Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Пономаревой Т.А.
судей Косарева И.Э., Лебедева А.В.
при секретаре Дремовой Ю.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Панеевой Н.В. на решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года, которым ей было отказано в удовлетворении предъявленных к администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области исковых требований о признании незаконным отказа в назначении пенсии за выслугу лет, обязании назначить пенсию за выслугу лет с 19.01.2016.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Косарева И.Э., объяснения представителя администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области Чернявской М.Ю., возражавшей против удовлетворения поданной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
Панеева Н.В. обратилась в суд с настоящим иском к ответчику, в обоснование заявленных требований указав, что в период с N по N, в течение 17 лет и 11 месяцев она работала на различных муниципальных должностях муниципальной службы в исполнительных органах местного самоуправления - мэрии Кингисеппского района, администрации МО "Кингисеппский район", администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области. В дальнейшем служебный контракт по старшей должности муниципальной службы ведущего специалиста отдела ЗАГС Администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" был расторгнут N в связи с переводом ее на должность специалиста - архивариуса архивного отдела администрации МО "Кингисеппский муниципальный район", не относящуюся к должностям муниципальной службы. N истцу была установлена инвалидность третьей группы по общему заболеванию. С этого времени Панеева Н.В. является получателем пенсии по инвалидности, назначенной в соответствии со статьей 9.1 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". В то же время, 19.01.2016 Панеева Н.В. обратилась в администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области с заявлением о назначении ей муниципальной пенсии за выслугу лет. Решением комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 10.02.2016 в назначении пенсии за выслугу лет было отказано, в связи с тем, что прекращение муниципальной службы имело место не в связи с увольнением из органов местного самоуправления по основаниям, предусмотренным пунктом 3.1.2 Положения о пенсии за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, в органах местного самоуправления МО "Кингисеппский район" и МО "Кингисеппский муниципальный район", утвержденного решением Совета депутатов МО "Кингиссепский муниципальный район Ленинградской области" от 26.10.2011 (далее также - Положение о пенсии от 26.10.2011), а в связи с переводом на другую должность в этой же организации, в архивный отдел на должность, не отнесенную к должностям муниципальной службы. Считая решение комиссии незаконным и необоснованным, поскольку увольнение с муниципальной службы и перевод на должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы, состоялись по соглашению сторон, истец полагала, что прием на работу в администрацию МО "Кингисеппский муниципальный район" на должность, не относящуюся к должностям муниципальной службы и формулировка прекращения исполнения трудовых обязанностей по должности муниципальной службы, не лишают её возможности реализовать права, обусловленные фактом прекращения муниципальной службы, включая право на пенсию за выслугу лет и не являются препятствием для назначения такой пенсии. В связи с этим истец просила суд признать незаконным отказ в назначении пенсии за выслугу лет, обязать ответчика назначить пенсию за выслугу лет с 19.01.2016 и взыскать с него понесенные ею судебные расходы.
В возражениях на иск представитель ответчика просила отказать в удовлетворении иска, указывая, что по обращению истца отсутствует совокупность условий, предусмотренных пунктами 2.1.2 и 3.1.2 Положения о пенсии от 26.10.2011, в связи с чем у Панеевой Н.В. не возникло право на получение пенсии за выслугу лет.
Решением Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года в удовлетворении исковых требований Панеевой Н.В. было отказано (л.д. 117-121).
В апелляционной жалобе Панеева Н.В. просит отменить указанное решение с вынесением нового об удовлетворении её требований, полагая определяющим условием назначения пенсии за выслугу лет факт прекращения муниципальной службы. Считает, что актом перевода на должность архивариуса были оформлены два юридических действия: увольнение с муниципальной службы и назначение на новую должность. Кроме того, указывает на тождественность понятий "освобождение от должности и "увольнение с должности". Считает недопустимым отказ в назначении пенсии по причине некорректности и противоречивости формулировок изданного работодателем распоряжения об освобождении от должности муниципальной службы и формулировок Положения о пенсии за выслугу лет, отмечая, что в действующем в настоящее время Положении, вступившем в силу 01.06.2016, данные противоречия устранены.
Выслушав объяснения явившегося представителя ответчика, определив в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие извещенного, но неявившегося истца, исследовав материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 4 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов РФ и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов РФ и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и актами органов местного самоуправления.
В соответствии с положениями ст.ст. 5-6 Областного закона Ленинградской области от 08.06.2010 N 26-оз "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Ленинградской области и муниципальной службы в Ленинградской области" стаж гражданской и муниципальной службы для установления гражданским и муниципальным служащим ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую и муниципальную службу и исчисление стажа гражданской и муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет гражданских и муниципальных служащих устанавливаются правовыми актами главы местной администрации.
