Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.,
при секретаре Добротворской В.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Алтайского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 апреля 2016 года по делу
по иску Катаева С. А. к Алтайскому линейному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте, Главному Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о признании приказа, расчета в части недействительными, возложении обязанности исчислить периоды службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Катаев С.А. обратился в суд с иском к Алтайскому линейному Управлению МВД РФ на транспорте (далее - Алтайское ЛУ МВД России), Главному Управлению МВД России по Алтайскому краю (далее - ГУ МВД России по Алтайскому краю) о признании приказа, расчета в части недействительными, возложении обязанности исчислить периоды службы в льготном исчислении, произвести перерасчет пенсии.
В обоснование иска указал, что проходил службу в органах внутренних дел. С ДД.ММ.ГГ ему была назначена пенсия за выслугу лет, размер которой был исчислен в календарном исчислении и составил 26 лет 00 месяцев 06 дней. Полагал, что ему неправильно была исчислена выслуга лет, поскольку период его службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-го отделения отдельного взвода конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых подлежит зачету в льготном исчислении - один месяц за полтора месяца службы.
С учетом последнего уточнения требований просил признать приказ Алтайского ЛУ МВД России *** л/с от ДД.ММ.ГГ, расчет выслуги лет в части не установления выслуги лет в органах внутренних дел в льготном исчислении недействительными; возложить на Алтайское ЛУ МВД России обязанность включить в специальный стаж период службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-отделения отдельного взвода охранно-конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в Алтайском линейном УВД в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца службы; обязать ГУ МВД России по Алтайскому краю произвести перерасчет пенсии с учетом спорного периода в льготном исчислении со дня ее назначения.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 апреля 2016 года (с учетом определения об исправлении описки от 30 мая 2016 года) исковые требования удовлетворены частично.
Признаны недействительными приказ начальника Алтайского ЛУ МВД России Алтайского ЛУ МВД России *** л/с от ДД.ММ.ГГ, расчет выслуги лет на ДД.ММ.ГГ в части, касающейся не исчисления выслуги лет Катаеву С. А. в льготном исчислении.
На Управление МВД РФ на транспорте (Алтайское ЛУ МВД России), Главное Управление МВД России по Алтайскому краю возложена обязанность включить Катаеву С. А. в выслугу лет период службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-го отделения отдельного взвода конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в Алтайском линейном УВД на транспорте в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца службы.
На Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность произвести с ДД.ММ.ГГ перерасчет назначенной Катаеву С. А. с учетом исчисленной в льготном исчислении службы в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-го отделения отдельного взвода конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в Алтайском линейном УВД на транспорте в льготном исчислении - один месяц службы за полтора месяца службы.
В остальной части иска отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Алтайское ЛУ МВД России просит решение суда отменить, принять новое об отказе в иске в полном объеме.
В обоснование жалобы указывает на неправильное определение судом и недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Занимаемая в оспариваемый период истцом должность в утвержденный Приказом МВД России от 09.10.2004 N 640 перечень должностей не входит, в связи с чем оснований для исчисления выслуги лет в льготном исчислении не имеется. Доказательства того, что характер службы истца в спорный период был связан с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в материалах дела отсутствуют.
В представленных возражениях истец просит решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Катаев С.А., представитель Игнатьева О.П. просили решение оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на основании ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии определяется Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел установлен Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсии, компенсации и пособий лицам, проходившим службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семьям в РФ" (далее - Постановление от 22.09.1993 N 941).
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2000 г. N 690 "О внесении дополнения в Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941" подпункт "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 года N 941 дополнен абзацем следующего содержания - право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставлено сотрудникам в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г.
С 26 ноября 2003 года Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 г. N 684 указанный абзац изложен в следующей редакции - "в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации".
Приказом Министра внутренних дел России N 640 от 09.10.2004 утвержден Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий (далее - Перечень должностей).
Из материалов дела следует, что Катаев С.А. проходил службу в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в том числе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-го отделения отдельного взвода конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых в Алтайском линейном УВД на транспорте.
С ДД.ММ.ГГ Катаеву С.А. назначена пенсия по выслуге лет, исходя из выслуги лет в календарном исчислении 26 лет 00 мес. 06 дней.
Разрешая спор, руководствуясь вышеуказанными нормами права, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у истца права на исчисление выслуги лет в спорный период из расчета один месяц службы за полтора месяца.
Судебная коллегия с выводом суда соглашается, поскольку занимаемая истцом должность соответствовала требованиям абзаца 45 подпункта "г" пункта 3 Постановления от 22.09.1993 N 941 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684), в связи с чем возможность льготного исчисления истцу выслуги лет прямо предусмотрена законом.
При этом длительное непринятие уполномоченным органом мер по реализации введенного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2003 N 684 правового регулирования, закрепляющего право на льготное исчисление выслуги лет указанной категории сотрудников, и утверждение соответствующего перечня должностей только Приказом Министра внутренних дел России N 640 от 09.10.2004, не может служить основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение по формальным мотивам. Иное толкование противоречило бы положениям ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ, поскольку не отвечало бы принципу правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, о чем неоднократно высказывался Конституционный Суд Российской Федерации (в частности в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П).
Довод апелляционной жалобы о несоответствии занимаемой истцом должности Перечню должностей судебная коллегия признает несостоятельным.
Так, указанным Перечнем в изоляторе временного содержания предусмотрена должность милиционера взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания (п. 18), милиционера отдельного взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (п. 170), милиционера отделения в составе отдельного взвода (п. 174).
Приказом МВД России от 20.05.2004 N 309 были утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2-5).
Согласно указанным типовым штатным расписаниям в изоляторе временного содержания, а также во входящем в его состав взводе (отделении) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полк, батальон, рота, взвод) предусмотрены должности младшего начальствующего состава, в том числе должность милиционера.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что сотрудники органов внутренних дел, проходившие службу в изоляторах временного содержания, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых в должностях, предусмотренных подразделами "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14-19), "Отдельный взвод охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых" (строки 166-172), "Отделение в составе отдельного взвода" (строки 173-176) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
При этом, вопреки доводам жалобы, в материалах дела имеется аттестация от 27.06.2006, наградной лист, которыми подтверждается, что служба истца в спорный период в должности милиционера охранно-конвойной службы 2-го отделения отдельного взвода конвойной службы изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на переоценку доказательств. В связи с чем оснований для удовлетворения жалобы у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Алтайского линейного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 04 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.