Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.,
при секретаре Добротворской В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Зяблицкой Н. В. на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2016 года
по делу по иску Зяблицкой Н. В. к АО "Тинькофф Банк" об истребовании документов.
Заслушав доклад судьи Костогладовой О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Зяблицкая Н.В. обратилась с иском к АО "Тинькофф Банк" об истребовании документов.
В обоснование исковых требований указала, что ДД.ММ.ГГ между АО "Тинькофф Банк" (кредитор) и Зяблицкой Н.В. (заемщик) заключен кредитный договор ***. В настоящее время истец лишена возможности произвести перерасчет незаконно начисленных и удержанных платежей в связи с отсутствием необходимых документов. Соответствующая претензия заемщика о предоставлении документов оставлена ответчиком без удовлетворения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просила суд возложить на ответчика обязанность предоставить следующие документы: копию договора на выпуск кредитной карты *** от ДД.ММ.ГГ, копию графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора на момент подачи искового заявления в суд.
Решением Смоленского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Зяблицкая Н.В. просит отменить постановленное решение, принять по делу новое решение.
В обоснование доводов жалобы указывает, что заемщик является потребителем банковских услуг, в соответствии с положениями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" имеет право на предоставление информация о кредите.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного решения.
В силу п. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защите подлежат нарушенные или оспоренные гражданские права.
В соответствии с положениями п. п. 1, 2 ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, цену в рублях и условия приобретения товаров (работ, услуг), в том числе при оплате товаров (работ, услуг) через определенное время после их передачи (выполнения, оказания) потребителю, полную сумму, подлежащую выплате потребителем, и график погашения этой суммы.
Согласно ст. 30 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" отношения между Банком России, кредитными организациями и их клиентами осуществляются на основе договоров, если иное не предусмотрено федеральным законом. В договоре должны быть указаны процентные ставки по кредитам и вкладам (депозитам), стоимость банковских услуг и сроки их выполнения, в том числе сроки обработки платежных документов, имущественная ответственность сторон за нарушения договора, включая ответственность за нарушение обязательств по срокам осуществления платежей, а также порядок его расторжения и другие существенные условия договора.
В силу ч. ч. 1, 4 ст. 26 указанного Закона кредитная организация, Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону. Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
Исходя из положений п.п. 1, 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации банк гарантирует тайну банковского счета и банковского вклада, операций по счету и сведений о клиенте. Сведения, составляющие банковскую тайну, могут быть предоставлены только самим клиентам или их представителям, а также представлены в бюро кредитных историй на основаниях и в порядке, которые предусмотрены законом. Государственным органам и их должностным лицам такие сведения могут быть предоставлены исключительно в случаях и порядке, которые предусмотрены законом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ между АО "Тинькофф Банк" (кредитор) и Зяблицкой Н.В. (заемщик) в офертно-акцептной форме заключен кредитный договор ***.
Из содержания представленной стороной истца в материалы дела претензии от ДД.ММ.ГГ, адресованной АО "Тинькофф Банк", следует, что Зяблицкая Н.В. просит предоставить копию кредитного договора *** от ДД.ММ.ГГ, копию приложений к указанному договору, копию графика платежей, расширенную выписку по лицевому счету с момента заключения договора до момента получения претензии, кроме того, претензия содержит требование произвести перерасчет задолженности и расторгнуть кредитный договор (л.д.6).
