Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Котликовой О.П.,
судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Д.О.В. к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании бездействия незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе Администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия
установила:
Д.О.В. на праве общей собственности с Д.А.А., Д.А.А. принадлежит 2/3 доли в праве собственности на квартиру, расположенную по адресу: "адрес".
Заключением межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда от ДД.ММ.ГГ *** многоквартирный дом по "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 31.12.2009 N 670-р на основании вышеуказанного заключения межведомственной комиссии многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу; на Управление Администрации города Рубцовска по жилищно-коммунальному, дорожному хозяйству и благоустройству возложена обязанность произвести расселение жителей домов до 31.12.2015г.
Многоквартирный дом по "адрес" включен в Перечень многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу по муниципальному образованию город Рубцовск Алтайского края, являющийся приложением к Муниципальной программе "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Рубцовске" на 2013 - 2016 годы, утвержденной постановлением Администрации города Рубцовска Алтайского края от 20.03.2013г. N 1565.
Д.О.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Рубцовска Алтайского края о признании незаконным бездействия по ненаправлению требования о сносе многоквартирного дома в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации; возложении обязанности по направлению указанного требования. В обоснование указала, что дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, она имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Бездействие органа местного самоуправления по непринятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, установленных ч.10 ст. 32 ЖК РФ, нарушает права административного истца.
Судом к участию в деле заинтересованным лицом привлечено Управление по жилищно-коммунальному и дорожному хозяйству Администрации города Рубцовска.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ бездействие административного ответчика признано незаконным, на Администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность по направлению собственнику квартиры "адрес" требования о его сносе в порядке части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации в течение 10 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
В апелляционной жалобе Администрация города Рубцовска Алтайского края просит отменить решение, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований, в обоснование указывает, что администрацией города в соответствие с распоряжением от 31.12.2009г. N 670-р, постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.2013г. N 178 об утверждении краевой адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы, постановлением Администрации города Рубцовска 20.03.2013г. N 1565 об утверждении муниципальной целевой программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в городе Рубцовске" производится переселение граждан, срок переселения граждан, проживающих в многоквартирном доме "адрес" квартал 2016 года. До окончания переселения граждан, проживающих в данном доме по договорам социального найма, положения части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации применены быть не могут, поскольку требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома могут повлиять на права и обязанности этих граждан. Работа по сносу дома будет проведена по окончании переселения. Действующим законодательством сроки отселения граждан не установлены, поэтому администрацией незаконного бездействия и нарушения прав административного истца не допущено. Также указывает на отсутствие оснований для изъятия земельного участка, так как в отношении территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом, решение о развитии застроенной территории не принято.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежаще, в судебное заседание не явились, об отложении не просили, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии со ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав пояснения представителя административного истца С., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
Таким образом, изъятие жилых помещений осуществляется путем выкупа. Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник жилого помещения силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", предусматривающих переселение граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с жилищным законодательством, имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.
Постановлением Администрации Алтайского края от 26.03.2013г. N 178 утверждена краевая адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда" на 2013-2017 годы. В приложении N 1 к Программе установлен перечень аварийных многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках реализации Программы. Под N 350 в приложении указан многоквартирный дом "адрес"
Согласно разделу 4 Программы одним из направлений реализации мероприятий Программы является выплата лицам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, выкупной цены в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Из содержания положений ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в п.п.20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Судом установлено, что на день обращения в суд с административным исковым заявлением органом местного самоуправления требования о сносе или реконструкции многоквартирного дома в соответствии со ст.32 ЖК РФ Д.О.В., как собственнику жилого помещения, не направлялось. Ненаправление длительное время с момента признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу собственнику жилого помещения требования, предусмотренного ч.10 ст.32 ЖК препятствует административному истцу реализовать право выбора способа обеспечения его жилищных прав.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования Д.О.В.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны Администрации города Рубцовска в связи с тем, что требования о сносе подлежат предъявлению только после расселения граждан, проживающих в данном доме по договорам социального найма, отклоняются ввиду несостоятельности.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержат норм, ставящих в зависимость начало процедуры, предусмотренной ч.10 ст.32 названного Кодекса, от расселения граждан, проживающих в нем, и сноса дома.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая истцу квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения прав собственников жилых помещений, проживающих в таких домах, с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Отсутствие в законе сроков, в течение которых органу местного самоуправления надлежит направить собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, сроков, регламентирующих последующее принятие решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, а также сроков, в течении которых должны быть расселены граждане, проживающие в данном многоквартирном жилом доме, не освобождает административного ответчика от возложенной на него обязанности.
Ссылки в жалобе на отсутствие оснований для изъятия земельного участка, так как в отношении территории, на которой расположен многоквартирный жилой дом, решение о развитии застроенной территории не принято, несостоятельны, поскольку часть 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации не содержит таких ограничений.
В связи с изложенным доводы апелляционной жалобы не могут являться основанием к отмене решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного ответчика, выраженную им при рассмотрении дела судом первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 18 февраля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации города Рубцовска Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.