Судья Алтайского краевого суда Мокрушина В.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. на постановление судьи Алтайского районного суда Алтайского края от 09 июня 2016 года, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении Администрации Айского сельсовета Алтайского района Алтайского края по ст. 9.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГ ***, ДД.ММ.ГГ в 11 час. 00 мин. в урочище УСТЬЮБА Алтайского района Алтайского края выявлено, что:
- в нарушение п. 4.2.17 Правил устройства электроустановок (7-е изд.), утвержденных приказом Минэнерго России 20 мая 2003 года N 187 (далее - ПУЭ), отсутствует кожух выводов трансформатора КТП N 20-11-34;
- в нарушение п. 4.2.125., таб. 4.2.7 ПУЭ расстояние по вертикали от поверхности земли до выводов 10 кВ менее 4,5 м;
- в нарушение п. 2.2.4 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденых приказом Минэнерго России 13 марта 2003 года N 6 (далее - ПТЭЭЛ), отсутствуют запирающие устройства (замки) дверей КТП N 20-11-34.
То есть КТП 10/0,4 кВ (диспетчерское наименование N 20-11-34) не отвечает требованиям безопасной эксплуатации и не исключает возможности аварии, пожаров, электротравм при использовании ее по назначению. Данное нарушение представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей. Бездействие Администрации Айского сельсовета Алтайского района квалифицировано по ст. 9.11 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд, старший государственный инспектор Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. просит отменить постановление судьи и вернуть дело на новое рассмотрение. В обоснование указывает, что КТП N 20-11-34 не является чьей-либо собственностью, в том числе муниципальной. Вывод судьи о том, что организация электроснабжения населения относится к полномочиям муниципального района не освобождает администрацию от необходимости исполнения ее полномочий в части организации электроснабжения населения, предусмотренных подп. 4, 8 ч. 1, ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
В судебное заседание лицо, подавшее жалобу, и представитель администрации Айского сельсовета не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило, в связи с чем дело может быть рассмотрено в их отсутствие.
Изучив доводы жалобы, проверив дело в полном объеме в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, не нахожу оснований для отмены постановления судьи.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из того, что Администрации Айского сельсовета Алтайского района не является надлежащим субъектом вмененного правонарушения.
Данный вывод является правильным.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 9.11 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Приказом Минэнерго России от 20 июня 2003 года N 242 утверждены "Правила устройства электроустановок. Седьмое издание. Раздел 4. Распределительные устройства и подстанции. Главы 4.1, 4.2", которые распространяются на стационарные распределительные устройства (РУ) и трансформаторные подстанции (ПС) переменного тока напряжением выше 1 кВ 9 (п. 4.2.1).
В силу подп. 1 п. 4.2.17 ПУЭ электрооборудование, токоведущие части, изоляторы, крепления, ограждения, несущие конструкции, изоляционные и другие расстояния должны быть выбраны и установлены таким образом, чтобы вызываемые нормальными условиями работы электроустановки усилия, нагрев, электрическая дуга или иные сопутствующие ее работе явления (искрение, выброс газов и т.п.) не могли причинить вред обслуживающему персоналу, а также привести к повреждению оборудования и возникновению короткого замыкания (КЗ) или замыканию на землю.
Согласно п. 4.2.125 ПУЭ на подстанциях и ССП без ограждения расстояние по вертикали от поверхности земли до неизолированных токоведущих частей при отсутствии движения транспорта под выводами должно быть не менее 3,5 м для напряжений до 1 кВ, а для напряжений 10 (6) и 35 кВ - по табл. 4.2.7, размер Е.
Приказом Минэнерго России 13 марта 2003 года N 6 утверждены Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (зарегистрировано в Минюсте России 22 января 2003 года, регистрационный N 4145), которые имеют целью обеспечить надежную, безопасную и рациональную эксплуатацию электроустановок и содержание их в исправном состоянии (п. 1.1.1) и распространяются на организации, независимо от форм собственности и организационно-правовых форм, индивидуальных предпринимателей, а также граждан - владельцев электроустановок напряжением выше 1000 В (далее - Потребители) (п. 1.1.2). Глава 2.2 ПТЭЭЛ Распределительные устройства и подстанции распространяется на РУ и подстанции Потребителей напряжением 0,4 до 220 кВ (п. 2.2.1).
Пунктом 2.2.4 ПТЭЭЛ установлено, что токоведущие части пускорегулирующих аппаратов и аппаратов защиты должны быть ограждены от случайных прикосновений. В специальных помещениях (электромашинных, щитовых, станций управления и т.п.) допускается открытая установка аппаратов без защитных кожухов. Все РУ (щиты, сборки и т.д.), установленные вне электропомещений, должны иметь запирающие устройства, препятствующие доступу в них работников неэлектротехнического персонала.
Таким образом, указанные правила подлежат исполнению организациями, эксплуатирующими электроустановки.
В данном случае в материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что Администрация Айского сельсовета Алтайского района является такой организацией и осуществляет хозяйственную деятельность в области электроснабжения населения. Такие виды деятельности как электроснабжение населения не относятся к уставной деятельности администрации. Данные о принадлежности КТП N 20-11-34 администрации сельсовета не представлены.
Следовательно, Администрация Айского сельсовета Алтайского района не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Ссылки в жалобе на то, что в силу п.п. 4, 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" администрация сельсовета осуществляет организацию в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации, участвует в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, основаны на неправильном толковании указанной статьи.
Как предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Таким образом, вышеуказанные вопросы не отнесены к полномочиям органа местного самоуправления сельского поселения. В силу ч. 4 ст. 14, п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" эти вопросы решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов и являются вопросами местного значения муниципальных районов.
Кроме того, обозначенные вопросы местного значения являются властно-распорядительной функцией, неисполнение которой не охватывается диспозицией ст. 9.11 КоАП РФ.
Исходя из изложенного производство по делу правомерно прекращено судьей на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава административного правонарушения, и жалоба старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением А. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Алтайского районного суда Алтайского края от 09 июня 2016 года оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Алтайского отдела по надзору за энергосетями и энергоустановками потребителей и энергоснабжением Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору А. - без удовлетворения.
Судья В.П. Мокрушина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.