Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кулеш О.А.,
судей Зацепина Е.М., Соболевой С.Л.,
при секретаре Усачевой К.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административных истцов Шиченко В.А., Шиченко А.В., Шиченко И.Ю. на решение Завьяловского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2016 года по делу по административному исковому заявлению Шиченко В.А., Шиченко А.ВУ., Шиченко И.Ю. об оспаривании действий Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите.
Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шиченко В.А., Шиченко А.В., Шиченко И.Ю. обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите.
Требования мотивированны тем, что семья Шиченко А.В. состоит в списке на получение субсидии по Алтайскому краю как граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. 13 января 2016 года сотрудник Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите Коробкова Г.И. пояснила, что семья Шиченко А.В. в сводном списке на "данные изъяты" Однако в сводном списке на 2015 год семья Шиченко А.В. состояла под номером "данные изъяты" Согласно письменному ответу Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от ДД.ММ.ГГ ***/ "данные изъяты" порядковый номер очереди вновь поменялся в сторону убывания - ***. По мнению административных истцов, у административного ответчика не имелось законных оснований для перемещения семьи Шиченко А.В. в сводном списке, так как инвалидность граждан, стоящих в списке перед Шиченко А.В., наступила не на производстве, как того требует ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ, а наступила на территории Алтайского края и является инвалидностью по общим основаниям. На основании изложенного Шиченко В.А., Шиченко А.В., Шиченко И.Ю. просили признать незаконными действия Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите по перемещению семьи Шиченко А.В. в краевых списках в сторону убывания.
Решением Завьяловского районного суда Алтайского края от 25 апреля 2016 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Шиченко В.А., Шиченко А.В., Шиченко И.Ю. просят решение суда отменить и принять по делу новое об удовлетворении заявленных требований. В обоснование ссылаются на нарушение судом установленного ст. 141 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации срока рассмотрения административных дел. Указывают, что судом не дана оценка обстоятельствам изменения порядкового номера очереди семьи Шиченко А.В., не установлено, имеют ли граждане, стоящие в списках перед Шиченко А.В., именно ту инвалидность, которая дает право на получение жилищных субсидий. По запросу суда была предоставлена книга учета по "адрес" с искаженными фактами.
Дополнительно административными истца подано ходатайство об истребовании оригиналов: ответа "адрес" от ДД.ММ.ГГ N "данные изъяты"; справки Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите от ДД.ММ.ГГ *** "данные изъяты" о результатах проверки "адрес" с перечнем проверенных учтенных дел; ответа Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний от ДД.ММ.ГГ ***/ПОГ/2108; книг учета, изготовленных "адрес" ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ, а также о назначении по делу почерковедческой экспертизы по установлению факта подлога должностными лицами заявления Шиченко А.В. в учетное дело граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, по "адрес".
Обсудив ходатайство, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оно удовлетворению не подлежит. В соответствии с ч. 2 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации новые доказательства могут быть приняты только в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине. В данном случае административными истцами не представлены доказательства тому, что они были лишены возможности представить вышеуказанные доказательства или ходатайствовать об их истребовании в суде первой инстанции. Кроме того, данные ходатайства направлены на проверку надлежащего ведения администрацией "адрес" учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, на территории "адрес", в частности отсутствия до 2016 года книги учета указанных граждан, а также на проверку факта постановки административных истцов на учет с ДД.ММ.ГГ. Между тем данные обстоятельства не имеют значения для правильного разрешения настоящего дела, поскольку административными истцами оспариваются действия Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите по перемещению семьи Шиченко А.В. в краевых списках в сторону убывания в связи с включением в список участников программы в первую очередь граждан - инвалидов I и II групп.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что Сводные списки граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2016 год составлены Главным управлением в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с требованиями законодательства.
Судебная коллегия признает данные выводы суда обоснованными, поскольку они соответствует положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.
Статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
В соответствии со ст. 2 указанного Федерального законаесли иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, устанавливается следующая очередность предоставления жилищных субсидий:
в первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам;
в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам.
Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий. В случае изменения условий, на основании которых граждане были поставлены на данный учет, им предоставляются жилищные субсидии в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления жилищных субсидий определяется с момента возникновения права на переход в другую установленную настоящей статьей категорию граждан).
Граждане, указанные в части первой настоящей статьи и принятые на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют право на получение жилищных субсидий в соответствии с имеющейся очередностью для каждой категории граждан.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей"право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом.
Порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с Федеральным законом"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" либо право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение жилых помещений в соответствии с Федеральным законом"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из закрывающихся населенных пунктов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"установлен Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года N 879 (далее - Положение).
В силу п. 20 Положения очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности).
Согласно п. 17 Положения одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по форме согласно приложению N 3(списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья) по следующим категориям граждан:
а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);
б) пенсионеры;
в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
г) работающие граждане;
д) граждане, выезжающие из населенных пунктов (в том числе из городов, поселков), с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании решений органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.
Пунктом 19 Положения предусмотрено, что органы местного самоуправления, наделенные согласно пункту 3 настоящего Положения соответствующими полномочиями, ежегодно утверждают указанные в пункте 17 настоящего Положения списки и до 1 февраля направляют их заверенные копии в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы"Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153"О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" (далее - Порядок).
В соответствии с подп. "з" п. 5 Порядка право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющие право на получение социальной выплаты в соответствии с Федеральным законом"О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Согласно п. 24 Порядка в целях организации работы по выдаче сертификатов в планируемом году формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.
