Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего: Спрыгиной О.Б.,
судей областного суда: Поляковой К.В., Радкевича А.Л.,
при секретаре Мязиной Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании в апелляционном порядке по докладу судьи Поляковой К.В. дело по апелляционной жалобе Хамидулова Р.Р. на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2016г. по иску Хамидулова Р. Р. к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области о признании незаконным решения комиссии по предоставлению единовременной социальной выплаты об отказе в принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, признании права на постановку на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, понуждении поставить на учет,
УСТАНОВИЛА:
Хамидулов Р.Р. обратился в суд с иском, указав, что является сотрудником органов внутренних дел РФ, стаж его службы составляет более лет. В ДД.ММ.ГГГГ. Хамидулов Р.Р. обратился в комиссию УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на семью из одного человека. По результатам его обращения комиссией принято решение N от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе в принятии Хамидулова Р.Р. на учет на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании п.9 подпункта "д" Постановления Правительства РФ. Истец с этим решением комиссии не согласен, поскольку действий по ухудшению своих жилищных условий не совершал. При указанных обстоятельствах с учетом уточнения исковых требований просил признать незаконным решение комиссии УМВД России по Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе в принятии его на учет на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения на основании пункта 9 подпункта "д"; признать за ним право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения; обязать УМВД России по Астраханской области поставить его в составе семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании Хамидулов Р.Р. и его представитель адвокат Досмухамедова Р.К. заявленные требования поддержали.
Представитель УМВД России по Астраханской области Грачева Н.А. в судебном заседании заявленные требования не признала.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2016г. в удовлетворении исковых требований Хамидулову Р.Р. отказано.
В апелляционной жалобе Хамидулов Р.Р. ставит вопрос об отмене состоявшегося решения и принятии нового об удовлетворении его исковых требований. Считает, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы не соответствуют имеющимся в деле доказательствам. В решении не отражено, в чем заключается правомерность оценки комиссией факта отказа Хамидулова Р.Р. от участия в приватизации квартиры, как действия по ухудшению своих жилищных условий. Отказ от приватизации не включен в перечень действий по ухудшению жилищных условий в соответствии с п. 9 п.п. "д" Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ. В суде истец давал подробные пояснения, что вынужден был отказаться от участия в приватизации квартиры, предоставленной его матери ДД.ММ.ГГГГ., согласно данным ордера, как комнаты в общежитии в связи с трудовыми отношениями. В квартире со смежными неизолированными комнатами невозможно жить с тяжелобольным братом, который является инвалидом детства, и матерью. Считает, что выводы суда, основанные на нормах жилищного законодательства несостоятельны, а применению подлежат специальные нормы, регулирующие спорные правоотношения, а именно положения части 2 статьи 1 ФЗ от 19 июля 2011г. N247-ФЗ, в которой перечисляются лица, считающиеся членами семьи сотрудника органов внутренних дел, на которых распространяется действие данного закона, где родители и братья сотрудника к таковым не относятся.
Заслушав докладчика по делу, выслушав Хамидулова Р.Р. и его представителя Досмухамедову Р.К., поддержавших доводы жалобы, представителя УМВД России по Астраханской области по доверенности Грачеву Н.А., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам жалобы.
В соответствии со ст.6 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в органах внутренних дел и принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иным федеральным органом исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, до 1 марта 2005 года, и совместно проживающим с ними членам их семей указанным федеральным органом предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договору социального найма с последующей передачей этих помещений в муниципальную собственность.
Сотрудникам, гражданам Российской Федерации, указанным в части 1 настоящей статьи, по их желанию может быть предоставлена единовременная социальная выплата.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник:
не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров;
проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения;
проживает в общежитии;
проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в браке.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (ст.4 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"),
В силу п. 2 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2011г. N 1223, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников (далее - органы), в том числе сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, за исключением указанных в абзаце втором настоящего пункта, - в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации на окружном, межрегиональном, региональном уровнях, учреждениях и организациях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту службы.
Согласно п.5 указанных Правил принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что по прежним местам службы единовременная выплата не предоставлялась. К заявлению прилагаются указанные в данной норме документы.
Для рассмотрения заявлений сотрудников и принятия сотрудников на учет для получения единовременной выплаты правовым актом федерального органа исполнительной власти, органа образуется комиссия по предоставлению единовременной выплаты сотрудникам (п.10 Правил).
В соответствии с требованиями п. 11 Правил дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов.
В силу п. 14 Правил комиссия выполняет следующие функции: проверяет сведения, содержащиеся в документах, представленных сотрудником в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; принимает решения о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета; ведет книгу учета сотрудников, принятых на учет для получения единовременной выплаты, по форме согласно приложению (далее - книга учета).
