Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Орловой Е.Ю.,
судей Александровой М.А. и Серебренникова Е.В.,
при секретаре Кауровой В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Ершовой О.Ю., Ершовой А.В. к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно,
по апелляционной жалобе ответчика Государственного Учреждения Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Куйбышевского района г. Иркутска обратился в интересах Ершовой О.Ю., Ершовой А.В. в суд с иском к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, требуя взыскать с Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Иркутской области в пользу Ершовой О.Ю. компенсацию стоимости проезда к месту лечения и обратно ребенка-инвалида Ершовой Е.В. и сопровождающего его лица в размере (данные изъяты).
В обоснование исковых требований указал прокурорской проверкой установлено, что Ершова А.В., "дата изъята" года рождения, является ребенком-инвалидом. Согласно индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида она нуждалась в санаторно-курортном лечении (данные изъяты). В связи с этим, Министерством здравоохранения Иркутской области Ершовой А.В. была выдана санаторно-курортная путевка в санаторно-курортное учреждение ФГБУ санаторий им. Калинина Минздрава России продолжительностью лечения с "дата изъята" по "дата изъята" . Кроме того, "дата изъята" Министерством здравоохранения Иркутской области Ершовой А.В., с указанием в качестве лица, ее сопровождающего, Ершовой О.Ю., выдан талон N 2 на получение специальных талонов на проезд к месту лечения и обратно для получения медицинской помощи.
"дата изъята" Ершовой О.Ю. за счет собственных средств приобретены авиабилеты на общую сумму (данные изъяты). "дата изъята" Ершовы вернулись в г. Иркутск после пройденного лечения.
"дата изъята" Ершова О.Ю. обратилась в Управление Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска с заявлением о возмещении затраченных на проезд к месту лечения и обратно собственных денежных средств. Из ответа Управления Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию Кировского и Куйбышевского районов г. Иркутска следует, что в связи с отказом Правительства Иркутской области от реализации соглашения, заключенного между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области, и передачей полномочий с 01.01.2015 Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации, финансирование на указанные меры социальной поддержки министерству прекращено. Ершовой О.Ю. было рекомендовано за возмещением стоимости проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в период с "дата изъята" по "дата изъята" обратиться в филиал N 2 Фонда социального страхования Иркутской области, на который с 01.01.2015 возложены полномочия по предоставлению данной государственной услуги, что ею "дата изъята" и было сделано. Обратившись в филиал N 2 ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ, "дата изъята" Ершова О.Ю. получила отказ на том основании, что у филиала N 2 ГУ - Иркутское региональное отделение ФСС РФ правовые основания для возмещения стоимости расходов за самостоятельно оплаченный проезд к месту лечения и обратно отсутствуют, так как обязательства по обеспечению льготной категории граждан бесплатным проездом на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, возникшие с "дата изъята" по "дата изъята" , лежат на Министерстве социального развития, опеки и попечительства Иркутской области.
В связи с этим право Ершовой Е.В. и Ершовой О.Ю. на получение компенсации понесенных расходов на проезд к месту лечения и обратно до настоящего времени не реализовано. Прокурор полагает, что Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации не может быть освобождено от исполнения обязанностей по предоставлению данной услуги.
В судебном заседании представитель процессуального истца Брянский П.П., материальный истец Ершова О.Ю. заявленные требования поддержали. Представитель ответчика Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Рыбаков Ю.А. исковые требования не признал.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.04.2016 исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска в интересах Ершовой О.Ю., Ершовой А.В. удовлетворены. С Государственного учреждения - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Ершовой О.Ю. взыскана компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно в размере (данные изъяты).
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что до 01.01.2015 обязательства по обеспечению государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно не относились к компетенции регионального отделения Фонда. Обращает внимание, что по 31.12.2014 на основании Положения о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 07.12.2011 N 387-пп именно Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области осуществлялись обязательства по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. Таким образом, именно Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области не исполнены обязательства по возмещению затраченных на проезд к месту лечения и обратно собственных денежных средств, возникшие в 2014 году.
Указывает, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных лицом самостоятельно. В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 617 от 05.10.2005 "О порядке направления граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения к месту лечения при наличии медицинских показаний" граждане льготной категории не затрачивают собственных денежных средств для осуществления проезда, а должны обменивать Талон N 2 на именные безденежные талоны с правом проезда, с которыми в последующем обращаются в кассы для получения билетов.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор района Брянский П.П., представитель Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области Константинова О.А. выражают согласие с решением суда, просят оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
В соответствии со ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно ст. 6.1 Федерального закона "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды.
В соответствии со ст. 6.2 ФЗ "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ в состав предоставляемого гражданам указанной категории набора социальных услуг включен бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.
Порядок предоставления гражданам набора социальных услуг определен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ N 328 от 29.12.2004 "Об утверждении порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан".
Пунктом 4.2 Приказа определено, что для следования к месту лечения граждане вправе воспользоваться:
- железнодорожным транспортом (поезда всех категорий, в том числе фирменные поезда в случаях, когда возможность проезда к месту лечения и обратно в поездах других категорий отсутствует, вагоны всех категорий, за исключением спальных вагонов с двухместными купе и вагонов повышенной комфортности);
- авиационным транспортом (экономический класс) при отсутствии железнодорожного сообщения, либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом на условиях, установленных абзацем вторым настоящего пункта, либо при наличии у инвалида, в том числе ребенка-инвалида, заболевания или травмы спинного мозга.
Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 N 864 утверждены Правила финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, согласно п. 4 которых финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фондом социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки, в том числе на оплату проезда отдельным категориям граждан к месту лечения и обратно.
