Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего Александровой М.А.,
судей Малиновской А.Л. и Скубиевой И.В.,
при секретаре Ободоевой О.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стариковой О.А. к УПФ РФ (ГУ) в г.Братске и Братском районе Иркутской области о признании права на индексацию страховой части пенсии, обязании произвести индексацию страховой части пенсии,
по апелляционной жалобе истца Стариковой О.А. на решение Братского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2016 года,
УСТАНОВИЛА:
Старикова О.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Братске и Братском районе Иркутской области, в котором просила признать за ней право на индексацию страховой части пенсии как неработающему пенсионеру, обязать ответчика произвести индексацию страховой части пенсии, как неработающему пенсионеру с "дата изъята" .
В обоснование исковых требований указала, что на основании распоряжения Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску "номер изъят" от "дата изъята" с ней заключен договор "номер изъят" от "дата изъята" о передаче ребенка на воспитание в приемную семью. По этому договору она не осуществляла трудовую деятельность, получает вознаграждение, а не заработную плату, у нее нет работодателя, который бы дал ей справку с места работы.
В феврале 2016 года Пенсионным фондом ей не была проиндексирована страховая часть пенсии. Полагает, указанными действиями ответчика нарушаются ее права.
В судебном заседании истец Старикова О.А. поддержала исковые требовании. Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г.Братске и Братском районе Шаварина Л.К. исковые требования не признала.
Решением Братского городского суда Иркутской области от 21.04.2016 в удовлетворении исковых требований Стариковой О.А. отказано.
В апелляционной жалобе истец Старикова О.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование апелляционной жалобы указывает, что фактически она не является работающим пенсионером. Обращает внимание, что трудовой договор она ни с кем не заключала, соответствующей записи в трудовой книжке не имеется, заработную плату она не получает. То вознаграждение, которое она получает, является мерой социальной поддержки за воспитание приемного ребенка.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Братске и Братском районе Шаварина Л.К. выражает согласие с решением суда, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Из ст. 16 ФЗ РФ "О страховых пенсиях" усматривается, что к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается фиксированная выплата в сумме 3 935 рублей в месяц.
В соответствии с п. 6 ст. 16 указанного закона размер фиксированной выплаты к страховой пенсии подлежит ежегодной индексации с 1 февраля на индекс роста потребительских цен за прошедший год.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частью 1 статьи 6 настоящего Федерального закона и корректировка размера страховой пенсии в соответствии с частями 1 и 3 статьи 5 настоящего Федерального закона с 01.02.2016 не производятся пенсионерам, осуществлявшим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". Факт осуществления иной деятельности устанавливается на основании сведений о регистрации в качестве страхователя в Пенсионном фонде Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, на день вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" обязанности по опеке и попечительству исполняются безвозмездно, за исключением случаев, установленных данной статьей, а также Семейным кодексом Российской Федерации. Орган опеки и попечительства, исходя из интересов подопечного, вправе заключить с опекуном или попечителем договор об осуществлении опеки или попечительства на возмездных условиях.
В соответствии с п. 2 ст. 153.1 СК РФ размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 4 Закона Иркутской области от 07.12.2009 N 92/58-оз (ред. от 30.12.2014) "Об отдельных вопросах осуществления деятельности по опеке и попечительству в Иркутской области", вознаграждение приемным родителям выплачивается ежемесячно одному из приемных родителей в размере 3125 рублей в месяц на каждого принятого на воспитание в приемную семью ребенка (ч.1).
Размер вознаграждения приемным родителям определяется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, установленных федеральным и областным законодательством (ч.3).
Из изложенных норм регионального законодательства видно, что получаемое приемными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Старикова О.А., являясь инвалидом 2 группы, что подтверждается справкой серии МСЭ от "дата изъята" , получает пенсию по инвалидности.
Также судом установлено, что между Стариковой О.А. и Управлением министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску заключен договор "номер изъят" от "дата изъята" о передаче ребенка на воспитание в приемную семью, в соответствии с которым она принимает на воспитание в приемную семью А.А.., "дата изъята" года рождения.
В соответствии с п.п. 2.2.1., 2.2.2. договора Управлением министерства социального развития опеки и попечительства Иркутской области по г. Братску производит ежемесячные выплаты на содержание ребенка. Кроме того, Старикова О.А. получает ежемесячное вознаграждение как приемный родитель. Факт получения ежемесячного денежного вознаграждения в ОГКУ "УСЗН по городу Братску" с "дата изъята" также подтверждается справкой ОГКУ "УСЗН по г.Братску" от "дата изъята" .
Как следует из индивидуального лицевого счета Стариковой О.А., ОГКУ "УСЗН по г.Братску" производились отчисления страховых взносов на страховую часть пенсии Стариковой О.А.
Разрешая спор и отказывая Стариковой О.А. в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что Старикова О.А., являясь стороной по договору о передаче ребенка в приемную семью "номер изъят" от "дата изъята" , приняла на себя обязательства по оказанию услуги по воспитанию приемного ребенка за вознаграждение. При этом, вознаграждение, начисляемое и производимое в пользу приемного родителя по договору о передаче ребенка в приемную семью является объектом обложения страховыми взносами в Пенсионный фонд РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. В связи с этим, Старикова О.А. (приемный родитель) приравнивается к категории работающих лиц, и не имеет право на индексацию страховой части пенсии.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на представленных доказательствах и нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы повторяют позицию истца при рассмотрении дела, были предметом оценки суда первой инстанции, основаны на неверном толковании норм материального права.
По смыслу ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", к неработающим лицам относятся лица, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию. На застрахованных лиц распространяется обязательное пенсионное страхование, если они работают по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.
В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения). Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
Вознаграждение приемным родителям не относится к предусмотренным ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения уплачиваются налоги и производятся отчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. При этом периоды, в течение которых в Пенсионный фонд Российской Федерации перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц (приемных родителей), включаются при назначении пенсии данным гражданам в страховой стаж как периоды работы.
С учетом указанных правовых норм суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что договор о передаче ребенка в приемную семью "номер изъят" от "дата изъята" является гражданско-правовым договором возмездного оказания услуг, а истец фактически является пенсионером, получающим за свои услуги денежное вознаграждение и подлежащим обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
Следовательно, в соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29.12.2015 N 385-ФЗ "О приостановлении действия отдельных положений законодательных актов Российской Федерации, внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и особенностях увеличения страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии и социальных пенсий", ей обоснованно не произведена индексация размера фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, поэтому решение суда, проверенное в пределах ее доводов, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Братского городского суда Иркутской области от 21 апреля 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий М.А. Александрова
Судьи А.Л. Малиновская
И.В. Скубиева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.