О.А. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, со ссылкой на пункт 3 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, не основано на законе.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции в части признания постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N незаконным является правильным.
Доводы апелляционной жалобы администрации муниципального образования "Город Астрахань" о том, что Королькова М.Н., заключив ДД.ММ.ГГГГ договор купли-продажи жилого дома по адресу: "адрес", ухудшила свои жилищные условия, не влияют на правильность решения суда в этой части, поскольку отчуждение объектов недвижимого имущества - земельного участка и расположенного на нем жилого дома, перешедших в собственность Корольковой М.Н. на основании свидетельств о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ, произошло в период нахождения истца и членов ее семьи на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Поскольку, по смыслу статьи 53 ЖК РФ, не вправе совершать действия, в результате которых искусственно создаются основания для отнесения к категории лиц, нуждающихся в жилом помещении, лишь гражданин, претендующий на признание его таковым, а Королькова М.Н. не знала и не могла знать о снятии ее с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении в ДД.ММ.ГГГГ по объективным причинам, доводы ответчика о намеренном ухудшении ею своих жилищных условий являются надуманными.
Статьей 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учет. Гражданину, подавшему заявление о принятии на учет, выдается расписка в получении от заявителя этих документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим принятие на учет, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. Органом, осуществляющим принятие на учет, самостоятельно запрашиваются документы (их копии или содержащиеся в них сведения), необходимые для принятия гражданина на учет, в органах государственной власти, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся данные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, если такие документы не были представлены заявителем по собственной инициативе. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром.
Решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных или полученных по межведомственным запросам в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, в данный орган. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр срок принятия решения о принятии на учет или об отказе в принятии на учет исчисляется со дня передачи многофункциональным центром такого заявления в орган, осуществляющий принятие на учет.
Орган, осуществляющий принятие на учет, в том числе через многофункциональный центр, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о принятии на учет выдает или направляет гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, документ, подтверждающий принятие такого решения. В случае представления гражданином заявления о принятии на учет через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ получения не указан заявителем.
Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1, частью 1 статьи 2 Закона Астраханской области от 30 декабря 2005 года N 91/2005-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда" ж илые помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Малоимущими гражданами в целях настоящего Закона являются граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления, определенным Уставом муниципального образования (далее - уполномоченный орган), в порядке, установленном настоящим Законом, с учетом дохода, причитающегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, подлежащего налогообложению.
Размер дохода и стоимость имущества, указанного в части 2 настоящей статьи, устанавливаются органом местного самоуправления в соответствии с приложением к настоящему Закону.
Учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях (далее - граждан), носит заявительный характер и осуществляется по месту жительства на основании установленной органами местного самоуправления учетной нормы площади жилого помещения.
Принимая решение о признании незаконным постановления администрации муниципального образования "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об отказе семьей Корольковой М.Н. в признаниималоимущей и принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда", суд был обязан, в силу закона, обязать орган местного самоуправления, принявший оспоренное решение, устранить допущенные нарушенияи препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов истцов, восстановивположение, существовавшее на момент нарушения, то есть рассмотреть вопрос о признании семьи истцов малоимущей с последующим решением вопроса о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда.
Между тем, суд первой инстанции, в нарушение норм процессуального (ст. 195 ГПК РФ) и материального права, обязал орган местного самоуправления принять Королькову М.Н. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, с составом семьи 2 человека, включив ее в общегородской список очередности и в список лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, с составом семьи 1 человек, с даты подачи заявления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение норм материального и процессуального права.
Поскольку все обстоятельства, имеющие значение для дела установлены, но постановленное судом решение об удовлетворении искового заявления в части не отвечает требованиям закона об его законности, оно подлежит изменению.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
определила:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ изменить. Обязать администрации муниципального образования "Город Астрахань"рассмотреть заявление Корольковой М.Н. о принятии на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении с составом семьи _ человека ( д. - Васильева О.А.).
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Город Астрахань" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.