Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В., Цыганковой В.А.
при секретаре
Коновалове Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 июня 2016 г. апелляционную жалобу Масленниковой Л. Н. на решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2016 г. по гражданскому делу N 2-2751/2016 по иску Масленниковой Л. Н. к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании отказа незаконным, обязании принять на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав мнение истца Масленниковой Л.Н., ее представителя Глухова В.Д., представителя ответчика Администрации Невского района Санкт-Петербурга - Николаева А.В., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Масленникова Л.Н. обратилась в Невский районный суд Санкт-Петербурга с иском к Администрации Невского района Санкт-Петербурга о признании отказа в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, обязании ответчика принять ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, указывая в обоснование предъявленных требований на то, что проживает в муниципальной квартире в доме, который распоряжением Жилищного комитета Санкт-Петербурга от 02.04.2012 N 220-р признан аварийным и подлежащим реконструкции. Истец проживает в данном доме по настоящее время. На свое обращение в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга истец получила письмо с отказом в постановке ее и ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий со ссылкой на Закон Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65, в котором в качестве условий постановки на учет нуждающихся является размер жилого помещения (9 кв.м. общей площади и стажа проживания на территории Санкт-Петербурга не менее 10 лет). Истец является ветераном Великой Отечественной войны, ветераном труда, инвалидом N ... группы, проживает в Санкт-Петербурге более 10 лет. Истец имеет право на получение отдельной от семьи квартиры согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714. С учетом изложенного, истец полагает, что отказ в постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях препятствует ей в реализации своих прав. Истец также указывает на то, что ее семья состоит из пяти человек, а истец нуждается в покое, которого нет.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2016 г. в удовлетворении исковых требований Масленниковой Л.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Масленникова Л.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что Масленникова Л.Н. имеет право на льготы, установленные ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" (житель блокадного Ленинграда), а также имеет право на льготы, установленные ст. 22 и 23 Федерального закона "О ветеранах" (ветеран труда).
Масленникова Л.Н. и члены ее семьи - П.О.Г., П.В.И., П.Д,В., П.Е.В. были постоянно зарегистрированы в " ... " квартире "адрес", общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м.
Из материалов учетного дела следует, что Масленникова Л.Н. "дата" обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом льготы - житель блокадного Ленинграда, инвалид N ... группы по общему заболеванию.
Из выписки от "дата" из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним следует, что П.В.И. также имеет в собственности жилое помещение - квартиру общей площадью " ... " кв.м., расположенную по адресу: "адрес"
Администрацией Невского района Санкт-Петербурга "дата" было отказано истцу в удовлетворении заявления с указанием на то, что жилищная обеспеченность семьи истца превышает установленный в Санкт-Петербурге норматив для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. Исключений по приему на учет граждан, имеющих льготы, не предусмотрено, истица не относится к категории граждан, предусмотренных Законом Санкт-Петербурга от 28.07.2004 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан".
Масленникова Л.Н. "дата" повторно обратилась в Администрацию Невского района Санкт-Петербурга с заявлением о постановке ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с учетом льготы - житель блокадного Ленинграда, инвалид N ... группы по общему заболеванию.
Администрацией Невского района Санкт-Петербурга "дата" было отказано истцу в удовлетворении заявления с указанием на то, что жилищная обеспеченность семьи истца превышает установленный в Санкт-Петербурге норматив для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях. При этом, признание дома "адрес" аварийным и расселение в связи с этим проживающих в нем граждан не является самостоятельным основанием для принятия на учет нуждающихся в жилых помещениях.
Между тем, на основании Распоряжения Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга от 2 апреля 2012 г. с учетом заключения городской межведомственной комиссии N 7 от 28 марта 2012 г. многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим реконструкции. В результате реконструкции дома жилое помещение, занимаемое истцом и членами ее семьи, не может быть сохранено.
Как следует из материалов учетного дела, Масленниковой Л.Н. в рамках реализации распоряжения Правительства Санкт-Петербурга, на нее и членов ее семьи в связи с расселением предложены следующие варианты жилых помещений: " ... " квартира, расположенная по адресу: "адрес" " ... " квартира, расположенная по адресу: "адрес"; " ... " квартира, расположенная по адресу: "адрес"; " ... " квартира, расположенная по адресу: "адрес".
От предлагаемых вариантов жилых помещений Масленникова Л.Н. отказалась.
На заседании жилищной комиссии Администрации Невского района Санкт-Петербурга 08.07.2014 было принято решение, в связи с распоряжением Жилищного комитета Правительства Санкт-Петербурга 220-р от 02.04.2012 о признании дома аварийным, о предоставлении Масленниковой Л.Н. на нее и членов ее семьи - П.О.Г., П.В.И., П.Д,В., П.Е.В. по договору социального найма " ... " квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м.
Решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 г. по делу N 2-6199/2014 по иску Администрации Невского района Санкт-Петербурга к Масленниковой Л.Н., П.О.Г., П.В.И., П.Д,В., П.Е.В., ответчики были выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" со снятием с регистрационного учета и предоставлением другого жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес"
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2015 г. решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 г. по делу N 2-6199/2014 было оставлено без изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец на момент оспариваемых отказов администрации района (от 24.12.2013 и от 24.06.2014) в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, была зарегистрирована и проживала в жилом помещении - квартире, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м., совместно с истцом в данной квартире было зарегистрировано 5 человек, таким образом, общая площадь жилого помещения, приходящаяся на истца в занимаемом им жилом помещении, составляет " ... " кв. м. ( " ... " кв.м. / 5), что превышает учетную норму площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге, в связи с чем, отказ администрации Невского района Санкт-Петербурга в постановке истца на учет является законным и обоснованным, оснований для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет не имеется.