Для включения в такой список гражданин - участник подпрограммы в период с 1 января по 1 июля года, предшествующего планируемому, представляет в орган местного самоуправления, в котором находится его учетное дело, заявление о выделении сертификата в планируемом году.
Орган местного самоуправления до 1 августа года, предшествующего планируемому, формирует список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, с разбивкой по категориям граждан, предусмотренным в пункте 5 настоящих Правил, и представляет его в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Список формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. При этом список граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, формируется также в соответствии с очередностью, устанавливаемой с учетом положений статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Таким образом, действующим законодательством установлена очередность предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в соответствии с которой формируются списки граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья (до 01 февраля), а также список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году (до 1 августа). При этом последний список формируется в соответствии с указанной очередностью из лиц, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья.
Как следует из материалов дела, административные истцы были включены в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2014 год во вторую очередь (пенсионеры) под номером 76, в аналогичную программу на 2015 год - во вторую очередь (пенсионеры) под номером 52, на 2016 год - во вторую очередь (пенсионеры) под номером 55.
Административными истцами оспариваются действия по перемещению их в списках в сторону убывания.
Из вышеуказанных списков усматривается, что административные истцы были перемещены в Сводном списке на 2016 год в сторону убывания в связи с изменением порядковых номеров, так как в список граждан первой очереди были включены граждане, ранее не стоявшие в этой очереди.
Так, в Сводном списке на 2015 год в первую очередь включены: ФИО.
В Сводном списке на 2016 год в первую очередь включены: ФИО
Включение в Сводный список граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю в первую очередь вышеперечисленных граждан само по себе не противоречит порядку формирования очередности, установленному ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", п. 20 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установленной статьей 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
То обстоятельство, что согласно справкам, представленным по запросу краевого суда, инвалидность перечисленным гражданам установлена вследствие общего заболевания, не свидетельствует об отсутствии у них права на получение жилищных субсидий и на включение их в первую очередь, поскольку таких ограничений действующее законодательство не содержит.
Доводы административных истцов о том, что право на получение жилищных субсидий в порядке первой очереди имеют только те инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья, основаны на неправильном толковании положений ст. 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Так, данной нормой для инвалидов I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет менее пятнадцати календарных лет, предусмотрена возможность получения жилищной субсидии посредством отмены для них ограничения по стажу работы, закрепленного в качестве одного из требований в абзаце первом части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей". Такое толкование соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 22 апреля 2014 года N 916-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Рустамбекова Сергея Кадырбековича на нарушение его конституционных прав абзацем вторым части первой статьи 1 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Кроме того, из вышеприведенных норм усматривается, что Главным управлением Алтайского края по труду и социальной защите Сводный список формируется на основании списков, сформированных органами местного самоуправления, в которых находится учетное дело, из граждан, подавших заявление о выделении сертификата в планируемом году. При этом предоставление органами местного самоуправления иных документов законодательством не предусмотрено. То есть судом правильно указано на то, что действия Главного управления по составлению указанных списков не являются действиями по перемещению Шиченко А.В. в сводных списках в сторону убывания, данными действиями Главного управления лишь сведены в один общий список списки граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, предоставленные органами местного самоуправления Алтайского края.
Помимо изложенного, судом первой инстанции правильно указано на отсутствие нарушения прав административных истцов.
Согласно ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации незаконным могут быть признаны такие решения, действия (бездействие), которые не соответствуют нормативным правовым актам и нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, нарушение прав и свобод заявителя, необходимость в восстановлении нарушенных прав является обязательным основанием для удовлетворения заявления о признании незаконными действий (бездействия) и решений органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.
Федеральным законом от 14 декабря 2015 года N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" на осуществление социальных выплат для приобретения жилья гражданам, выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 год в соответствии с федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы Алтайскому краю выделено 2 645,9 тыс. руб.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2016 года N 156-р "О графике выпуска и распределения в 2016 году государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" Алтайскому краю выделены денежные средства на предоставление жилищных субсидий в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в размере 2 645,9 тыс. руб. (1 сертификат).
Исходя из данных фактов, Шиченко А.В., независимо от изменения его номера в сводных списках с 52 на 56, в 2016 году не мог являться получателем субсидии на приобретение жилья в связи с ограниченным объемом денежных средств, выделяемым на осуществление выплат субсидий в рамках федеральной программы "Жилище".
Сводные списки лиц, желающих участвовать в указанной программе в 2017 году, будут составлены Главным управлением в текущем году.
При таких обстоятельствах действиями Главного управления по составлению сводных списков на 2016 год права Шиченко А.В., Шиченко В.А., Шиченко И.Ю. не нарушены.
Под номером 56 Шиченко А.В. внесен в список граждан, выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01 января 1992 года, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по Алтайскому краю, по состоянию на 02 февраля 2016 года, который не является Сводным списком граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю на 2017 год, соответственно, сам по себе не влечет предоставление государственного жилищного сертификата и поэтому прав административных истцов не нарушает.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований отказано правомерно.
Указание в жалобе на нарушение срока рассмотрения дела не может свидетельствовать о принятии неправильного решения, в связи с чем в силу ч. 4 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не влечет отмену решения.
Ссылки в жалобе на то, что представленная суду книга регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, по Завьяловскому району, в которую под N 1 внесены Шиченко А.В., Шиченко И.Ю., Шиченко В.А., является подложной, во внимание не принимаются, поскольку не подтверждают нарушение порядка формирования Сводного списка граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" по Алтайскому краю.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Завьяловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Шиченко В.А., Шиченко А.В., Шиченко И.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.