Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего
Овчинниковой Л.Д.
судей
Пошурковой Е.В., Луковицкой Т.А.
при секретаре
Коновалове Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании 12 июля 2016 г. апелляционную жалобу Гребенникова Ю. Н. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2016 г. по гражданскому делу N 2-1644/2016 по иску Гребенникова Ю. Н. к Федеральному государственному казенному учреждению "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании приказа незаконным, признании права на участие в подпрограмме, обязании выдать государственный жилищный сертификат,
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
УСТАНОВИЛА:
Гребенников Ю.Н. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с иском к ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным отказ ответчика от 07.10.2015 о включении Гребенникова Ю.Н. в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011-2015 годы, признании права Гребенникова Ю.Н. на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы и включение в списки получателей государственного жилищного сертификата, обязании ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России включить Гребенникова Ю.Н. в список граждан-участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и выдать государственный жилищный сертификат в порядке, установленном законодательством.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2016 г. в удовлетворении исковых требований Гребенникову Ю.Н. отказано.
В апелляционной жалобе истец Гребенников Ю.Н. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение.
На рассмотрение дела в суд апелляционной инстанции истец Гребенников Ю.Н., представитель ответчика ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, представитель третьего лица Войсковой части 42732 не явились, направили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие. При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167, ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что КЭЧ Брянского района Московского округа истцу было предоставлено жилое помещение.
Основанием вселения Гребенникова Ю.Н. в жилое помещение по адресу: "адрес" (общей площадью " ... " кв. м) является ордер от "дата".
Указанная квартира относится к специализированному фонду Министерства обороны Российской Федерации и является служебной.
Гребенников Ю.Н. с "дата" по "дата" и с "дата" по "дата" проходил службу в рядах Советской Армии.
Приказом Начальника Войск РХБ защиты N 08ПМ от 24.06.1996 Гребенников Ю.Н. уволен с военной службы по статье 49 части 2 пункта "В" (за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего). На момент увольнения имел 12 лет календарной выслуги в ВС Российской Федерации.
В 2015 году Гребенников Ю.Н. обратился в ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации с заявлением о включении его в состав участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
В соответствии с уведомлением ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации от 07.10.2015 N 14-60/20/2015 Гребенникову Ю.Н. отказано в признании участником подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации на основании пункта 22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, в связи с отсутствием права.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что у Гребенникова Ю.Н. и членов его семьи отсутствуют правовые основания для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку в установленном законом порядке истец не был признан нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых военнослужащим в связи с увольнением с военной службы, по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
При этом суд указал на то, что один лишь факт проживания Гребенникова Ю.Н. и членов его семьи в военном городке не является самостоятельным основанием для признания их участниками подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, поскольку у государства перед ними не возникло обязательств по обеспечению жилым помещением.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Согласно пункту 14 статьи 15 указанного Закона обеспечение жилым помещением военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
В силу положений абзаца четвертого пункта 14 статьи 15 Закона порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
Такое основание определено и приказом Министра обороны Российской Федерации от 8 ноября 2011 г. N 2050 "Об утверждении Порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в Вооруженных Силах Российской Федерации".
Доводы истца о том, что проживание определенных категорий граждан-военнослужащих в закрытых военных городках само по себе является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов независимо от основания увольнения с военной службы, продолжительности срока военной службы, нуждаемости в жилых помещениях, основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Анализ приведенных выше норм права указывает на то, что предоставление жилищного сертификата по данному основанию предусмотрено в случае принятия в установленном порядке решения и реализации процедуры переселения граждан из закрытых военных городков и поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности. В данном случае такого решения не принималось и переселение граждан из военного городка не производилось.
Правом же на получение государственного жилищного сертификата обладают только те лица, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению их жильем после увольнения с военной службы. Проживание в течение некоторого количества времени на территории закрытого военного городка гражданина, состоявшего в служебных (трудовых) отношениях с военным ведомством и прекратившего эти отношения по основаниям, не дающих ему права на дальнейшее обеспечение жилой площадью, не является достаточным основанием для предоставления такой выплаты. Необходимым условием для разрешения вопроса может ли быть гражданин отнесен к категории лиц, подлежащих переселению, является наличие у государства, иных ведомств обязательств по обеспечению его другим жилым помещением, а также причины утраты гражданином связи с военным ведомством.
Служебная квартира была предоставлена Гребенникову Ю.Н. и членам его семьи на основании ордера на служебное жилое помещение на период прохождения истцом военной службы.
Гребенников Ю.Н. на учете в жилищных органах Министерства обороны Российской Федерации в качестве нуждающегося в жилом помещении не состоял, был уволен с военной службы за совершение проступка, порочащего честь военнослужащего.
Ссылка апелляционной жалобы истца на то, что на момент введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации истец имел выслугу более 10 лет и относился к числу лиц, которые не могут быть выселены из служебных жилых помещений без предоставления другого жилого помещения, не является основанием для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку требований о выселении из занимаемого жилого помещения к истцу не предъявлялось и вопрос об этом в рамках данного дела не разрешался.
Ссылки апелляционной жалобы на решение Жуковского районного суда Брянской области от 15.10.2009 по гражданскому делу N 2-319/2009, также являются несостоятельными, так как в рамках указанного гражданского дела рассматривались требования о выселении, предъявленные к супруге истца, а не к истцу.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что Гребенников Ю.Н. не приобрел право на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, является правильным.
Таким образом, правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд первой инстанции постановилзаконное решение в пределах предъявленных исковых требований.
Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеется ссылка в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного по делу решения, поскольку не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении. Все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст. ст. 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Результаты отражены в постановленном по делу решении.
На основании изложенного судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 7 апреля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.