Судья Алтайского краевого суда Мокрушина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу индивидуального предпринимателя Г. на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 04 мая 2016 года, которым
индивидуальный предприниматель Г.,
"данные изъяты"
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, составленному инспектором отделения иммиграционного контроля ОУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в городе Бийске старшим лейтенантом внутренней службы Ф., ДД.ММ.ГГ индивидуальный предприниматель Г. допустил нарушение п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", п.п. 2, 6 приложения N 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 года N 147 "О формах и порядке уведомления федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории российской федерации", выразившееся в неуведомлении территориального органа Федеральной миграционной службы - ОУФМС России по Алтайскому краю в г. Бийске о расторжении ДД.ММ.ГГ трудового договора от ДД.ММ.ГГ *** с гражданкой Республики Казахстан И. в установленные законом сроки. Действия индивидуального предпринимателя Г. квалифицированы по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела судьей вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, индивидуальный предприниматель Г. просит отменить постановление судьи, ссылаясь на строгость назначенного наказания. Указывает, что фактически установленная законом обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России в субъекте Российской Федерации о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты прекращения (расторжения) соответствующего договора, была им исполнена, принимая во внимание, что уведомление о расторжении ДД.ММ.ГГ трудового договора с иностранным гражданином было направлено ДД.ММ.ГГ в ОУФМС России по Алтайскому краю в г. Бийске почтовым отправлением с описью вложения. Данные действия свидетельствуют об отсутствии намерений нарушать требования закона. Напротив, уведомление миграционного органа о приеме на работу иностранного гражданина, своевременное уведомление налогового органа о привлечении иностранного гражданина к трудовой деятельности и добросовестное исполнение обязанностей налогового агента подтверждают желание и намерение индивидуального предпринимателя Г. соблюдать требования действующего законодательства. Считает, что данное правонарушение следует признать малозначительным. Также Г. обращает внимание на то, что ОУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Бийске не проводило с ним, как с работодателем, разъяснительных работ, в том числе с использованием средств массовой информации.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав индивидуального предпринимателя Г. и его защитника Н., поддержавших доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим изменению.
В соответствии с ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ неуведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
Согласно примечанию к ст. 18.1 КоАП РФ за административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей и иными статьями настоящей главы, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими указанной деятельности несут административную ответственность как юридические лица, за исключением случаев, если в соответствующих статьях настоящей главы установлены специальные правила об административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, отличающиеся от правил об административной ответственности юридических лиц.
Необходимость направления вышеуказанного уведомления предусмотрена п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Согласно названной норме работодатель или заказчик работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранного гражданина, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в субъекте Российской Федерации, на территории которого данный иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, о заключении и прекращении (расторжении) с данным иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения или прекращения (расторжения) соответствующего договора.
Указанное в абзаце первом настоящего пункта уведомление может быть направлено работодателем или заказчиком работ (услуг) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции на бумажном носителе либо подано в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Форма и порядок подачи указанного уведомления (в том числе в электронном виде) устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
На момент совершения административного правонарушения подлежали применению формы и порядок представления уведомлений, установленные Приказом ФМС России от 28 июня 2010 года N 147.
В соответствии с п. 6 Порядка представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства, являющегося приложением N 21 к приказу ФМС России от 28 июня 2010 года N 147, уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru).
Материалами дела подтверждаются выводы судьи городского суда о наличии состава правонарушения в бездействии индивидуального предпринимателя Г., который в трехдневный срок не уведомил ОУФМС России по Алтайскому краю в г. Бийске о расторжении ДД.ММ.ГГ трудового договора с иностранным гражданином - гражданкой Республики Казахстан И.
В частности, в деле имеется рапорт инспектора ОИК ОУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Бийске Ф. от ДД.ММ.ГГ, составленный в связи с обнаружением достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения; протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ, составленный по результатам административного расследования (л.д. 56-57); копия паспорта на имя И. (л.д. 7); копия справки о доходах физического лица за 2015 год *** от ДД.ММ.ГГ, выданной в отношении И. (л.д. 8); объяснение индивидуального предпринимателя Г. от ДД.ММ.ГГ (л.д. 15); копия свидетельства о постановке на учет физического лица в налоговом органе в отношении Г. (л.д. 19); копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в отношении Г. (л.д. 20); выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГ в отношении Г. (л.д. 25-29); копия приказа (распоряжения) о приеме работника на работу ***к от ДД.ММ.ГГ (л.д. 30); копия срочного трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ (л.д. 31-32); копия приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) ***к от ДД.ММ.ГГ (л.д. 34); копия описи вложения от ДД.ММ.ГГ (л.д. 42); ответ на запрос Бийского почтамта ОСП УФПС Алтайского края - филиала ФГУП "Почта России" от ДД.ММ.ГГ, согласно которому по итогам проверки установлено, что регистрируемые почтовые отправления с описью вложения ДД.ММ.ГГ не принимались (л.д. 44); ответ на запрос УФМС России по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ *** о том, что уведомление о расторжении индивидуальным предпринимателем Г. трудового договора с иностранной гражданкой И. в названный орган не поступало (л.д. 47); копия уведомления о заключении трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином или лицом без гражданства (л.д. 48-50); рапорт инспектора ОИК ОУФМС России по Алтайскому краю и Республике Алтай в г. Бийске Ф. от ДД.ММ.ГГ о необходимости привлечения индивидуального предпринимателя Г. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ (л.д. 55).
Перечисленные доказательства в их совокупности свидетельствуют об обоснованности выводов судьи о совершении индивидуальным предпринимателем Г. административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, поскольку факт неуведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о прекращении (расторжении) трудового договора с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, подтвержден.
За данное правонарушение индивидуальный предприниматель Г. подвергнут административному штрафу в размере 200 000 руб.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 316-ФЗ (вступившим в силу с 04.07.2016) внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие возможность установления особых условий применения мер административной ответственности в отношении являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц, а также руководителей и иных работников указанных юридических лиц, совершивших административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (ч.3 ст.1.4).
Этим же Федеральным законом статья 3.4 КоАП РФ дополнена ч.3 следующего содержания: в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст. 4.1.1 КоАП РФ (введенной вышеназванным Законом) являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В силу части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Статья 18.15 КоАП РФ не включена в перечень административных правонарушений, приведенный в части 2 статьи 4.1.1 КоАП РФ.
Согласно материалам дела Г. административное правонарушение совершено впервые, отсутствуют последствия в виде имущественного ущерба, причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Учитывая положения ч.2 ст. 1.7 КоАП РФ, обстоятельства совершенного правонарушения, нахожу, что назначенное Г. административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение.
Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 04 мая 2016 года изменить, заменив назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей на административное наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Судья В.П. Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.