Согласно п. 15 Правил решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил.
Решения комиссии о принятии (об отказе в принятии) сотрудников на учет для получения единовременной выплаты и о снятии их с учета оформляются протоколами комиссии и утверждаются правовыми актами федерального органа исполнительной власти, органа.
Как следует из материалов дела, Хамидулов Р.Р., являющийся сотрудником ОМОН УМВД России по Астраханской области, ДД.ММ.ГГГГг. обратился в УМВД России по Астраханской области с заявлением о принятии его с составом семьи 1 человек на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Указанное заявление было рассмотрено и решением Комиссии УМВД России по Астраханской области по предоставлению единовременной социальной выплаты от ДД.ММ.ГГГГг. в его удовлетворении отказано со ссылкой на п.9 Правил.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчика обязанности поставить Хамидулова Р.Р. на учет для получения единовременной социальной выплаты, исходя из установленных в судебном заседании обстоятельств.
Как следует из материалов дела, Хамидулов Р.Р. зарегистрирован в жилом помещении, расположенном по адресу: "адрес" общей площадью кв.м.
Исходя из ордера N на право занятия жилой площади в общежитии, указанное жилое помещение предоставлено ФИО на состав семьи три человека (
Постановлением администрации МО "Город Астрахань" от ДД.ММ.ГГГГг. за N квартира N "адрес" передана в собственность ФИО Истец Хамидулов Р.Р. и Хамидулов Р.Р., состоящие на регистрационном учете и проживающие в этой квартире, от участия в приватизации отказались. На основании этого постановления с ФИО заключен договор передачи от ДД.ММ.ГГГГг., прошедший государственную регистрацию.
Принимая во внимание изложенное, а также положения ст. 2 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и ст. 19 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", суд пришел к обоснованному выводу о том, что Хамидулов Р.Р., являясь сыном ФИО, и будучи зарегистрированным в жилом помещении с ДД.ММ.ГГГГ имел право на участие в приватизации данной квартиры, но отказавшись от участия в ней, сохранил право бессрочного пользования приватизированным жилым помещением, при этом, являясь сыном (членом семьи) собственника квартиры (ст. 31 ЖК РФ), истец имеет права беспрепятственного пользования квартирой площадью кв.м.
Ссылка в жалобе на то, что квартира, в которой истец зарегистрирован, была предоставлена его матери как комната в общежитии в связи с трудовыми отношениями, подлежит отклонению, поскольку данное обстоятельство не исключает определенное законом право пользования Хамидулова Р.Р. жилым помещением.
Исходя из того, что общая площадь квартиры по адресу: "адрес" составляет кв. м, ее занимают три человека, то есть на каждого члена семьи приходится более кв.м., что указывает на отсутствие права заявителя на постановку на учет для получения единовременной социальной выплаты.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что отказ от приватизации не включен в перечень действий по ухудшению жилищных условий в соответствии с п. 9 п.п. "д" Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ, отклоняется судебной коллегией, поскольку не может являться основанием для отмены принятого правильного по сути решения.
Положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты на основании заявления и документов не лишают возможности заявителя предоставления иных документов в случае изменения жилищных условий до момента принятия комиссией решения.
До принятия решения комиссией УМВД России по Астраханской области об отказе Хамидулову Р.Р. единовременной социальной выплаты, заявитель сведений об инвалидности своего брата и подтверждающих это документов в комиссию не представил, а потому данное обстоятельство не могло учитываться при оценке жилищных условий заявителя.
Из приведенных выше нормативных положений следует, что право сотрудника органов внутренних дел на предоставление единовременной социальной выплаты возникает при одновременном наличии нескольких условий, одним из которых является его нуждаемость в жилом помещении, определяемая исходя из обстоятельств, названных в пунктах 1 - 7 части второй статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, в частности отсутствие у сотрудника или членов его семьи жилого помещения в собственности или во владении и пользовании на условиях договора социального найма, отсутствие у сотрудника права пользования названными помещениями как у члена семьи собственника или нанимателя жилого помещения, а также обеспеченность его и членов его семьи такими помещениями ниже предусмотренного законом уровня. При этом определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения должно осуществляться исходя из суммарной площади всех жилых помещений, имеющихся в собственности или в пользовании на основании договора социального найма у сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи.
Необходимым условием для принятия сотрудника на учет для получения единовременной выплаты является несовершение им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилье и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку в нарушение ст. 56 ГПК РФ истец не представил доказательств нуждаемости в жилом помещении, а также несовершение им действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилье.
Доводы жалобы в целом направлены на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы его выводы, а потому отмены решения суда не влекут.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Астрахани от 24 мая 2016г . оставить без изменения, а апелляционную жалобу Хамидулова Р.Р. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.