Судья Иркутского областного суда Слепнёв П.И., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу и дополнения к ней законного представителя ООО "Бетон-Авто" Б. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора-старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 14 января 2016 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бетон-Авто",
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора-старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды С. от 14 января 2016 года ООО "Бетон-Авто" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, генеральный директор ООО "Бетон-Авто" Б. обжаловал его в Куйбышевский районный суд г. Иркутска.
Решением судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска Смертиной Т.М. от 17 мая 2016 года постановление должностного лица Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 14 января 2016 года оставлено без изменения, жалоба генерального директора ООО "Бетон-Авто" Б. - без удовлетворения.
В жалобе и дополнениях к ней, поданной в Иркутский областной суд, генеральный директор ООО "Бетон-Авто" Б., не соглашаясь с постановлением главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора-старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 14 января 2016 года и решением судьи районного суда, вынесенными в отношении ООО "Бетон-Авто", просит об их отмене и прекращении производства по делу по тем основаниям, что решение суда не соответствует требованиям статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверив с учетом требований части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела об административном правонарушении, судебный материал по жалобе, проанализировав доводы жалобы и дополнения к ней, заслушав законного представителя ООО "Бетон - Авто" Б., защитника общества И. , действующую на основании доверенности от 10 мая 2016 года, поддержавших доводы жалобы и дополнения к ней, прихожу к следующим выводам.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для назначения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения.
В соответствии со статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть указаны должность, фамилия, имя, отчество должностного лица, вынесшего постановление, их адрес, дата и место рассмотрения дела, сведения о лице, в отношении которого рассмотрено дело, обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, статья Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, а также мотивированное решение по делу.
Данные требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ООО "Бетон-Авто" не выполнены.
Частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения предусмотрена административная ответственность юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с приказом Минприроды России от 31.12.2010 N579 "О порядке установления источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, подлежащих государственному учету и нормированию, и о Перечне вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих государственному учету и нормированию" в число вредных (загрязняющих) веществ подлежащих государственному учету и нормированию входят: сажа (углерод), серы диоксид, углерода оксид.
Как усматривается из материалов дела из министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области поступила служебная записка о том, что ООО "Бетон-Авто" Номер изъят зарегистрированное по адресу: "адрес изъят", с заявлением на получение разрешений в министерство не обращалось, разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух не получали (л.д. 25-27).
По информации министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области разрешение на выброс вредных веществ (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух ООО "Бетон-Авто" выдано 25 апреля 2014 года на основании распоряжения министерства от 24.04.2014 Номер изъят- разрешение Номер изъят срок действия которого - с 21.04.2014 года по 01.04.2015 года. Перечень вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросу в атмосферный воздух, включал: азот диоксид (азот IV) оксид, азот (II) оксид), углерод (сажа), сера диоксид (ангидрид сернистый), углерод оксид, углероды по бензину, углероды по керосину (л.д.28-31).
По данному факту Службой по охране природы и озера Байкал Иркутской области было проведена проверка.
По результатам проверки должностным лицом Службы в отношении ООО "Бетон-Авто" был составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление о привлечении юридического лица ООО "Бетон - Авто" к административной ответственности по части 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 27 ноября 2015 года и постановлению о привлечении юридического лица к административной ответственности от 14 января 2016 года, на балансе ООО "Бетон-Авто" находится гараж, расположенный по адресу: "адрес изъят" с площадью 1440 кв.м., с вместимостью 23 автотранспортных средств, оборудованной общеобменной вентиляцией (л.д.7-9, л.д.22-23).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 04.05.1999 г. N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" стационарным источником является источник выброса, местоположение которого определено с применением единой государственной системы координат или который может быть перемещен посредством передвижного источника.
Следовательно, гараж является стационарным источником с неорганизованным выбросом вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Таким образом, в период с 01 апреля 2015 года по настоящее время ООО "Бетон-Авто" осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации гаража, расположенного по адресу: "адрес изъят", без с специального разрешения, что является нарушением статьи 14 Федерального закона от 04.05.1999 N96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха".
Данные выводы должностного лица нельзя признать законными и обоснованными, поскольку должностным лицом административного органа в постановлении о назначении ООО "Бетон-Авто" административного наказания, не приведены и не оценены доказательства, на основании которых установлено, что ООО "Бетон-Авто" осуществляет выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации гаража.
Так в ходе проверки не установлено, каким образом и в результате чего ООО "Бетон-Авто" осуществляет выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при эксплуатации гаража. Так как само по себе строение, гараж, не может производить выбросы вредных веществ в атмосферу.
Так же в ходе проверки не установлено и не приведено в постановлении о привлечении к административной ответственности юридического лица перечень вредных (загрязняющих) веществ, которые производят ООО "Бетон - Авто" при эксплуатации гаража.
Кроме того, должностным лицом не подтверждено, что Общество обязано получить специальное разрешение на выброс вредных веществ в атмосферный воздух и должно нести ответственность ввиду его отсутствия.
При таких обстоятельствах, допущенные должностным лицом Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области нарушения требований статей 26.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными и влекущими отмену постановление по делу об административном правонарушении от 14 января 2016 года, вынесенное в отношении ООО "Бетон-Авто".
Рассматривая жалобу генерального директора ООО "Бетон-Авто" Б. на постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора-старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 14 января 2016 года, судья Куйбышевского районного суда г. Иркутска оставил все допущенные должностным лицом по делу нарушения административного законодательства без внимания и должной оценки, в связи с чем пришел к необоснованному выводу об отказе в удовлетворении жалобы.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении в отношении ООО "Бетон-Авто" подлежит возвращению на новое рассмотрение в т Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области, поскольку установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения ООО "Бетон-Авто" к административной ответственности не истек.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
жалобу и дополнения к ней законного представителя ООО "Бетон-Авто" Б. удовлетворить частично.
Постановление главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора-старшего государственного инспектора Иркутской области в области охраны окружающей среды от 14 января 2016 года и решение судьи Куйбышевского районного суда г. Иркутска от 17 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью "Бетон-Авто" отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении ООО "Бетон-Авто" возвратить на новое рассмотрение в Службу по охране природы и озера Байкал Иркутской области.
Решение вступает в законную силу немедленно, может быть обжаловано и опротестовано председателю Иркутского областного суда.
Судья П.И. Слепнёв
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.