На момент возникновения спорных правоотношений (2014 год) действовали Положение о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области санаторно-курортных путевок; Положение о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области от 07.12.2011 N387-пп., в соответствии с которым гражданам, направленным на санаторно-курортное лечение, предоставлялось право приобрести проездные документы за счет собственных средств для проезда к месту лечения и обратно, а впоследствии получить возмещение понесенных расходов.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ершова О.Ю. является матерью Ершовой А.В., "дата изъята" года рождения, которая признана в установленном законом порядке ребенком-инвалидом, что подтверждается справкой серии МСЭ-2011 "номер изъят" от "дата изъята" .
В июле 2014 года Министерством здравоохранения Иркутской области Ершовой А.В. выдана санаторно-курортная путевка в санаторно-курортное учреждение ФГБУ санаторий имени М.И. Калинина Минздрава России (Ставропольский край, г. Ессентуки) продолжительностью лечения с "дата изъята" по "дата изъята" .
"дата изъята" Министерством здравоохранения Иркутской области ребенку-инвалиду Ершовой А.В. и сопровождающему ее лицу Ершовой О.Ю. оформлен талон N 2 на получение специальных талонов (именных направлений) на проезд к месту лечения для получения медицинской помощи в ФГБУ санаторий имени М.И. Калинина Минздрава России (Ставропольский край, г. Ессентуки), маршрут следования г. Иркутск - г. Ессентуки - г.Иркутск.
Для прибытия к месту лечения и обратно несовершеннолетняя Ершова А.В. и сопровождавшая ее Ершова О.Ю. воспользовались авиатранспортом, что подтверждается маршрутными квитанциями, электронными билетами и посадочными талонами по маршруту г.Иркутск - г. Москва - г. Минеральные Воды - г. Москва - г. Иркутск. Общая стоимость авиаперелета составила (данные изъяты). Проездные билеты к месту лечения и обратно приобретались истцом Ершовой О.Ю. самостоятельно за счет собственных средств. Размер фактически понесенных Ершовой О.Ю. расходов на авиаперелет не превышает стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту г. Иркутск - г. Ессентуки - г. Иркутск, что подтверждается справками о стоимости проезда ОАО "РЖД" от "дата изъята" .
"дата изъята" Ершова О.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о компенсации понесенных ею расходов на проезд к месту лечения и обратно.
По результатам рассмотрения заявления Государственным учреждением - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в адрес Ершовой О.Ю. направлены письма от "дата изъята" "номер изъят", от "дата изъята" "номер изъят", которыми в компенсации расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно отказано.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования прокурора Куйбышевского района г. Иркутска, действующего в интересах Ершовой О.Ю., Ершовой А.В., суд первой инстанции исходил из того, что Ершова О.Ю. в соответствии с Положением о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденные Постановлением Правительства Иркутской области от 07.12.2011 N387-пп. имела право приобрести проездные билеты за счет собственных средств. Воспользовавшись данным правом, она для осуществления санаторно-курортное лечение в г. Ессентуки Ставропольского края ребенка-инвалида, приобрела за собственные средства авиабилеты по маршруту г. Иркутск - г. Москва - г. Минеральные Воды - г. Москва - г. Иркутск, общей стоимостью (данные изъяты)., что не превышает стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршруту г. Иркутск - г. Ессентуки - г. Иркутск. Таким образом, Ершова О.Ю. вправе требовать с ответчика возмещения понесенных ею расходов на приобретение проездных документов в сумме (данные изъяты).
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обязанность по возмещению затраченных на проезд к месту лечения и обратно собственных денежных средств, возникшая в 2014 году, должна быть возложена на Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, а не на ответчика, необоснованны.
В связи с отказом Правительства Иркутской области от реализации соглашения, заключенного между министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Иркутской области о передаче Правительству Иркутской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N2100, министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и Государственное учреждение - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации заключили соглашение от 10.09.2014 N 53-57-861/14-15/453.
Как следует из соглашения от 10.09.2014 N 53-57-861/14-15/453, Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области и его территориальные управления осуществили передачу Государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации информации, необходимой для осуществления Государственным учреждением - Иркутским региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации организации оказания социальных услуг по предоставлению мер социальной защиты льготной категории граждан.
Таким образом, именно Государственное учреждение - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации в настоящее время обязано осуществить возмещение инвалидам и лицам, их сопровождающим, в том числе Ершовой А.В., Ершовой О.Ю., расходов на приобретение проездных документов к месту санаторно-курортного лечения и обратно. Иное учреждение на момент разрешения спора не может отвечать по обязательствам перед инвалидами, даже если соответствующие обязательства возникли и не были исполнены до наделения Фонда указанными полномочиями.
Не принимаются во внимание и доводы апелляционной жалобы о том, что действующим законодательством не предусмотрена компенсация расходов на оплату проезда к месту лечения и обратно на междугородном транспорте, произведенных лицом самостоятельно. Суд правильно исходил из того, что Ершова О.Ю., приобретая самостоятельно билеты на проезд к месту санаторно-курортного лечения, действовала не произвольно, право на самостоятельное приобретение проездных билетов и получение денежной компенсации таких расходов было установлено нормативно-правовым актом Положением о предоставлении отдельным категориям граждан в Иркутской области бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, утвержденным Постановлением Правительства Иркутской области от 07.12.2011 N387-пп., действовавшим на момент возникновения спорных правоотношений и отмененного только 23.03.2015.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.Ю. Орлова
Судьи М.А. Александрова
Е.В. Серебренников
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.