В силу п.п. 1 п. 2.1.2 ст. 2 Положения о пенсии за выслугу лет, назначаемой муниципальным служащим и лицам, замещавшим муниципальные должности, в органах местного самоуправления МО "Кингисеппский район" и МО "Кингисеппский муниципальный район", утвержденного решением Совета депутатов МО "Кингиссепский муниципальный район Ленинградской области" от 26.10.2011, одним из обязательных условий для назначения пенсии за выслугу лет является помимо наличия необходимого стажа муниципальной службы, увольнение с должности муниципальной службы по основаниям, указанным в п. 3.1.2 настоящего Положения. Данным пунктом устанавливается, что пенсия назначается при увольнении с муниципальной службы по ряду оснований, в т.ч. увольнения по переводу в иную организацию или увольнения по собственному желанию.
В то же время, по сведениям в трудовой книжке и по распоряжению от 19.01.2012 (л.д. 15, 20) Панеева Н.В. была освобождена от должности муниципальной службы и переведена с ее согласия в архивный отдел администрации МО на должность, не отнесенную к должностям муниципальной службы. Указанная формулировка прекращения трудовых отношений по муниципальной службе использована ответчиком при отказе в назначении пенсии, тогда как иным условиям получения которой истец отвечает в полном объеме. В настоящее время, в действующем Положении о пенсии за выслугу лет, утвержденным решением от 17.02.2016, вступившим в силу с 01.06.2016, соответствующие пункты изложены и дополнены отредактированными формулировками - "увольнение с должности муниципальной службы (освобождение от должности)" и препятствием для назначения пенсии более не являются.
Согласно п. 1 ст. 24 ФЗ от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В силу ч.ч. 1, 3 ст. ФЗ от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, установленных настоящим ФЗ, в том же государственном органе, либо перевод гражданского служащего на иную должность гражданской службы в другом государственном органе, либо перевод гражданского служащего в другую местность вместе с государственным органом допускается с письменного согласия гражданского служащего. В случае отказа гражданского служащего от перевода на иную должность гражданской службы либо отсутствия такой должности в том же государственном органе служебный контракт прекращается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы в соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 настоящего Федерального закона.
Таким образом, формулировка "освобождение от должности" предусмотрена действующим законодательством о гражданской службе, распространяемым на муниципальных служащих, как минимум по одному из оснований прекращения трудовых отношений. При этом, согласно п. 1.2.1 Положения о пенсии от 26.10.2011 (п. 2.1 действующего Положения о пенсии) пенсия за выслугу лет - ежемесячная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и основаниями, ... которая предоставляется муниципальным служащим либо лицам, замещавшим муниципальные должности в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением муниципальной службы. Следовательно, прекращение муниципальной службы независимо от формулировки оснований указанного прекращения при наличии необходимого стажа является достаточным условием для решения вопроса о назначении лицу, замещавшему должность муниципальной службы, пенсии за выслугу лет.
В ином случае использование некорректной формулировки в качестве обстоятельства, препятствующего назначению пенсии, фактически ведет к необоснованной дискриминации муниципальных служащих, прекративших муниципальную службу в связи с увольнением по переводу в иную организацию или по собственному желанию по сравнению со служащими, фактически прекратившими данную службу, но сохранившими трудовые отношения с органом местного самоуправления, в котором осуществлялась указанная служба.
С учетом изложенного отказ в заявленном иске, по мнению судебной коллегии, постановлен при неправильном толковании норм материального права, в связи с чем постановленное городским судом решение подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении требований Панеевой Н.В.
При признании отказа администрации МО "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в назначении пенсии за выслугу лет от 10.02.2016 незаконным, ответчик обязан назначить Панеевой Н.В. пенсию за выслугу лет с 19.01.2016 (в соответствии с п. 1.4 ранее действовавшего Положения о пенсии от 26.10.2011, со дня подачи соответствующего заявления).
По правилам ч. 1 ст. 98, ст. 100 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным присудить в пользу истца ко взысканию с ответчика и суммы судебных расходов, понесенных истцом, связанных с оплатой государственной пошлины при обращении в суд и оплатой услуг представителя. Размер расходов на представительство отвечает критериям разумности и обоснованности, подтверждается материалами дела, ответчик о снижении данной суммы не ходатайствовал.
Руководствуясь ст.ст. 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 30 мая 2016 года отменить, приняв новое решение об удовлетворении заявленных Панеевой Н.В. требований.
Признать отказ администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в назначении Панеевой Н.В. пенсии за выслугу лет от 10.02.2016 незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области назначить Панеевой Наталье Владимировне пенсию за выслугу лет с 19.01.2016.
Взыскать с администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области в пользу Панеевой Н.В. расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей и расходы по оплате услуг представителя в размере "данные изъяты" рублей.
Председательствующий
Судьи
Судья Дунькина Е.Н.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.