Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
Председательствующего Варнавского В.М.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Шуршиковой Е. Ю. на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Шуршиковой Е. Ю. к администрации "адрес" о признании решения незаконным, включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Заслушав доклад судьи Кавуновой В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шуршикова Е.Ю. обратилась в суд с иском к администрации "адрес", о признании незаконным отказа в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения по "адрес", в мкр. Затон "адрес", включении истца в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес", и в список граждан, жилые помещения которых были повреждены, признаны непригодными для проживания в результате паводка в мае-июне 2014 года и нуждались в ремонте (с учетом уточнений).
В обоснование требований указала, что является собственником жилого дома по "адрес", в мкр. Затон "адрес". В июне 2014 года принадлежащий ей дом пострадал в результате паводка. В предоставлении выплаты на капитальный ремонт дома ей было отказано со ссылкой на наличие еще одного помещения в собственности по "адрес", в городе Барнауле, что послужило основанием для обращения в суд с данным иском.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Шуршиковой Е.Ю. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, в обоснование указывает, что истец имеет право на финансовую поддержку даже при наличии у нее в собственности двух жилых помещений, капитальный ремонт многоквартирного дома по "адрес" в мкр. Затон "адрес" не производился, в связи с чем мера социальной поддержки истцу не предоставлялась.
В возражениях на апелляционную жалобу Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края и Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите считают решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы.
В суде апелляционной инстанции истец Шуршикова Е.Ю. поддержала доводы жалобы, представитель Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите Логачева Ю.А. возражала против удовлетворения жалобы.
Иные лица, участвующие в деле в суд апелляционной инстанции не явились, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы и возражений на жалобу, изучив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Частью 1 статьи 18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" установлено, что граждане Российской Федерации имеют право, в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Данное право основывается на гарантиях, закрепленных в ст. 29 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГ ***-ФКЗ "О чрезвычайном положении".
Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч.2 ст.18 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера").
Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N Пр-2166 постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ *** утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в 2015 году Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
В силу положений пункта 4 Правил предоставление трансфертов осуществляется при выполнении субъектами Российской Федерации следующих условий:
а) наличие утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда с указанием срока подачи гражданами в соответствующий орган субъекта Российской Федерации заявлений о проведении капитального ремонта поврежденного жилищного фонда;
б) наличие списков граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
в) наличие перечня многоквартирных домов, в которых требуется проведение капитального ремонта жилых помещений и (или) общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденного высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по согласованию с территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
В соответствии с п.п. "а" п.5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеют другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Из приведенных выше требований норм права следует, что право граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на оказание помощи, законодатель наряду с постоянным проживанием лиц в утраченном (пострадавшем) жилом помещении и регистрацией в нем, связывает с нуждаемостью гражданин в жилом помещении, то есть утраченное жилое помещение для пострадавшего должно быть единственным, что в данном случае опровергается материалами дела.
В результате паводка в мае-июне 2014 года Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий объявлен режим чрезвычайной ситуации на всей территории Алтайского края, в связи с чем Администрацией Алтайского края приняты постановления от ДД.ММ.ГГ *** "О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и от ДД.ММ.ГГ *** "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края".
Как установлено судом и следует из материалов дела, Шуршикова Е.Ю. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес", что подтверждается свидетельством о регистрации права (т.1 л.д.14).
Факт проживания истца по данному адресу на день объявления режима чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года установлен судом и сторонами не оспаривается.
Вышеуказанный жилой дом находился в зоне затопления, что подтверждается справкой территориального управления микрорайона Затон администрации "адрес", от ДД.ММ.ГГ (т.1л.д.13).
ДД.ММ.ГГ Шуршикова Е.Ю. обратилась в администрацию "адрес" Алтайского края с заявлением о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого дома по "адрес", в мкр. Затон, "адрес".
Письмом исх. *** от ДД.ММ.ГГ администрация "адрес" сообщила Шуршиковой Е.Ю., что решением комиссии администрации "адрес" истцу отказано в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поскольку в собственности Шуршиковой Е.Ю. имеется другое жилое помещение пригодное для проживания, расположенное по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес". При этом в указанном доме был произведен капитальный ремонт (т.1 л.д.20-21). Аналогичный ответ был дан истцу при обращении истца в администрацию "адрес" (т.1 л.д. 22-23).
Судом установлено и стороной истца не оспаривалось, что с ДД.ММ.ГГ Шуршикова Е.Ю. является собственником "данные изъяты" в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенной по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес" (т.1 л.д.15).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции на основании анализа всех полученных доказательств, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришел к обоснованному выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований, поскольку на момент возникновения чрезвычайной ситуации в мае-июне 2014 года и на момент обращения с заявлением о предоставлении выплаты Шуршикова Е.Ю. имела в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания.
Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции соглашается, поскольку он соответствует нормам права, регулирующим спорные правоотношения, а также представленным в суд доказательствам, которым суд дал надлежащую оценку.
Доводы жалобы о том, что Шуршикова Е.Ю. не проживала по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес", а лишь являлась собственником "данные изъяты" доли в праве собственности на "адрес" по указанному адресу, не влекут отмену постановленного решения и подлежат отклонению по следующим основаниям.
Выделяемые бюджетные средства предназначены для частичного покрытия расходов и оказания гражданам финансовой помощи на капитальный ремонт в связи с повреждением единственного жилого помещения.
Во всех остальных случаях, при наличии в собственности, либо в пользовании иных жилых помещений, собственники самостоятельно несут бремя восстановления пострадавшего жилого помещения, поскольку оснований для возмещения ущерба за счет средств бюджета Российской Федерации не имеется.
Принимая во внимание, что дом по "адрес" в мкр. Затон не является для истца единственным жилым помещением, принадлежащим ей на праве собственности и пригодным для проживания, ссылка в жалобе на факт проживания истца по данному адресу не опровергает выводов суда, поскольку иное противоречило бы п.п. "а" п.5 Правил предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что из материалов дела усматривается спор о характере выполненных работ в многоквартирном доме, расположенном по адресу: "адрес". При этом характер проведенного ремонта не влияет на правильность выводов суда о том, что право на меры социальной поддержки было реализовано истцом при ремонте дома по адресу: "адрес", мкр. Затон, "адрес".
Иные доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке.
Учитывая, что судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шуршиковой Е. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Судья Запарова Я. Е. Дело ***
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
(резолютивная часть)
ДД.ММ.ГГ "адрес"
Судебная коллегия по гражданским делам "адрес"вого суда в составе:
Председательствующего Варнавского В.М.
судей Кавуновой В.В., Дмитриевой О.С.
при секретаре Горской О. В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Шуршиковой Е. Ю. на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску Шуршиковой Е. Ю. к администрации "адрес" о признании решения незаконным, включении в список граждан на предоставление социальной выплаты для проведения капитального ремонта.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Шуршиковой Е. Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.