Судебная коллегия полагает, что данные выводы суда основаны на правильном применении к рассматриваемым правоотношениям требований п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 г. N 714, а также поставлены при верной оценке доказательств, представленных в материалы дела, оценка которым дана в соответствии со ст. ст. 55, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно материалам дела на истицу распространяются гарантии и льготы, закрепленные Федеральным законом "О ветеранах".
В силу ст. 18 Федерального закона "О ветеранах" лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда", предоставляются следующие меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем лиц, награжденных знаком "Жителю блокадного Ленинграда", нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с п. 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу ст. 22 Федерального закона "О ветеранах" меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" от 7 мая 2008 г. N 714 предусмотрена необходимость завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах".
Таким образом, на основании вышеизложенного, суд первой инстанции правомерно установил, что необходимым условием для обеспечения ветеранов Великой Отечественной войны жильем, является их нуждаемость в улучшении жилищных условий.
Указ Президента Российской Федерации N 714 не регулирует порядок признания таких граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, следовательно, порядок признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий определяется нормами действующего законодательства о признании граждан нуждающимися в жилых помещениях по договору социального найма и их постановке на учет.
Согласно положениям действующего законодательства, в частности положениям Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" установлен определенный порядок по постановке граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а также ряд требований, предъявляемых к заявителям. Несоответствие установленным требованиям или невыполнение условий установленного порядка принятия на учет влечет отказ в постановке на учет.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в частности, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В силу п. 5 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение о принятии на учет или об отказе в принятии на учет должно быть принято по результатам рассмотрения заявления о принятии на учет и иных представленных в соответствии с частью 4 настоящей статьи документов органом, осуществляющим принятие на учет, не позднее чем через тридцать рабочих дней со дня представления указанных документов в данный орган.
На основании п. 4 указанной статьи, с заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В силу п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона Санкт-Петербурга "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге" N 407-65 от 19 июля 2005 г., учетная норма площади жилого помещения на одного человека в Санкт-Петербурге составляет: 9 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах, 15 квадратных метров общей площади жилого помещения для проживающих в коммунальных квартирах.
Отказывая истцу в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об обоснованности выводов администрации Невского района Санкт-Петербурга об отсутствии у Масленниковой Л.Н. законных оснований для постановки на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку жилищная обеспеченность заявителя превышает установленную законом норму, иных оснований для постановки истца на учет также не имеется.
При определении жилищной обеспеченности истца суд первой инстанции исходил из того, что общая площадь квартиры по адресу: "адрес", составляет " ... " кв.м, жилая площадь составляет " ... " кв.м., следовательно, жилищная обеспеченность Масленниковой Л.Н. составляет " ... " кв. м. ( " ... " кв.м. / 5) на каждого человека, что превышает учетную норму - 9 кв.м. общей площади жилого помещения для проживающих в отдельных квартирах и жилых домах. Таким образом, жилищная обеспеченность истца превышает учетную норму на 3,85 кв.м.
Кроме того, в настоящее время решением Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 г. по делу N 2-6199/2014 по иску Администрации Невского района Санкт-Петербурга к Масленниковой Л.Н., П.О.Г., П.В.И., П.Д,В., П.Е.В., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 24 марта 2015 г., ответчики были выселены из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" со снятием с регистрационного учета и предоставлением другого жилого помещения - квартиры, расположенной по адресу: "адрес", общей площадью " ... " кв.м., жилой площадью " ... " кв.м., что также превышает учетную норму.
С учетом наличия вступившего в законную силу решения Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 декабря 2014 г., подлежат отклонению доводы апелляционной жалобы истца о наличии оснований для признания ее нуждающейся в жилом помещении, в связи с проживанием в аварийном жилом помещении.
С учетом положений Жилищного кодекса Российской Федерации, Закона Санкт-Петербурга от 19.07.2005 N 407-65 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге", Закона Санкт-Петербурга от 28.07.2004 N 409-61 "О содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан", Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", судебная коллегия находит правомерным вывод суда первой инстанции о том, что факты наличия у истца удостоверения ветерана Великой Отечественной войны, удостоверения к знаку "Жителю блокадного Ленинграда" не могут являться самостоятельным основанием для признания истца нуждающейся в улучшении жилищных условий и постановки на учет.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о пропуске истцом установленного законом срока на обращение в суд с настоящими требованиями.
Так, суд первой инстанции указал, что решения жилищной комиссии администрации Невского района Санкт-Петербурга об отказе истцу в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях выносились 24.12.2013 и повторно 24.06.2014, то есть на момент действия положений ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст. 5 Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об оспаривании решений и действий, нарушающих права и свободы граждан", согласно которым истцу было предоставлено законом три месяца со дня, когда ей стало известно о нарушении своего права.
Вместе с тем, заявленные истцом требования разрешены в порядке искового производства, а срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, истцом не пропущен.
Однако данное обстоятельство не влечет отмену по существу правильно постановленного решения суда,
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, основаны на неправильном толковании положений действующего законодательства, а также сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции установлены правильно. Всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для несогласия с которой у судебной коллегии не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Невского районного суда Санкт-Петербурга от 10 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.