Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Варнавского В.М.,
судей Дмитриевой О.С., Кавуновой В.В.,
при секретаре Горской О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 апреля 2016 года по делу
по иску И.М.С. к комитету жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула, администрации г.Барнаула о признании права собственности на квартиру.
Заслушав доклад судьи Дмитриевой О.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.М.С. обратился в суд с иском к администрации г.Барнаула о признании права собственности на квартиру.
В обоснование исковых требований указал, что жилое помещение по адресу: "адрес" предоставлено И.М.С. по договору найма от ДД.ММ.ГГ в качестве служебного Государственной филармонией Алтайского края. Истец проживает и зарегистрирован по указанному адресу с ДД.ММ.ГГ, оплачивает коммунальные услуги. Полагает, что имеет право на приватизацию данного жилого помещения. Отсутствие вселительного ордера не может являться препятствием для приватизации. В настоящее время реализовать свое право на приватизацию истец имеет возможность только в судебном порядке, поскольку сведения о правообладателе спорного жилого помещения отсутствуют.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать за ним право собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
На стадии подготовки дела к судебному разбирательству судом к участию в деле привлечены КЖКХ г.Барнаула в качестве соответчика, Государственная филармония Алтайского края - в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования.
Решением Центрального районного г.Барнаула Алтайского края от 27 апреля 2016 года исковые требования И.М.С. удовлетворены.
Признано право собственности И.М.С. на квартиру, расположенную по "адрес" в "адрес", общей площадью *** кв.м.
В апелляционной жалобе ответчик КЖКХ г.Барнаула просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ответчик указывает, что правовые основания для признания за истцом права собственности на жилое помещение по адресу: "адрес" отсутствуют. И.М.С. было предоставлено служебное жилое помещение, состоящее из койкоместа в служебной квартире. В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений. Не подлежат приватизации служебные жилые помещения (ст.4 Закона). Приватизации подлежит только изолированное жилое помещение (квартира или комната), поскольку по смыслу ч.2 ст. 62 Жилищного кодекса Российской Федерации неизолированное жилое помещение не может быть самостоятельным предметом договора социального найма.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель истца Р.А.Б. просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца Р.А.Б. возражал против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с п. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГ между Государственной филармонией Алтайского края, в лице директора К.В.А., действующего на основании Устава организации, и И.М.С. заключен договор найма жилого помещения, согласно которому И.М.С. предоставлено по договору найма жилое служебное помещение, состоящее из одного койкоместа в служебной квартире общей площадью *** кв.м., в том числе жилой - *** кв.м., по адресу: "адрес".
Согласно выписке из домовой книги по "адрес", представленной ТСЖ "ДОМ" от ДД.ММ.ГГ, в спорном жилом помещении зарегистрирован И.М.С., ДД.ММ.ГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГ.
Согласно информации, предоставленной Комитетом по управлению муниципальной собственной г.Барнаула, ТУ Росимущества в Алтайском крае, управлением Росреестра спорное жилое помещение в реестрах государственной или муниципальной собственности отсутствует, право собственности на жилое помещение не зарегистрировано.
Из ответа КАУ "Государственная филармония Алтайского края" на запрос суда следует, что в архивах отсутствуют документы на жилое помещение по "адрес".
Письмом КЖКХ г.Барнаула от ДД.ММ.ГГ ***пр И.М.С. было отказано в передаче в собственность в порядке приватизации спорного жилого помещения.
В соответствии со ст. 2 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В силу ст. 4 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации служебные жилые помещения.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").
В силу статей 8, 11 Закона Российской Федерации от 04 июля 1991 года N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз; в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 101 Жилищного кодекса РСФСР предусматривалось, что служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
В силу ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, причем в качестве таковых используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, установленном уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных законом. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом.
Согласно ст. 93 Жилищного кодекса Российской Федерации, действующего с 01 марта 2005 года, служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в п. 41 постановления N 14 от 02.07.2009 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42.
Как верно указал суд первой инстанции, сведений о наделении квартиры по указанному выше адресу статусом служебной в порядке, установленном Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 N 42, в материалы дела не представлено. Как и не представлено доказательств принятия компетентным органом решения об использовании жилого помещения в качестве специализированного в период действия Жилищного кодекса РСФСР.
В связи с чем судом первой инстанции, с учетом анализа фактических обстоятельств дела, вышеуказанных положений правовых норм, сделан обоснованный вывод об удовлетворении исковых требований И.М.С.
Исходя из вышеизложенного, довод апелляционной жалобы о невозможности приватизации спорной квартиры в связи с наличием у нее статуса служебного жилья не основан на фактических обстоятельствах дела, предоставленных сторонами доказательствах и толковании норм материального права,
Ссылка в жалобе на то, что спорное жилое помещение не является изолированным и поэтому не подлежит приватизации, не принимается во внимание судебной коллегией.
Согласно техническому паспорту от ДД.ММ.ГГ (л.д. 44-48) жилое помещение по адресу: "адрес" является квартирой общей площадью 34,3 кв.м., состоящей из жилой комнаты, коридора, кухни, туалета, ванной комнаты.
Истец один проживает в квартире, что подтверждается выпиской из домовой книги.
Проживая в квартире длительное время, с ДД.ММ.ГГ года, истец исполняет обязанность по оплате за коммунальные услуги, содержание жилья, о чем свидетельствуют платежные документы.
Доводы апелляционной жалобы оснований для отмены или изменения решения суда не содержат. Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определилюридически значимые обстоятельства, дал правовую оценку установленным обстоятельствам и постановилзаконное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. В связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу ответчика Комитета жилищно-коммунального хозяйства г.Барнаула на решение Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 27 апреля 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.