Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Явкиной М.А.,
судей Храмцовой В.А., Сачкова А.Н.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика администрации г.Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 апреля 2016 года по делу по иску
Б.Е.Н. к администрации города Бийска Алтайского края о признании права на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, возложении обязанности по включению в списки лиц на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома.
Заслушав доклад судьи Храмцовой В.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Б.Е.Н. обратилась в суд с иском, сославшись в его обоснование на то, что жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" находился в зоне затопления в результате чрезвычайной ситуации, вызванной весеннее-летним паводком 2014 года. На обращение с просьбой произвести социальную выплату для проведения капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года администрация "адрес" отказала ей, мотивировав тем, что срок для обращения с заявлением пропущен, поскольку заявление подано ДД.ММ.ГГ, в связи с чем отсутствуют основания для включения в список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилья.
С решением администрации она не согласна, поскольку срок подачи заявления, указанный в постановлении администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края" (далее-Порядок) не является пресекательным, так как положения Порядка не содержат данных о том, что по истечение 30 дней, гражданин имеет право подать заявление на получение социальной выплаты, а также не содержит положений о том, что делать гражданину в случае пропуска и порядка его восстановления.
Акт обследования поврежденного жилого помещения администрацией г.Бийска составлен в ДД.ММ.ГГ года. В этот же период истцом написано заявление на получение материальных выплат на проведение капитального ремонта. О том, что в последующем принят Порядок ее никто не информировал. Кроме того, истцу не было сообщено о том, что она не была включена в списки лиц, имеющих право на получение материальной помощи на проведение капитального ремонта пострадавшего жилого помещения.
В ДД.ММ.ГГ в устной форме истцу предложено написать повторное заявление о включении истца в списки лиц, имеющих право на получение социальных выплат. Истец обратилась с данным заявлением ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ получен отказ в получении выплаты на проведение капитального ремонта.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 26 апреля 2016 года исковые требования удовлетворены.
Признано за Б.Е.Н. право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года.
На администрацию "адрес" возложена обязанность включить Б.Е.Н. в список граждан на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края в ДД.ММ.ГГ года.
Возвращена Б.Е.Н. государственная пошлина в размере "данные изъяты" руб.
В апелляционной жалобе ответчик администрация г.Бийска просит отменить решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование доводов жалобы указано на то, что Б.Е.Н. обратилась ДД.ММ.ГГ с заявлением о включении ее в список граждан, жилые помещения которых требуют ремонта. Пунктом 4 Порядка установлено, что гражданин вправе подать в администрацию городского округа в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта.
Первоначальное заявление Б.Е.Н. не имеет отношение к заявлению указанному в утвержденном Порядке, так как на момент подачи истицей заявления в ДД.ММ.ГГ году отсутствовали нормативно-правовые акты предусматривающие предоставление социальных выплат связанных с проведением капитального ремонта собственниками поврежденных жилых помещений.
Допустимых доказательств уважительности пропуска срока истицей в материалы дела не представлено, кроме того истец поясняла, что узнала о подаче заявлений в ДД.ММ.ГГ года.
В отзыве на апелляционную жалобу истец просила оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежащим образом, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для рассмотрения гражданского дела в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч.1 ст.327-1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Согласно ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций (п.1). Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст.29 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 года N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ).
Постановлением администрации Алтайского края N254 от 29 мая 2014г. в связи с обильными осадками, выпавшими в Республике Алтай и юго-восточных районах Алтайского края, значительным повышением уровня воды в верховьях рек Бия, Катунь, Чарыш и Ануй, превышением критических отметок уровня воды в реках в Бийском, Красногорском, Краснощековском, Солонешенском, Солтонском, Чарышском муниципальных районах и г. Бийске с 29 мая 2014г. введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 10 сентября 2014 года N Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от 07 мая 2015 года N 447 утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий:
а) по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения;
б) по предоставлению средств балансодержателям на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, находящегося в государственной собственности;
в) по предоставлению средств бюджетам муниципальных образований на реализацию мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда.
