Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего
Головиной Е.Б.
судей
Осиповой Е.А., Тумашевич Н.С.
при секретаре
Максимчуке В.И.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Л.В. на решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 31 марта 2016 года, которым отказано в удовлетворении исковых требований Л.В. к местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района о признании незаконным решения и бездействия по принятию решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков и утверждения схем расположения участков на кадастровом плане территории.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Головиной Е.Б., объяснения представителя Л.В. - С.Н., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение - В.Е., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда,
установила:
Л.В. обратился в Ломоносовский районный суд к местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение Ломоносовского муниципального района с иском о признании незаконным решения N от 27 октября 2015 года об отказе в вынесении решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ИЖС в аренду, признании незаконным бездействия администрации в отношении принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков для ИЖС в аренду сроком на 20 лет в д. "адрес" обязании вынести решения о предварительном согласовании предоставления указанных земельных участков.
В обоснование требований указал, что 13 октября 2015 года посредством почтовой связи направил в администрацию двенадцать заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в аренду с приложенными схемами расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
27 октября 2015 года ответчик отказал в предварительном согласовании предоставления 12 земельных участков в связи с их нахождением в санитарно-защитной зоне военной части, расположенной в д. "адрес".
Решением Ломоносовского районного суда от 31 марта 2016 года в удовлетворении исковых требований Л.В. отказано.
В апелляционной жалобе Л.В. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование жалобы ссылается на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, применение закона, не подлежащего применению (л.д. 218-231).
В жалобе указывает, что санитарно-защитная зона в предусмотренном законом порядке не установлена, испрашиваемые земельные участки не входят в 1200- метровую зону от военной части.
Ссылается на то, что Правила землепользования и застройки поселения, которые имеют большую юридическую силу по отношению к генеральному плану и иным видам градостроительной документации, сведений о наличии санитарно-защитной зоны не содержат.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
По общему правилу, закрепленному в статье 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 этой статьи.
Подпунктом 15 пункта 2 названной статьи предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.
Статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности.
Указанная норма предусматривает, что в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления заявления, совершает одно из следующих действий: обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16.
В силу п. 3 п. 8 ст. 39.15 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ст. 39.16 указанного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов если указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка.
В силу ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами. Могут устанавливаться следующие ограничения прав на землю: особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах.
В соответствии с п. 7 ст. 93 Земельного кодекса РФ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты населения, бесперебойного функционирования объектов в области обороны страны и безопасности государства могут устанавливаться запретные и иные зоны с особыми условиями использования земель.
Порядок установления указанных зон и использования в их границах земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.05.2014 года N 405 "Об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны" утверждено Положение об установлении запретных и иных зон с особыми условиями использования земель для обеспечения функционирования военных объектов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны страны, в соответствии с п. 7- 8 которого внешняя граница зоны охраняемого военного объекта устанавливается на расстоянии, не превышающем 2 километров от внешнего ограждения территории военного объекта или, если такое ограждение отсутствует, от его внешнего периметра. Ширина зоны охраняемого военного объекта определяется с учетом норм электромагнитной совместимости и помехозащищенности оборудования, эксплуатируемого на военном объекте.
ДД.ММ.ГГГГ 2015 года глава местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение направил Л.В. ответ за N на заявления истца от 21 октября 2015 года о предварительном согласовании предоставления 12 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в д. "адрес". В ответе указал, что местная администрация не имеет возможности принять решение в связи с тем, что санитарно-защитная зона военной части, расположенной в д. "адрес", составляет 1200 метров и полностью накрывает два населенных пункта: д. "адрес" и д. "адрес". Согласно раздела 5 СанПиНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
Испрашиваемые участки находятся в границах муниципального образования Аннинского сельское поселение, относятся к землям населенных пунктов.
При разработке генерального плана развития территории из ответа начальника N Центра государственного санитарно-эпидемиологического центра от 9 декабря 2009 года администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение стало известно о наличии санитарно-защитной зоны военной части, составляющей 1200 метров и накрывающей два населенных пункта: д. "адрес" и д. "адрес".
Генеральный план муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район "адрес" утвержден решением совета депутатов муниципального образования Аннинское сельское поселение муниципальное образование Ломоносовский муниципальный район "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N. На имеющемся в материалах дела фрагменте картографического материала из генерального плана отображена санитарно-защитная зона военной части "данные изъяты", в радиусе которой находится вся д. "адрес" (л. д. 165, 166, 190, 193, 194).
С 2009 года отдел архитектуры, градостроительства и землепользования местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение прекратил выдачу разрешений на строительство и реконструкцию жилых домов в д. "адрес" и д. "адрес", поскольку в соответствии с требованиями СанПиН в санитарно-защитной зоне не допускается размещать жилую застройку.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" установление величин санитарно-защитных зон в местах размещения передающих радиотехнических объектов осуществляется в соответствии с действующими санитарными правилами и нормами по электромагнитным излучениям радиочастотных диапазонов и методиками расчета интенсивности электромагнитного излучения радиочастот.
По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона (СЗЗ) является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Из ответа N Центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора Ленинградского военного округа Министерства обороны Российской Федерации следует, что войсковая часть "данные изъяты" сформирована и расквартирована в д. "адрес" в 1977 году и выполняет особо важные государственные задачи по охране воздушного пространства РФ. В соответствии с СанПиН санитарно-защитная зона для в/ч N ( передающий радиотехнический объект) составляет 1200 метров. Передача в/ч N как объекта санитарно-эпидемиологического надзора ФГУ " "данные изъяты"" состоялось с 15 июля 2010 года.
Согласно сообщения начальника N центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора от 9 декабря 2009 года N, направленного в адрес местной администрации муниципального образования Аннинское сельское поселение, по докладу командира войсковой части N расчетные размеры СЗЗ в соответствии с паспортами передающих радиотехнических объектов войсковой части N ( "адрес") составляют 1200 м (л. д. 185).
В эту СЗЗ попадает существующая и перспективная застройка "адрес" и "адрес".
Отказывая в удовлетворении требований Л.В., суд первой инстанции, руководствуясь положениями Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", принял во внимание факт неблагоприятных последствий эксплуатации стационарных передающих радиотехнических объектов на окружающую среду, и пришел к правильному выводу, что обстоятельством, имеющим значение для правильного разрешения настоящего спора, является факт размещения стационарного передающего радиотехнического объекта, в зоне негативного воздействия которого расположены испрашиваемые истцом земельные участки в д. "адрес".
Поскольку материалами дела подтверждается размещение в д. "адрес" передающего радиотехнического объекта, санитарно-защитная зона для которого составляет 1200 метров, максимальный радиус действия объекта по паспорту - 1517,89 метров, и полностью накрывает д. "адрес", в которой находятся испрашиваемые истцом земельные участки, доводы апелляционной жалобы о разночтениях в графической и текстовой части генерального плана поселения в части размера установленной санитарно-защитной зоны радиолокационного объекта, отсутствии сведений об установлении санитарно-защитной зоны в Правилах землепользования и застройки, а также в данных ГКН, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что отказ местной администрации в предварительном согласовании предоставления 12 земельных участков для индивидуального жилищного строительства в д. "адрес", которые находятся в зоне неблагоприятного воздействия передающего радиотехнического объекта, где запрещено размещать жилую застройку, обусловлен соблюдением требований земельного законодательства и законодательства в области защиты прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом данный отказ направлен, прежде всего, на обеспечение здоровья самого заявителя.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь статьями 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Ломоносовского районного суда Ленинградской области от 31 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
судья Смирнов А.С.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.