Согласно ответу АО "Тинькофф Банк" от ДД.ММ.ГГ, адресованному Зяблицкой Н.В., между Банком и Зяблицкой Н.В. заключен договор кредитной карты. Составными частями заключенного договора являются подписанное Зяблицкой Н.В. заявление - анкета, тарифы по тарифному плану, указанному в заявлении - анкете, и Условия комплексного банковского обслуживания. В соответствии с условиями договора кредитной карты на имя Зяблицкой Н.В. выпущена персонифицированная кредитная карта. При заключении договора кредитной карты Зяблицкой Н.В. предоставлена информация о существенных условиях договора, о порядке формирования и погашения задолженности по нему, о размере установленного лимита задолженности по кредитной карте, об оказываемых Банком услугах и осуществляемых с помощью кредитной карты операциях. В Тарифах Банка содержится информация о платности оказываемых Банком дополнительных услуг, размере комиссий за совершаемые операции по
кредитной карте. Своей подписью в заявлении - анкете Зяблицкая Н.В. подтвердила факт ознакомления с Тарифами Банка, а также Условиями комплексного банковского обслуживания. На официальном сайте Банка в сети Интернет www.tinkoff.ru возможно ознакомиться со всей необходимой информацией по договору кредитной карты, в том числе с Условиями комплексного банковского обслуживания. С информацией о тарифном плане, счет-выписками по договору, а также с информацией о дополнительных услугах, оказываемых в рамках заключенного договора, возможно ознакомиться с использование бесплатного сервиса Интернет - Банк. Для получения дополнительной информации по договору необходимо обратиться в центр обслуживания клиентов Банка с соответствующим заявлением. На момент заключения договора кредитной карты Зяблицкая Н.В. проинформирована о полной стоимости кредита. Банком ежемесячно направлялись счета-выписки - документы, содержащие информацию об операциях, совершенных Зяблицкой Н.В. по кредитной карте, комиссиях/платах/штрафах, процентах по кредиту в соответствии с Тарифами Банка, задолженности по договору, лимите задолженности, а также сумме минимального платежа и иную информацию по договору.
К указанному ответу АО "Тинькофф Банк" приложена копия заявления-анкеты на оформление кредитной карты Зяблицкой Н.В. от ДД.ММ.ГГ.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что вся необходимая и достоверная информация по оказанной истцу финансовой услуге была предоставлена ответчиком до заключения кредитного договора; истребуемая истцом информация не направлена на обеспечение возможности правильного выбора услуги; истец не лишена возможности обратиться с иском, направленным на защиту ее прав, вытекающих из кредитного договора; у ответчика отсутствовала возможности произвести идентификацию заемщика.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции, соответствующими закону и фактическим обстоятельствам дела.
По смыслу абз. 4 п. 2 ст. 10 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" при предоставлении кредита потребитель имеет право знать размер кредита, полную сумму, подлежащую выплате, график погашения этой суммы, а также размер своей задолженности перед банком, сумму уплаченных процентов, предстоящих платежах.
Вместе с тем, истцом в нарушение положений ст. ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено доказательств нарушения ответчиком его права на получение информации, гарантированное, в том числе, положениями ст. 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Кроме того, содержащееся в претензии требование потребителя о предоставлении документов не могло быть исполнено ответчиком в полном объеме, поскольку у последнего отсутствовала возможность идентификации клиента, как того требуют положения п. 2 ст. 857 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 395-1 "О банках и банковской деятельности", предусматривающие гарантию тайны банковского счета, операций по счету и сведений о клиенте.
Судебная коллегия учитывает, что необходимая и достоверная информации по оказываемой финансовой услуге (предоставлении кредита), обязательность предоставления которой установлена ст. 10 Закона Российской Федерации от 07 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", доведена до истца и предоставлена ему при заключении кредитного договора. Оснований не доверять сведениям, содержащимся в ответе АО "Тинькофф Банк" от ДД.ММ.ГГ, адресованному Зяблицкой Н.В., у судебной коллегии не имеется. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Доводы жалобы сводятся к описанию последовательности рассмотрения иного дела о привлечении к административной ответственности банка в различных инстанциях Арбитражного суда, и значения для разрешения настоящего спора не имеют.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено. Изложенные в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают и не свидетельствуют о наличии предусмотренных законом оснований для отмены решения, в связи с чем, жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Зяблицкой Н. В. на решение Смоленского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.