В целях реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, постановлением администрации Алтайского края от 17.06.2015 N234 утвержден Порядок предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края (далее Порядок), определяющий правила выплаты денежных средств собственникам жилых помещений на проведение капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года.
В соответствии с п.4 Порядка право на получение социальной выплаты имеют граждане, отвечающие в совокупности следующим условиям:
являющиеся собственниками поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
проживавшие в населенных пунктах, подвергшихся паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации;
не имеющие другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющие другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводка и требующее проведения капитального ремонта, на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты;
включенные в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, и требуют проведения капитального ремонта.
При отсутствии гражданина в вышеназванном списке и наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края (далее - "орган местного самоуправления") в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта. К заявлению прилагается акт обследования поврежденного жилого помещения в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории Алтайского края.
Решение об отказе во включении собственника(ов) в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года, принимается при отсутствии оснований, предусмотренных абзацами вторым - четвертым настоящего пункта, а также в связи с пропуском срока, указанного в абзаце шестом настоящего пункта.
Согласно пункта 7 Порядка для получения социальной выплаты граждане подают в орган местного самоуправления по месту нахождения поврежденного жилого помещения в том числе заявление о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения по форме, установленной уполномоченным органом.
Таким образом, приведенные выше нормативные положения устанавливают обязательные условия, при соблюдении которых могут быть предоставлены меры социальной поддержки в форме выплаты денежных средств для проведения капитального ремонта жилого помещения.
Приказом Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края от 22.06.2016 N 478 разработаны и утверждены необходимые формы документов. Форма заявления о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, утверждена в Приложении N4 к приказу Главного управления.
Разрешая спор, суд установил, что жилой дом по адресу: "адрес" Алтайского края в период весеннее-летнего паводка, произошедшего в ДД.ММ.ГГ года на территории г.Бийска Алтайского края, находился в зоне затопления, что подтверждается справкой, выданной МКУ "Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуация и пожарной безопасности администрации города Бийска".
Факт проживания истца по данному адресу на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года подтверждается копией домовой книги (л.д.12-15).
Спорный жилой дом принадлежал К.Н.Я. на основании договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке (л.д. 61).
Согласно п.2 ст.218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Пунктом 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012г. N9 "О судебной практике по делам о наследовании" разъяснено, что наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества. Исключения из общего правила предусмотрены в статьях 6, 7, 8 и 8.1 Федерального закона "О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации".
К.Н.Я., приходящийся Б.Е.Н. отцом, умер ДД.ММ.ГГ, что подтверждается свидетельством о смерти.
Поскольку наследство открылось до введения в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации (1 марта 2002г.), то наследственные правоотношения регулируются положениями Гражданского кодекса РСФСР.
В силу ст.534 ГК РСФСР каждый гражданин может оставить по завещанию все свое имущество или часть его (не исключая предметов обычной домашней обстановки и обихода) одному или нескольким лицам, как входящим, так и не входящим в круг наследников по закону, а также государству или отдельным государственным, кооперативным и другим общественным организациям.
В соответствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник должен его принять (п. 1).
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал нотариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии наследства (п.2).
Указанные в настоящей статье действия должны быть совершены в течение шести месяцев со дня открытия наследства (п.3).
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со времени открытия наследства (п. 5).
Аналогичные положения содержатся в ст.1142, 1151,1153,1154 ГК РФ.
ДД.ММ.ГГ Б.Е.Н. обратилась в нотариальную контору с заявлением о принятии наследства в виде жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", в "адрес" Алтайского края.
ДД.ММ.ГГ истцу выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию (л.д.9).
Из указанного можно сделать вывод о том, что истец фактически приняла наследство с момента открытия наследства, на момент возникновения чрезвычайной ситуации, жилой дом по адресу: "адрес", в "адрес" Алтайского края принадлежал истцу на праве собственности.
ДД.ММ.ГГ Б.Е.Н. обратилась в администрацию "адрес" с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в мае-июне 2014 года (л.д.36).
