Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.
судей Чубукова С.К., Решетниковой И.Ф.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя КЖКХ "адрес" на решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от 13.05.2015г. по делу по иску Хованского Б. А., Хованской Н. В. к Комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес" об оспаривании приказа о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях, постановке на учет.
Заслушав доклад судьи Чубукова С.К., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Хованский Б.А., Хованская Н.В. обратились в суд с исковым заявлением к Комитету жилищно-коммунального хозяйства "адрес" (далее КЖКХ "адрес") об оспаривании приказа о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий среди молодых семей, включении молодой семьи в список нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование требований указали, что приказом от 21.01.2016 *** заместителя председателя КЖКХ "адрес" семья Хованского Б.А. была исключена из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий по программе "Молодая семья".
Основанием исключения из Списка послужила информация Управления Росреестра по Алтайскому краю о том, что Хованский Б.А., Хованская Н.В. имеют в собственности два жилых помещения - квартиру по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119, площадью 34,1 кв.м. и комнату по адресу: "адрес"62, площадью 16,7 кв.м., в связи с чем являются собственниками жилых помещений, общей площадью 50,8 кв.м., что превышает учетную норму на одного члена семьи (12 х 3= 36).
Считают, что данное решение принято КЖКХ "адрес" формально, поскольку ДД.ММ.ГГ в 16-06 час по договору купли-продажи семья Хованского Б.А. продала комнату в квартире по адресу: "адрес"62. В то же день в 16-15 час. семья Хованского Б.А. на основании договора купли-продажи приобрела в собственность квартиру по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119.
По состоянию на 03.08.2015г. семья Хованского Б.А. занимала площадь равную 34,1 кв.м. в квартире по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119, так как комнату по адресу: "адрес"62 передала по акту приема-передачи.
Решением Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от 13.05.2016г. исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит об отмене решения и
отказе в удовлетворении исковых требований, так как истцы являются собственниками двух жилых помещений общей площадью 50, 8 кв.м, что превышает учётную норму на человека в "адрес" (12х3=26).
Представитель ответчика в суд апелляционной инстанции не явился при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела.
Руководствуясь ст.167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав истцов, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия пришла к выводу о том, что решение суда подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует, что семья Хованских состоит из трех человек: Хованского Б.А., Хованской Н.В. несовершеннолетнего ребёнка Хованского А.Б.
При этом в общей совместной собственности Хованской Н.В., Хованского Б.А. находилась комната по адресу: "адрес"62, общей площадью 16,7 кв.м.
и квартира по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119, общей площадью 34,1 кв.м. Приказом Комитета жилищно-коммунального хозяйства "адрес" *** от 21.01.2016г. семья Хованских исключена из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей, поскольку являлись собственниками квартиры по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119, общей площадью 34,1 кв.м., и одновременно имели в собственности комнату по адресу: "адрес"62, общей площадью 16,7 кв.м.
В собственности семьи Хованских находились жилые помещения общей площадью 50,8 кв.м., что превышало учётную норму 36 кв.м.
Суд признал названный приказ незаконным, так как 30.07.2015г., то есть до издания приказа, комната, расположенная по адресу: "адрес" покупателю Шартон О.Г.
В тот же день - 30.07.2015г. после продажи комнаты Хованские приобрели в собственность "адрес", расположенную в "адрес" тракт в "адрес" общей площадью 34,1 кв.м. менее учётной нормы (12х3=36).
Согласно пункта 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище", участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, принятие решений о принятии или об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в настоящее время в соответствии с Положением о комитете жилищно-коммунального хозяйства "адрес", утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ N 694, относится к полномочиям указанного органа.
В силу ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе:
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Согласно п.п. 1 п. 1 Решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГ *** (ред. от ДД.ММ.ГГ) "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле", учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет не более 12 кв. метров общей площади на одного члена семьи.
В соответствии со ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета;
2) утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма;
3) их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
4) получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
6) выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Из содержания оспариваемого приказа следует, что исключение из Списка нуждающихся в улучшении жилищных условий основано на том, что в связи с наличием в собственности семьи двух жилых помещений обеспеченность жилыми помещениями на каждого члена семьи превышала установленную учетную норму.
Вместе с тем материалами дела данное обстоятельство не подтверждается.
На момент рассмотрения заявления Хованского Б.А. декабрь 2015 года - январь 2016 года в собственности семьи находилось одно жилое помещение - квартира по адресу: "адрес", Павловский тракт, 215-119, общей площадью 34,1 кв.м. Учетная норма площади на одного члена семьи исходя из площади указанного жилого помещения не соблюдена (12х 3 = 36 кв.м.).
Основания для учета ранее имевшегося в собственности семьи жилого помещения по адресу: "адрес"62, у ответчика отсутствовали в связи с продажей указанного жилого помещения.
Из содержания искового заявления, пояснений истцов следует, что сделки по
Статьей 53 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Оснований для вывода о намеренном ухудшении жилищных условий не имеется.
Исходя из смысла ст. 53 ЖК РФ, и принимая во внимание положения п. 3 ст. 10 ГК РФ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного намеренного ухудшения жилищных условий, которые могут привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем, т.е. действия, выходящие за рамки разумного и добросовестного осуществления прав участниками гражданских правоотношений.
Указанная позиция неоднократно высказывалась в определениях Конституционного Суда РФ, Верховного Суда Российской Федерации (определения от ДД.ММ.ГГ N 258-О-О, от ДД.ММ.ГГ N 5-КГ14-3, от ДД.ММ.ГГ N 207-КГ13-7).
Из исследованных доказательств следует, что действия по отчуждению Хованскими ранее имевшегося жилого помещения совершены в связи с одновременным приобретением в собственность жилого помещения большей площадью. Таким образом, действия истцов направлены на улучшение жилищных условий.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда "адрес" Алтайского края от 13.05.2016г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.