Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мокрушиной В.П.,
судей Бакланова Е.А., Ковалюк Л.Ю.,
при секретаре Усачевой К.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика отдела военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 20 мая 2016 года
по делу по административному исковому заявлению П. к отделу военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району об оспаривании решения призывной комиссии о признании непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, возложении обязанности выдать военный билет.
Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
П. обратился в суд с административным исковым заявлением к отделу военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району о признании незаконным решения призывной комиссии о признании его непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований; возложении обязанности выдать военный билет с формулировкой решения "О зачислении в запас".
В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГ он обратился в отдел военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району для зачисления его в запас и выдачи военного билета. ДД.ММ.ГГ военной комиссией принято решение о признании его непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, зачислении в запас. На основании данного решения ДД.ММ.ГГ ему была выдана справка взамен военного билета. Данное решение и факт выдачи справки взамен военного билета, по мнению административного истца, являются незаконными, поскольку после получения гражданства Российской Федерации в июле 2009 года он не имел возможности встать на воинский учет, так как не был зарегистрирован по месту жительства или месту пребывания, а также трудоустроен. Фактически работал и проживал в Республике Казахстан. ДД.ММ.ГГ при регистрации по месту жительства по адресу: "адрес" ему не выдали направление в военкомат для постановки на воинский учет. Кроме того, оспариваемое решение противоречит п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, поскольку он к 01 января 2014 года уже достиг возраста 27 лет и призыву на военную службу не подлежал. В отношении него следовало принять решение о зачислении в запас и выдаче военного билета с формулировкой решения "О зачислении в запас". Военный билет является документом персонального воинского учета, удостоверяющим личность и правовое положение военнослужащего, а для гражданина, пребывающего в запасе, его отношение к исполнению воинской обязанности. Военный билет необходим для трудоустройства.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 20 мая 2016 года административные исковые требования П. удовлетворены. Решение призывной комиссии отдела военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району от ДД.ММ.ГГ признано незаконным в части признания П. непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. На отдел военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району возложена обязанность выдать П. взамен "Справки взамен военного билета" от ДД.ММ.ГГ *** военный билет установленного образца с формулировкой решения по вопросу призыва на военную службу "О зачислении в запас".
В апелляционной жалобе отдел военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. В обоснование указано на то, что заключение призывной комиссии в отношении П. принято в полном соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, в редакции, действующей на момент обращения П. в отдел военного комиссариата. Решение принято коллегиально, полномочным составом. Фактически истец был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес" с ДД.ММ.ГГ год, исходя из чего до наступления возраста 27 лет (до ДД.ММ.ГГ) у него было 4 месяца для обращения в отдел военного комиссариата по месту регистрации, вместе с тем он обратился в отдел военного комиссариата лишь ДД.ММ.ГГ, по достижении им возраста 29 лет. Представители призывной комиссии на судебное заседание приглашены не были.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации апелляционную жалобу возможно рассмотреть в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, проверив административное дело в полном объеме в соответствии с ч. 1 ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда первой инстанции без изменения.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на нем и не пребывающие в запасе (п. 1 ст. 22 названного Федерального закона).
В силу п. 2 ст. 22 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" на военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу.
Вступившим в силу с 01 января 2014 года Федеральным законом от 02 июля 2013 года N 170-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" дополнена п. 1.1, в соответствии с которым при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации.
В силу п. 34 данного Положения при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Из анализа приведенных правовых норм следует, что зачисление в запас состоящего (не состоящего, но обязанного состоять) на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, и не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, может иметь место только при наличии данных о непрохождении военной службы без законных оснований после 01 января 2014 года. При утрате статуса призывника к 01 января 2014 года в отношении такого гражданина возможность вынесения призывной комиссией заключения о том, что он не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, отсутствует.
Как установлено судом первой инстанции и усматривается из материалов дела, в соответствии с выпиской из протокола *** от ДД.ММ.ГГ, П., "данные изъяты" года рождения, по данным учетно-алфавитной книги призывников на воинском учете в отделе ВКАК по Локтевскому району не состоит, проживал в Республике Казахстан, получил гражданство Российской Федерации в 2009 году, но на воинский учет не встал. Комиссией принято решение: "Признать не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Зачислить в запас".
ДД.ММ.ГГ П. отделом военного комиссариата Алтайского края по "адрес" выдана "Справка взамен военного билета" серии АЕ *** с отметкой в графе VII о постановке на воинский учет в отделе военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району с ДД.ММ.ГГ.
Согласно паспорту гражданина Российской Федерации, выданного ТП УФМС России по Локтевскому району ДД.ММ.ГГ, П., ДД.ММ.ГГ года рождения, уроженец "данные изъяты", в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ был зарегистрирован по месту жительства по адресу: "адрес"
П. на воинском учете в отделе военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району не состоял, достиг предельного возраста призыва на военную службу ДД.ММ.ГГ, повестками и извещениями о необходимости явки в отделе военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району не уведомлялся, в розыске не находился, к уголовной ответственности по ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации за уклонение от призыва на военную службу не привлекался.
Приняв во внимание данные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что решение о признании непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, принятое в отношении П., который к 01 января 2014 года достиг возраста 27 лет (в 2011 году) и не подлежал призыву на военную службу, а также выдача П. на основании указанного решения комиссии справки взамен военного билета не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права административного истца.
Доводы жалобы о том, что заключение призывной комиссии в отношении П. принято в полном соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, в редакции, действующей на момент обращения П. в отдел военного комиссариата, решение принято коллегиально, полномочным составом, отмену решения не влекут, поскольку изложенных выше выводов суда не опровергают.
Указание в жалобе на то, что представители призывной комиссии на судебное заседание приглашены не были, не свидетельствует о процессуальном нарушении, влекущих отмену решения, поскольку такой обязанности не предусмотрено. При этом административный ответчик отдел военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом и направил в судебное заседание своего представителя.
Ссылки в жалобе на непрохождение П. военной службы без законных оснований до 01 января 2014 года правового значения не имеют.
Принимая решение по делу, суд полно и правильно установилобстоятельства, имеющие значение для разрешения административного дела, правильно применил материальный закон и сделал выводы исходя из установленных обстоятельств. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Локтевского районного суда Алтайского края от 20 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу отдела военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.