ДД.ММ.ГГ истец обратилась повторно с аналогичным заявлением (л.д.76).
ДД.ММ.ГГ администрацией "адрес" истцу дан ответ об отказе во включении ее в список граждан на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, в связи с пропуском срока (л.д.7).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа всех полученных доказательств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, так как срок подачи заявления, установленный п.4 Порядка истцом не пропущен, поскольку первоначально поданное заявление датировано ДД.ММ.ГГ.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а также представленным в суд доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
В качестве основания к отмене решения и отказе в удовлетворении исковых требований ответчик ссылается на то, что первоначально поданное истцом заявление не относится к заявлению, указанному в Порядке, поскольку в ДД.ММ.ГГ году отсутствовали нормативно-правовые акты, предусматривающие предоставление социальных выплат связанных с проведением капитального ремонта собственниками поврежденных жилых помещений.
Вместе с тем, данные доводы судебная коллегия находит несостоятельными по следующим основаниям.
Посланием Президента Российской Федерации Путина В.В. от 10.09.2014 N пр-2166 Правительству Российской Федерации предписано обеспечить выделение в 2014-2015 годах средств из федерального бюджета бюджету Алтайского края на капитальный ремонт жилищного фонда, пострадавшего в результате паводка и оказать содействие органам исполнительной власти субъекта в оценке ущерба и оформлении необходимых документов. Органам исполнительной власти Алтайского края предписано ускорить работу по оценке ущерба и оформлению документов, необходимых для проведения капитального ремонта жилых домов, пострадавших от паводка 2014 года в срок до 01.10.2014.
На основании указанного поручения разработана дорожная карта по подготовке документов по капитальному ремонту домов, пострадавших в результате паводка, который представляет собой пошаговый план мероприятий, действий органов местного самоуправления.
Согласно указанной дорожной карте администрации муниципальных образований организуют комиссионное обследование домов, пострадавших в результате паводка, принимают заявления граждан о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного жилого помещения согласно приложению номер 2, обеспечивают подготовку списка граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах, требующих капитального ремонта. По каждому дому (семье) к списку прилагаются документы, подтверждающие право собственности на дом (свидетельство о гос. регистрации или выписка из домовой книги, или выписка из документов технической инвентаризации, или иные документы).
Список граждан должен быть утвержден руководителем органа местного самоуправления.
Установлен срок для принятия заявлений до ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, во исполнение данных актов Б.Е.Н. ДД.ММ.ГГ правомерно подано заявление о предоставлении мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка в ДД.ММ.ГГ года и принято администрацией г.Бийска (л.д.36). Срок, установленный в п.4 Порядка истцом не нарушен. Доводы жалобы об отсутствии на момент подачи заявления в 2014 году нормативно-правовых актов, предусматривающих предоставление социальных выплат связанного с проведением капитального ремонта поврежденных жилых помещений, судебная коллегия отклоняет, поскольку право истца на получение спорной выплаты подтверждается представленными материалами дела, в то время как принятый ДД.ММ.ГГ Порядок распространяет свое действие на спорные правоотношения.
Также судебная коллегия учитывает положение абз. 2 п. 12 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.2015 N 447 "О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации", согласно которому при наличии потребности в не использованном в текущем финансовом году остатке трансфертов указанный остаток в соответствии с решением Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации может быть использован субъектом Российской Федерации в очередном финансовом году на те же цели в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, для осуществления расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются трансферты.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что Б.Е.Н. имеет право на меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на проведение капитального ремонта жилых помещений, поврежденных в результате паводка ДД.ММ.ГГ года, в связи с повреждением жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в свою очередь права ответчика в данном случае не нарушаются, поскольку, как указано выше, администрация "адрес" имеет право использовать остатки трансфертов прошлого года в очередном финансовом году.
Иные доводы апелляционной жалобы в данном случае не имеют правового значения.
Руководствуясь ч.1 ст.327.1, ст.328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика администрации города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 26 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.